Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Форум при династии Антонинов




 

И хотя ещё сразу после смерти Октавиана в 14 году при Клавдиях был построен Храм Обожествлённого Августа, больше грандиозных строительств не предвиделось полтора столетия - до прихода к власти Антонинов. И тут Римская культура достигла своего пика.

Однако стоит упомянуть про начавшуюся при Клавдиях и завершившуюся веком позже так называемую Римскую архитектурную революцию, построенную на применении бетона. Именно в этот период строители начали ценить его не за дешевизну, а за возможности, которые открываются при его использовании. Облегчение конструкций, их необычность. "Благодаря бетону внезапно познакомились с понятием внутреннего пространства, узнав что оно может быть не только пустотой между четырьмя стенами". В дальнейшем "революция" найдёт своё отражение в позднеантичном искусстве и пойдёт дальше. Так же, стоит пояснить, что Римский бетон не являлся цементным бетоном в современном понимании слова. Бетон изготавливался из песка без примесей земли для большей прочности или мелких камней, воды, гасили известью, с более или менее грубыми дополнениями, например, путеоланская земля, осколки глиняных изделий. После затвердевания всё это превращалось в массу, напоминающую сегодняшний бетон.

Арка Тита воздвигнутая в самом начале Священного Пути в честь триумфа над Иудеей и взятия Иерусалима Титом в 71 году, стала праобразом для всех последующих триумфальных арок, так как имела визуально наиболее идеальные пропорции и черты - однопролётность, мраморная облицовка, обширные рельефы по сторонам: на одной - Тит на колеснице, над его головой богиня Виктория знаменует триуф, держа венок, а лошадей ведёт за поводья Рома - покровительница Рима, за действующими лицами - толпа; на другой - увенчанные солдаты несут трофеи из Иерусалимского храма: семисвечник, трубы и жертвенник; пилоны/основы арки украшены лишь окноподобными нишами и обрамлены коринфскими колоннами.

Во многих обществах самой консервативной частью культуры является устоявшаяся религия - Рим не был исключением. Официальные классические здания были прямоугольной, редко круглой формы, колонны на фасаде. Редкие случаи, когда храм был свободностоящий в старой греческой манере и был обнесён колоннадой со всех четырёх сторон. Большая часть следовала Италийской модели - стоящей на подиуме, имеющий доступ только с фасада с пролётом ступеней и остроконечным крыльцом - таковы здания Имперского периода, например, храм Антонина Пия и Фаустины, начатый в 141 г. и сохранившийся до наших дней в виде церкви Сан Лоренцо в Миранде. (Тяготение к подобному типу строения выразилось даже в Пантеоне). Подобный тип постройки был важен, хоть и не были "дорогой в будущее". Религия всё более склонялась в сторону восточных верований, для много более личных ритуалов которых требовалась иная степень архитектурной выразительности.

Можно проследить смену приемлемых пропорций греческих ордеров, включающую увеличивающийся энтазис по отношению к высоте - предпочтение эллинистическим миром более стройных пропорций ионического ордера дало использовать подиум. Такие здания, как храм Кастора и Полукса или Марса Мстителя предполагались с доминированием переднего пространства посредством высоты. От храмов использование подиума перекинулось на другие типы зданий, в основном, в виде плинта. Начиная как плоские, полуколонные имитации трёхмерного пространства, такое нововведение стало разрабатывать свои собственные характеристики. Такой развившийся вид был использован в Проходном Форуме Нервы, законченном в 96-97, построенном первым императором Антонином, в конце которого был храм Минервы (сохранились лишь 2 гранитные колонны). Свободностоящие колонны прикреплены к стене лишь на уровне антаблемента, без плинта, но с аттиком для дополнительной высоты, подчёркивающим горизонтальный ритм деталей.

Признаки последнего этапа классикизирующей традиции отражены в Форуме Мира Веспасиана и Траяновой базилике Ульпия.

Форум Мира - предпоследняя часть комплекса Императорских форумов и одно из последних великих сооружений Итало-Эллинистического мира, была спроектирована, чтобы прославить новую династию (Флавиев) за то, что те "благословлены миром", после длительного периода гражданской войны. По форме этот форум чуть более вытянут, чем квадрат, задуманный как сад, с трёх сторон обрамлённый портиками. После храма Мира сам форум стали называть Форумом Мира. Храм внутри него был много более скромное здание - без подиума, выступающий фасад которого занимал центр юго-западного портика, с размещённой за ним целлой, по бокам были размещены библиотеки и галереи, в которых были выставлены трофеи, привезённые из Иерусалима, а позже - мраморная карта Рима Севера. На подиуме стояли статуи двух обожествленных императоров; от колоннады остались всего лишь три колонны коринфского ордера. "Великим украшением Рима была вода, наполнявшая своим шорохом и шумом весь город, бившая из фонтанов самого разнообразного оформления, стоявшая в широких нимфеях, лившаяся щедрой струей из кранов водонапорных колонн". На форуме Веспасиана это выразилось в фонтане, увенчаном бронзовым быком (возможно, работы Фидия или Лисиппа).

