Глава 4. Форум времени Диоклетиана, Константина
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Последняя глава посвящена закату застройки форума перед наступлением всеобщей смены религии, не только на государственном уровне, но и на личном. В непосредственной близости от Forum Romanum Адриан возводит огромный храм Венеры и Ромы - отражение эклектического собственного эллинистического вкуса. Так же это первое монументальное сооружение Рима, построенное из греческого мрамора греческими же мастерами из малой Азии (и было это сделано специально). Объединённые стеной целла Ромы и целла Венеры стояли друг напротив друга; храм возвышался на широком постаменте. Максенций восстановил храм после очередного пожара с отклонениями от первоначального плана - были добавлены апсиды, в которых расположили статуи богинь. Как характерно, лучше сохранилась та часть, что была переделана в церковь. "Следующие 2 сотни лет проводилось освоение почвы столь желанной: за Архитектурной революцией последовала осмотрительная эволюция". Реконструируется храм Весты. Последний этап возведения великих сооружений языческого периода Рима приходится на периоды правления Диоклетиана и Максенция, в 284-305 и 306-312 годах соответственно. Однако мало зданий той поры сохранилось, в их числе Храм Антонина и Фаустины 141 года, построенный на Священном пути, напротив входа на форум Мира, Антонином Пием в память его обожествлённой жены (позже, его тоже там похоронили) и арка Септимия Севера 203 года постройки, установленная в честь императора и его сыновей, Каракаллы и Геты, и облицованная пентиликонским мрамором. Если взглянуть на скульптурное оформление эпизодов войны с Парфией, то можно заметить признаки окончательного распада канонов официальных "классификизированных"общественных взглядов, установленных двумя веками ранее Августом в период с красноречивым названием - Августовский классицизм (или нео-классицизм, как указывается в некоторых исследованиях).
Теперь общество настраивалось на новые стандарты архитектуры. Растущее восприятие функциональных свойств нового бетонного строительства выражалось многими путями - внутренне через большую утончённость пространственных отношений, внешне через эволюцию архитектурных схем, теперь способных к большему проявлению во внешнюю среду; во всех направлениях - в исключении классических ордеров отовсюду, где они не могу гармонично существовать в новой бетонной архитектуре. И всё же классические ордера продолжали применяться и дальше и дошли до христианских времён, где их подстроили под новые нужды. "Как конструкционный элемент они были эхом из прошлого: если бы не обильные запасы мрамора, готовые для использования и переиспользования, они могли бы исчезнуть совершенно, заменённые более удобными аркадными опорами"; они продолжили служить на колоннированных фасадных стенах, однако всё чаще плоский антаблемент заменялся арками. Отход от использования антаблемента приводил к некоторым проблемам - виду открывалась слишком широкая стена на арками, раньше скрываемая карнизными элементами. Решение было найдено архитектором мавзолея Констанции в Риме, которое позднее охотно использовалось в раннехристианской архитектуре - поместить каменный или мраморный импост между капителью и продолжением стены выше. Наиболее устоявшиеся типы зданий исчезают наиболее неохотно. Так Курия и Регия, будучи старейшими "общественными офисами" форума, перестраивались столько раз, что не сложно сбиться со счёта. И в этот период не обошлось без перестроек. После длительного периода имперского кризиса, в 283 году, Курия снова сгорает, и, во время своего визита в Рим в 303, Диоклетиан её восстанавливает, при том получается довольно строгое здание - тяжёлый фасад сплошной кирпичной кладки облегчается только дверью и 3 большими окнами. Исследования показывают, чтооштукатурен был не только антаблемент, но и вся стена - то была имитация составной кладки.
