Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Форум на момент Первой Пунической войны




Содержание

 

Введение

Глава 1. Форум на момент Первой Пунической войны

Глава 2. Форум времени правления Цезаря, Августа

Глава 3. Форум при династии Антонинов

Глава 4. Форум времени Диоклетиана, Константина

Заключение

Список источников и литературы


Введение

 

Невозможно переоценить влияние искусства древнего Рима на культуру всех последующих эпох, на современность. Будучи “наследником” традиций великой греческой цивилизации, Рим вобрал в себя всё лучшее и синтезировал богатейшую культуру, к которой, впоследствии, в периоды кризиса возвращались, чтобы каждый раз найти в ней что-то новое. Будучи когда-то небольшим провинциальном поселением, Рим превратился в могучую державу, просуществовавшую тысячу лет, охватившую половину Европы, север Африки и запад Азии. Вслед за политическими, культурными, религиозными изменениями всего государства, менялся облик Рима, на протяжении восьмиста лет остававшейся столицей, а более всего - Forum Romanum - Римский форум, главный центр разного рода деятельности во всём государстве. На нём поклонялись божествам, решали государственные вопросы, торговали. Застройка форума производилась в соответствии с нуждами в том в конкретный период. Таким образом, Римский форум - образец для подражания всего остального государства, а так же место, где вершилась история искусства и культуры, а в частности - архитектуры.

Именно архитектурную специфику несёт проблема, рассмотрение которой является целью этой работы - разобрать проблематику эволюции планировки застройки Римского форума начиная с республиканского периода и заканчивая поздней античностью, т.е. с 8 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Данные рамки обусловлены тем, что планировка, типы построек менялись в этот период достаточно стремительно - бурная застройка республиканского и имперского античных периодов, упадок времени смены религии и её роли в период раннего христианства и новая волна застройки. Существует множество публикаций, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, посвященных исследованиям искусства Древнего Рима, его архитектуре, хотя куда меньше, нежели греческой. Эволюции конкретно застройки Римского форума посвящено много меньше исследований, потому это можно признать актуальным.

Задачами на пути к цели работы будут служить представление планировки Forum Romanum (помимо означенных общих границ) в определённых временных точках:

.   ситуация застройки на момент Первой Пунической войны,

2. во время правления Цезаря, Августа,

3. планировка при династии Антонинов,

4. ситуация времени Диоклетиана и Константина.

Поняв эволюцию застройки Римского форума, мы поймём, как менялись общекультурные представления об архитектуре главной городской площади государства, её эстетике в сочитании с практической составляющей.


Глава 1. Форум на момент Первой Пунической войны

 

Первая Пуническая война, тянувшаяся с 264 по 241 г. до н.э., выбрана точкой для сравнения с позднейшей эволюцией римского государства и архитектуры, причины того - половина времени, отведённого Римской республике, уже прошло, соответственно, можно говорить о сформировавшемся тогда облике форума; так же новые победы войны обуславливают появление дополнительных монументов, а “добытые городом богатства сделали Рим краше”.

В самом начале Рим был провинцией, далёкой от жизни и культуры Средиземноморья, пока в 4 в. до н.э. не победил в латинской войне и не стал господствовать над окружающими землями, результатом чего стал завязывается контакт с греческими городами. Это подтолкнуло к переосмыслению того, каким должен быть город и какие функции зданий для этого нужны. Форум уподобляется Агоре (политические, военные, судебные, торговые и даже развлекательные функции мог он теперь выполнять). К моменту Первой Пунической войны в центральной Италии сформировывается то, как выглядит центр города - храмы, хотя бы один их которых посвящался капитолийской триаде, вытянутый прямоугольный форум, круглая комиция и курия, административные здания, а так же, позднее, добавляются базилика (древнеримский её тип) и монументальная арка при входе.

Таким и было римское поселение, в центре которого Forum Romanum - многофункциональное открытое публичное место, вокруг которого расположились древнейшие монументальные постройки. В 575 г. до н.э., после осушения местности для прокладки "Клоаки Максима",началось строительство форума.

планировка застройка римский форум

Место это расположено между Капитолием, Палатином и Квириналом. Священная дорога (Via Sacra) спускалась с Палатина к восточной части форума и тянулась к Капитолийскому холму, на ней был раскинут плотный ряд лавок различного содержимого. С4 века до н.э. Форум был заставлен лавками Старыми и Новыми, а уже в 5 веке до н.э. на его территории располагалась школа.

Регия - единственное здание, с сохранившейся в хорошем состоянии археологической картиной ранних сцен своей бытности (есть остатки большой деревянной хижины железного века, над ними - остатки зала 5 века

до н.э. с очагом по центру, перед которым 2 вестибюля/прихожих, имеющим так же огороженный стенами дворик). Регия - Дворец Царей - первоначально был резиденцией правителя, находящееся на Священном пути около храма Весты, позже стал символичным местом, а после - местом пребывания верховного понтифика, унаследовавшего религиозные обязанности царей.

