Классификация гудвилла как экономической категории
Классифицировать гудвилл целесообразно по следующим признакам: Ø По видам отношений, объектом которых выступает гудвилл: · Юридический гудвилл всегда есть преимущество, которое возникает только вследствие ведения бизнеса, а, значит, приобретение гудвилла на рынке невозможно также, как невозможно его отчуждение в пользу стороннего лица, и это преимущество на практике имеет конкретное стоимостное выражение, чем является экстраординарная прибыль. · Экономический гудвилл выступает в качестве объекта экономических отношений. Совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжить пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят фирме прибыль сверх той, которая требуется для разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая доход на все прочие нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены Ø По возможности отчуждения гудвилла: · Гудвилл, не отделимый от компании, – это гудвилл компании, который остается неизменным после смены прежней команды административных менеджеров. · Гудвилл, не отделимый от индивидуума, представляет собой такой гудвилл, который приобретается компанией только за счет индивидуальных профессиональных и личностных характеристик административного менеджмента и теряется вместе с его сменой. Ø По степени воздействия на финансовый результат деятельности предприятия: · Положительный гудвилл, приносящий экстраординарные прибыли, полученные от его использования. · Отрицательный гудвилл (бэдвилл), влияние которого на финансовый результат негативное, в результате чего стоимость предприятия как единого имущественного комплекса меньше соответствующей стоимости имущества предприятия, уменьшенной на величину его обязательств.
Ø По формам проявления в воспроизводственном процессе: · Созданный гудвилл – это гудвилл, наработанный оцениваемым предприятием, не отражаемый в финансовой отчетности и приводящий к появлению экстраординарных прибылей, · Гудвилл бухгалтерский, приобретенный холдинговой компанией в момент осуществления операции по приобретению предприятия вместе с иными его активами. Ø По полноте отражения в финансовой отчетности: · рыночный, когда стоимость приобретения гудвилла определяется как разность между ценой сделки приобретения целевой компании и рыночной стоимостью ее скорректированных чистых активов, · гудвилл нормативный, когда стоимость приобретения гудвилла должна определяться как разность между ценой сделки приобретения целевой компании и балансовой стоимостью ее скорректированных чистых активов или начальной стоимостью при продаже целевой компании на специализированном аукционе. Ø По степени контроля над приобретенным в ходе объединения предприятий: · Гудвилл частичный - возникает тогда, когда в результате объединения компаний методом покупки покупателем приобретается менее 100 % чистых скорректированных активов, в результате чего в консолидированной финансовой отчетности покупателя (холдинга) отражается не полная стоимость гудвилла приобретенной компании. Данная ситуация характерна при приобретении целевой компании холдинговой компанией посредством ценных бумаг. · Гудвилл полный возникает в случае установлении полного контроля над всеми активами и обязательствами целевой компании. Ø По уровню проявления в экономической системе: · Гудвилл предприятия формируется создаваемыми самим предприятием нематериальными индивидуальными преимуществами и влияет на получение предприятием экстраординарных прибылей в рамках соответствующей отрасли национальной экономики.
· Региональный гудвилл формируется внешними условиями, имеющими нематериальную природу, характерными для данного региона и влияет на получение предприятием экстраординарных прибылей в рамках национальной экономики, ввиду возникновения у предприятий региона, по сравнению с предприятиями иных регионов аналогичных отраслей, неотчуждаемых нематериальных преимуществ. · Гудвилл национальный обеспечивает формирование экстраординарных прибылей у предприятий национальной экономики, по сравнению с предприятиями аналогичных отраслей иностранных государств. Защита интересов национальных товаропроизводителей независимо от места их расположения есть реализация национального гудвилла Обобщая приведённую выше классификацию, её можно представить в наглядной схеме (рис.1):
Рис.1 Классификация гудвилла как экономической категории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|