Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Форум времени правления Цезаря, Августа




 

Последующие победы в войнах и завоевания принесли потоки материальных ценностей, а так же приток эллинистической культуры в Рим. Форум стал местом для монументов, прославляющих политическую элиту города, но, в конечном счете, их стало настолько много, что было принято решение удалить все подобные монументы с форума и его окрестностей.

"Рим по своему виду не соответствовал величию империи", - пишет Светоний. Вскоре, ситуация была исправлена первыми императорами.

Во всех храмах Рима деревянные и терракотовые статуи заменены привезёнными из Греции, а победоносные военные стали выстраивать монументы своим победам, дома зажиточных горожан заполняли картины, скульптура греческого происхождения. Эстетическая привлекательность греческого искусства положила начало моде на него, а позднее любое искусство стало ассоциироваться с греческим - словно бы сама концепция была придумана эллинами. От такого культурного шока римское искусство так полностью и не оправилось. Однако, если модели и стили отражали иноземную моду, то строительная практика не была абсолютно подражательной в методах и материалах (к примеру, использование арок). Так же, существовало стойкое консервативное неприятие общественных увеселительных построек - в эту пору еще нет постоянных, "стационарных" амфитеатров из камня, только временные из древесины.

век до н.э. - время когда базилики, курия и комиций приобретают архитектурную форму, выстраиваются вокруг центральной площади, позже дополняясь Табуларием, где хранились городские записи, и Септой, "избирательным пунктом".

Теперь торговые лавки окаймляли священную дорогу полностью; вокруг форум обрамлялся чередой рыночных зданий, складов и магазинов - построек, ставших благодатной почвой для возникновения opus caementicium, широко известного как римский бетон. Позднее он станет основой Римской архитектурной революции в Имперский период, но в поздней Республике его ценили не за открывающиеся возможности, а за дешевизну. Его использовали как внутренний материал, снаружи обязательно закладывали камнем или кирпичом (этот способ изобрели в Августовский период).

Пара нововведений республиканского периода, одно из которых - начало роста использования арок как замены плоскому архитраву и соединениям между окнами или дверьми традиционного греческого использования; второе - растущая тенденция к использованию ордера как декоративного элемента фасада, в зависимости от желания показывающего или не показывающего внутреннюю структуру здания.

И, "важно повторить, что только последние 2 столетия Республики были той базой, на которой римская архитектура достигла своих высот в дальнейшем", как подчёркивает Ворд-Перкинc в своём труде.

В целом, время Гая Цезаря и Октавиана Августа ознаменован обширной перестройкой Forum Romanum, а так как уже в 149 г. до н.э. было возведено первое римское здание в мраморе, использование этого материала становиться при первых императорах обширным. В 36 г. до н.э. перестроена Регия, которая стала первым зданием в Риме, возведённым из карарского мрамора. В Августовском нео-классицизме мрамор, белый и цветной, привносил множество возможностей и проблем (например, находить новые места добычи материала). Мрамор на памяти одного поколения из редкой роскоши превратился в распространённый материал общественных построек.

Цезарь поставил перед собой задачу привести в порядок западную часть Форума, продолжив работу Суллой, начатую последним с закладкой Табулария. Он - единственное Республиканское общественное здание, сохранившееся до наших дней, - Табуларий, построенный в 78 г. до н.э. Массивное, облицованное туфом цементное здание с продольным сводчатым коридором, освещённый простыми прямоугольными проёмами окон, над которым размещены 2 этажа, фасад которых выходит к форуму каменными галереями - оно закрывало вид на каменистые склоны Капитолия с площади. Верхний этаж не сохранился.

Были возведены 3 базилики вокруг центральной площади: базилика Порция (184 г. до н.э., в 1 в. до н.э. разрушена Цезарем); базилика Фульвия (179 г. до н.э.), после восстановления в 80-78 года до н.э. было традиционным зданием с обязательной колоннадой, с галереями вокруг центрального зала, была переименована в Эмилия, выложенная мрамором, возможно, служила рынком, зданием суда или местом проведения гражданских собраний; базилика Семпрония 170 г. до н.э. (позже была разрушена по приказу Цезаря, чтобы освободить место для базилики Юлия); каждая была названа в честь цензора, построившего ее. Как указано в сноске к Титу Ливию, в то время “базилика - тип общественного здания, использовавшаяся для всякого рода деловых операций, иногда для судебных заседаний". Так же, в них перенесли лавки, стоящие раньше свободно на форуме. Один из популярных новых типов зданий периода поздней Республики - древнеримские базилики, состоящие из высокого нефа, обрамлённого по сторонам несколькими ярусами колоннады, таким образом акцент делался не на структуре, а на освещении. Удобнее всего их было делать из бетона, закрывая большой объём пространства и не делая его тяжеловесным.

В 52 г. до н.э. курия Гостилия и Ростра (платформа оратора) при ней были уничтожена огнём, что было удобно для установленного в 54 году Цезарем плана строительства форума Юлия. Вытянутое прямоугольное, фланкированное портиками здание, вокруг обнесённое стеной с колоннадой в северной части которого - мраморный храм Венеры Прародительницы, от которой вёл свой род великий Цезарь, где располагалась коллекция гемм и картин, а так же статуи Цезаря, Клеопатры и Венеры, перед храмом - шумел фонтан, окружённый нимфами; так же на Форуме была заложена Серебряная базилика (своего рода античная биржа). Более вместительный новый Форум Юлия (первый из числа императорских), возможно, одной из своих задач имел со сменой политического режима сменить акценты на Форуме. Таким образом, Ростру и Курию перенесли.