Маленький храм Весты в форме толоса, в котором поддерживался священный огонь, символизировавший главный очаг государства и бывший символом жизненного духа города.

В 501-493 г. до н.э. был возведен храм Сатурна, за ним и у подъёма на Капитолий располагалась одноимённая площадь. Вокруг неё были расставлены таблички с законами; на ней же располагались учреждения, переместившиееся позднее в Табуларий, а так же ведавшие управлением казны, расположенной в самом храме, возвигнутом на месте "находившегося там с незапамятных времен алтаря".

На северо-западе располагалась трибунная комиция - площадь для общественного собрания, а за ним - курия - здание сената, где встречались отцы города. Внутри последней ступенями располагались места.

В 484 году до н.э. был построен храм, посвящённый покровителям города и сыновьям Юпитера, Диоскурам Кастору и Полуксу; насегодняшнийденьсохранилисьтриколонныкоринфскогоордера"Трисестры". Перед ним находился постамент, с которого цензор зачитывал обвинения в чей-то адрес.

Храм Конкордии/Согласия в 367 г. до н.э. был построен как символ окончания разногласий между патрициями и плебеями. Флавий обнародовал гражданское право, расставив по форуму "доски с фастами, чтобы народ знал, по каким дням можно вести тяжбы. Несмотря на озлобление знати, он освятил на Вулкановом поле храм Согласия, и по единодушной воле народа заставил великого понтифика Корнелия Брабата произнести слова, которые за ним повторял Флавий, меж тем, как обычай предков запрещал освящать храмы всем, кроме консулов и полководцев".

Одна из тюрем Рима располагалась на Форуме, прямо напротив курии (не прямо, но под углом). Имела подземную и наземную части. Подземная часть называлась tullianum; её создание приписывали Сервию Туллию; “по одной теории, это была первоначально купольная могила, вроде микенских, по другой - место это служило водохранилищем (tullianus от tullus - "источник", - небольшой ручеек и сейчас бежит по полу этого подземелья). Первоначально единственным входом в нее было отверстие в потолке; диаметр тюрьмы около 7 м; это подземелье глубиной почти в 35 метров, кругом идут крепкие стены, покрытые каменным сводом: грязное, темное, зловонное, страшного вида. Выше была трапециевидная комната”.

Одна из древнейших построек - святилище Венеры Очистительницы на месте южной стороны будущей базилики Эмилия. Сохранилось только мраморное основание, только по изображению на монете удалось реконструировать вид здания.

Ливий упоминает, что “первые скульптурные изображения людей (а не богов), воздвигавшиеся в память о славных деяниях того или иного лица” появились в Риме в середине V в. до н.э. - на форуме уже при Цицероне стояли скульптурные группы.

Уже во время Первой Пунической войны, в 240 г. до н.э., установлена колонна Рострата, знаменующее морскую победу Мением над антийцами, представляющая собой колонну, унизанную рострами (передняя часть/нос корабля), как знак их поражения. С тех пор там образовался помост, ставший ораторской трибуной.

Важно упомянуть и о материалах строительства. Основными материалами центральной Италии были те, что не сложно было найти: резной и тёсаный камень для монументальных сооружений, из деревянных балок сооружали каркас и крыши, терракота использовалась как облицовка и черепица, для внутренних стен использовали как камень, так и дерево. В широком применении был необожжённый кирпич; измелённый камень (opus caementicum), изначально скромно применяемый, позже превратиться в составляющую материала огромного потенциала - римского цемента. Местная глина обладала хорошим качеством, а мягкая вулканическая порода - известняковый туф - был благоприятным для резки камнем, потому так же был популярен. Известковый травертин применялся внутренне для возведения стен храма Кастора и Полукса из-за его прочности. Так же эти материалы применялись для облицовки чаще, чем кирпич, а снаружи дополнительно покрывались стуком.

Ранние источники утверждают о сильном влиянии этрусской культуры - последние цари Рима были этрусками, что и придало соответствующую форму архитектуре Рима.

Таковы зачатки того, из чего возникнет дальнейший величественный архитектурный образ Римского форума. На первом этапе формируются представление о городе - структуре и функциях его центра. Обретают грубую форму необходимые каждому поселению постройки и функционалы: обязательна прокладка канализации; Курия, Регия, комиций - необходимый минимум административных зданий (и площадок); первые появляющиеся храмы - защитников города, покровителей урожая и домашнего очага (самые необходимые для поддержания жизни города; и только позже начинают появлятся памятные монументы - памятники, храм Согласию. И для постройки всего перечисленного складывается "традиция" строительных материалов и сферы их применения (облицовка, основа). Таким образом, изначально постройки носили чисто утилитарный характер и лишь позже стали медленно развиваться мемориальные мотивы в застройке площади. На основании этого (образования художественно-практического минимума программы) можно перейти к рассмотрению следующего периода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...