Форум Траяна был заложен в 113 году и стал последним и величайшим из Императорских Форумов. Известен архитектор - Аполлодорус Дамаскийский, создавший целый форум с несколькими зданиями как цельный монумент. Использовав архитектурную традицию, которая вскоре ушла, у него получилось здание, которым даже при новой моде восхищались как истинным выражением римского величия. Цементные постройки всё ещё содержали политический посыл - Римский Мир (Pax Romana), наводимый над противниками императором, что должны отражать запечатлённые военные победы. Для возведения форума потребовалось выровнять холм - срезать целый угол Квиринальского холма (был приведён в один уровень с Капитолийским). Вход вёл на обширную облицованную мрамором квадратную площадь, обрамлённую одинарной и двойной колоннадой, фланкированную портиками и апсидами, по бокам прорезанную экседрами, в центре её отблёскивала на солнце бронзовая конная статуя Траяна. Весь комплекс украшен статуарной символикой императорского триумфа.

По дальней от входа стороне квадрата располагался вход в базилику Ульпиа (что было необычно, ведь это был не маленький храм, как на форумах предшественников; так же необычно само сочетание форума и базилики для столичного искусства, что, однако было типичным планированием центра города для северных провинций империи), названной в честь рода Трояна, за которой, в маленьком дворике, было установлено"чудо из чудес", как считал Каркопино - 17 барабанная мраморная колонна Траяна, возвышавшаяся над базиликой. Начатая в 112 году, она была первым официальным рельефным монументом в побеге от консервативного греческого вкуса, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов похода императора против даков. Рельефы колонны, впоследствии, серьёзно повлияют на смену традиций поздней античности, однако архитектурные детали возвращали его обратно к Флавийским мастерским. Пьедестал ее кубической формы, "стороны его украшены военными трофеями и лавровыми гирляндами", а"наверху первоначально находился орел, а после смерти Траяна - его статуя, которая исчезла в сумятице и тревоге варварских нашествий". Базилика высилась над форумом и была окружена двойной мраморной колоннадой, над которой по всему периметру шла галерея - всё это было облицовано мрамором, а крыша покрыта бронзой. Архитектура же форума и базилики ультраконсервативны, не консервативен размер и вышеупомянутая колонна. По сторонам от колонны были греческая и латинская библиотеки, а завершалось всё смотрящим в сторону колонны, базилики и статуи, словно навечно запертом в своём величии, храмом Траяна, заложенным в 118 году, через год после смерти великого и первого не-итальянского императора. До наших дней дошли только часть рынка и колонна.

Рынок Траяна стал новым коммерческим кварталом, террасы которого

придавали зданию ступенчатовидности, которой достигли вырезанием породы таким образом, чтобы сравнять Эсквилин с Капитолийским холмом. Получились 3 уровня улиц, либо строго горизонтальных, либо мягко наклонных. Западный фасад поднимался на 3 этажа, восточный - на 2. Полукружие апсиды форума повторялось изгибом здания рынка. С точки зрения конструкции, здание соответствует тенденциям времени; поразительна логика планировки, это продолжение форума за его пределами с помощью несоединённых зданий, гениальное единение пространств на таком сложном месте. Цементное основание, обложенное кирпичом, участки изначально ничем непокрытые позже заложили плиткой; выросшее число и размеры окон, дверей и узких балконов, чёткость горизонтального ритма; дабы привести рыночное здание в соответствие с находившимся рядом величайшим зданием центра государства, окнам придали полукружную сверху форму с декоративным ордером, пустили между окнами пилястры, таким образом создавая подобие псевдоархитектуры. Подобное необычное творение доказывает, что после столетий следования за греческими традициями, Рим, наконец, начал вырабатывать свои собственные. Можно сказать, что вся торговая жизнь была перенесена со Священного Пути на Форум (рынок) Траяна.

Таверна - один из появляющихся новых типов римских построек, так же встречается на Рынке Траяна, а потому у нас есть возможность её рассмотреть. Помещение открывается прямо на улицу, либо на небольшой внутренний дворик, либо в крытый зал. Часто соединено с деревянным чердаком, освещено через отстоящие друг от друга окна, ведут в него деревянные ступеньки. А хозяева заведений или бедные продавцы жили на верхних этажах.

Дальнейшему развитию Имперского Форума способствует Римская архитектурная революция, путём постижения возможностей Римского бетона. Явление консервативности в Риме - тенденции, затянувшееся на несколько столетий. Последние Императрские Форумы: Нервы, Веспасиана и Траяна, с тенденцией к усилению величественности (закономерное явление для всей архитектуры), а так же к более вытянутым пропорциям ордера; последний форум - грандиознейший, стал выражением достигнутого пика расцвета Рима при Антонинах. Продолжение традиции политической программы архитектуры - прославление императора за поддержание мира и ликование в честь побед, императорской военной мощи. Комплекс Траяна как единый монумент: форум, базилика Ульпия, рынок, колонна, статуя, храм, скульптурное оформление - всё прославляет императора. Проявление урбанистической эволюции - таверны и рынок Траяна в целом, как просачивание на Форум практической архитектуры более низких слоёв общества. То есть, развитие во всех направлениях и в каждом "представителе" архитектурной традиции Рима.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...