Достижением Августа было поддержание мира и процветание всего эллинистического мира путём выстраивания единой политической основы. Его знаменитая фраза: "принял Рим кирпичным, а оставляю мраморным", имея ввиду не строительный материал, а облицовку. Так же, при Августе и Тиберии кирпичная кладка становится полноправным облицовочным материалом. Все начатые Цезарем проекты заканчивал Август.

У построек Октавиана нет одного строго узнаваемого типа - стоит помнить о длине его срока правления, а так же, что он руководил строительтвами уже сразу после убийства его приёмного отца. Множество общественных зданий Республиканского периода были снесены и заменены постройками Августа и его преемниками. Те старые здания

до нас дошли только по литературным свидетельствам и изображениям на монетах.

После смерти Юлия и победы Августа, последний в 29 г. до н.э. возводит в память своему приёмному отцу Храм Божественного Юлия, как указывает Тацит, на месте погребального костра Юлия; отстраивает курию Юлияи храм Филицитас (олицетворение счастья, благополучия), продолжает строительство Форума Юлия - им была добавлена статуя обожествленного Цезаря cо звездой на голове. В том же году в честь побед над Антонием и Помпеем были возведены Арка Августа и колонна Рострата, через 10 лет арку увеличивают в честь урегулирования отношений с патрициями. Остатки базилики Юлия, которые дошли до нас не того здания, что строил Цезарь (оно сгорело в 12 г. до н.э.), а заменённого Августом в 12 г. н.э. В основном, здание следовало прошлому плану, но внутренний амбулаторий/обходные галереи, вместо того, как было раньше - полагались на колонны и с деревянным потолком, теперь были установлены крестообразные опоры - травертиновые внутри, мраморные снаружи, на которые полагался цементный потолок, и только в центральном пространстве перекрытие было деревянное, как и прежде. Эта мера должна была уберечь здание от пожаров, таких частых на форуме. В Юлиевой базилике собирались игроки, выцарапывавшие на мраморе "игральные доски", а так же политики - "здесь рождались новости, у которых никогда не оказывалось отца", как выразился Ливий.

Если и есть здание, которое может отразить Августовскую эпоху, так это продолжение Форума Юлия - Форум Августа, который был построен по причине загруженности других судебных (и не только) площадок; прямоугольную форму Форума разрушали по бокам две экседры, выходящие наружу через фланкирующие портики, стоящие на высоком подиуме; он был обведен высокой стеной (36 метров), защищавшей от пожара и закрывавшей неприглядные постройки вокруг форума; весь он сверкал белым мрамором, выложенным специально доставленными афинскими мастерами (на сегодняшний день сохранилась лишь несколько колонн храма и лестница). В центре площади находилась статуя Августа на колеснице; там же были установлены римские триумфаторы начиная с Энея, чтобы будущих правителей сравнивали с ними, как пишет Светоний в Жизнеописании Августа. Октавиан перед сражением при Филиппах дал обед построить храм Марсу, от которого он, в свою очередь, вёл происхождение. Храм Марса Ультора/Мстителя был заложен на всё ещё не законченном форуме во 2 г. до н.э., в центре которого находилась статуя Марса, окружённая статуями Венеры и обожествлённого Цезаря, там же хранился меч Цезаря и знамёна побеждённых парфян. Как считал Овидий, "только в таком помещении и должен был жить Марс в городе своего сына".

Стоит упомянуть о том, что, как пишет Ворд-Перкинс, "монархи практически по определению строители, либо из-за личного вкуса, либо из-за политического посыла", и, что, "зная, как безвкусно может стать искусство под политическим насаждением своих целей и идей, римлянам повезло, чтоих моделью была греческая культура".

К Августовскому времени атриумный тип дома был использован на протяжении 3 веков. Прямоугольный зал с деревянной крышей, освящаемый световым колодцем по центру, по сторонам от этого зала расходились жилые комнаты. На форуме этот тип представляет Дом Весталок, прежде предназначавшийся для понтифика, однако Август, после того как сам стал Великим понтификом, подарил этот дом весталкам.

Была проведена перестройка таких храмов, как Сатурна приблизительно в 30 г. до н. э, храмов Кастора и Полукса в 6 г. н.э. и Конкордии - в 10 г. Тиберием.

Через 30 лет после Первой Пунической войны ночной пожар (а так как вспыхнул в разных местах - поджог) уничтожил Новые лавки и тюрьму, едва не был уничтожен Храм Весты - тринадцать рабов, спасших символ Рима, были отпущены на свободу.

Как пишет Г.С. Кнабе, "музей под открытым небом, в который Август превратил римский Форум", думаю, имея ввиду всю блестящую эпоху Цезаря-Августа, один из величайших периодов Древнего Рима.

Таким образом, прослеживаются характерные изменения Форума на стыке веков и политических режимов: военные победы привнесли в город многие памятные монументы. Налаженные контакты с Грецией оказывают огромное влияние на культуру Рима. Первое появление Римского бетона с его историей и свойствами, начало использования арок вместо чисто ордерной архитектуры, а так же возможность выбора степени демонстрации внутренней структуры здания - черты, новаторские для эпохи. Перестройка форума при Цезаре и Августе, обширное использование ими мрамора способствовали возрастанию градуса величественности, проявление таким образом политического имперского посыла/специфической программы. Появляются и новые виды общественных зданий - Табуларий при Сулле, базилики и императорский Форум с храмом на нём при Цезаре, начало тенденции имперского периода - новый император строит своему обожествлённому предшественнику храм в память; первое появление триумфальной арки на Форуме. Наследие Августа, его дань памяти Юлию, перестройка и завершение им начатых построек, воздвижение собственных мемориальных монументов - кажется, невозможно переоценить влияние Августа на культуру государства (ещё полтора столетия культура будет оглядываться назад на художественную программу Октавина).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...