Тетрархия, введённая Диоклетианом, привела к тому, что правительство разъехалось из Рима по новым "столицам", основанным ближе к северным и восточным границам, одной из которых стал Константинополь. Вскоре столица будет перенесена туда насовсем, таким образом, отсутствие интереса запустило в Рим свои когти. Он стал центром традиционализма и продолжил утверждать классические ценности, что так стремилась вытеснить Римская архитектурная революция. При Диоклетиане Тетракратия работала успешно, но вот при Константине перестала и тогда тот устранил всех своих со-императоров. Перенос столицы действительно сместил Рим с позиции центра нового искусства. Новая столица теперь манила в себе архитекторов, скульпторов и т.п., так как там они могли получить вознаграждение за свои таланты. Всё, что мог предложить Рим в этом контексте - поддержание старых монументов в хорошем состоянии, что подходит не самым амбициозным творцам. Строения Форума последних 20 лет языческого Рима - базилика Максенция и Константина и Храм Ромула. Некоторые исследователи считают, что эти памятники указывают на то, что вскоре мог произойти новый период развития и процветания римской архитектуры античной традиции, но, увы, его не случилось. Базилика Максенция была заложенав 308 году императором Максенцием, а закончено - Константином в 312ом, отсюда и название. Здание было и остаётся самым большим сооружением форума. Выполнено из бетона, обшито было внутри и снаружи мраморными плитами, в западной апсиде была установлена знаменитая колоссальная статуя Константина. Так называемый Храм Ромула, построен в 307 году Максенцием в честь своего умершего сына Валерия Ромула, в 6 веке храм был превращен в церковь Косьмы и Дамиана, и, благодаря этому, достаточно хорошо сохранился. Выбрав в качестве формата нового здания для новой религии строение с высоким деревянными перекрытиями и обходными галереями, у Константина, скорее всего, в голове был образ базилики Ульпиа. Так же, базилика была широко всем известна (с того же Римского форума) как "мультизадачное" здание, позволяющее вместить большое количество людей. Так же, его несложно возвести - с помощью Римского бетона, материалы для которого доступны везде.
Так завершается многовековой период господства Рима в Средиземноморье, возведение последних сооружений языческого периода Римской империи. Происходит восстановление древнейших зданий, распад канонов Августовского классицизма, тенденция к возведению больших сооружений - храм Венеры и Ромы, базилика Максенция и Константина, как не состоявшийся возможный новый расцветантичной культуры на Форуме. Возведение небольших храмов, которые, из-за своего свежего состояния, будут превращены в христианские церкви - храмы Ромула и Антонина и Фаустины, остальные же со временем будут заброшены и разрушены. Новые стандарты архитектуры, новые (положительные) взгляды общества на это. Ордер оказывается перед выбором - эволюция или смерть и выбирает первое; арки частично заменяют ордер. Перенесение столицы сильно ударило по Риму, он начал увядать. На Форуме видны постройки, повлиявшие, вероятно, на будущий выбор типа здания для новой религии. Отток культурной жизни из Рима и его Форума.
Заключение
Для лучшего представления изменений, произошедших с архитектурным обликом площади, сравним, как смещался центр форума, и проследим эволюцию его архитектурного оформления. На раннем этапе застройки площади Форума главные и единственные административные и религиозные центры были свободно рассыпаны вокруг Священного пути, ведущего к Капитолию. Постепенно происходит уплотнение застройки вокруг площади, путём преумножения уже использованных типов зданий (храмов, общественных мест), появление новых общественных нужд, в частности, в увековечивании военных побед (колонна Рострата) и мирных договоров (храм Конкордии) - появление мемориальных построек. Таким образом, формируются 3 типа зданий (по функциям). Исторически сложилось, что люди собирались у Курии, дабы услышать и поучавствовать в жизни общества.
Во время поздней республики происходит интенсивная застройка вокруг центральной площади - здания новых и старых типов всё плотнее обступают её (Табуларий, курия Гостилия, базилики). С приходом императорского периода пришла потребность изменения структуры форума, в её экстенсивном развитии - Цезарь "сносит" одну из граней, ограничивающих площадь со всех сторон, и отодвигает её первым Имперским Форумом, на который смещается центр общественной жизни (после него эта тенденция продолжается - граница форума отодвигается всё дальше). После постройки Форума Августа площадь форума увеличивается в 2 раза. При дальнейших императорских династиях происходит значительное расширение площади форума, посредством добавления 3-х форумов, каждый из которых способствовал увеличению императорской величия, что влекло за собой очередные смещения общественного центра, который на долго закрепился на Форуме Траяна и в последующей эпохе (не последнюю роль играл рынок Траяна, приобрётший статус главного торгового центра в городе). В начале 4 рассматриваемого периода развитие Форума значительно замедлилось. Хоть строительство новых храмов продолжается, однако центр общественной жизни - по-прежнему, главным образом, на Форуме Траяная. После перенесения столицы из Рима, помимо того, что развитие Форума останавливается, но и бурление общественной жизни бывшей главной площади государства идёт на упадок. Относительно художественной эволюции оформления Форума, на раннем этапе складывается система обязательного облицовывания основы, вырезанной из камня. Затем начинается усиленное влияние греческого искусства на римское, однако не менее усиленное развитие собственной художественно-строительной практики: создание Римского бетона - облегчение зданий, использование арочной системы, художественная возможность выбора демонстрации структуры здания. При первых императорах - огромные масштабы облицовки мрамором, продуктивность во введении новых типов зданий (базилики, Форумы, храмы памяти, триумфальная арка); сложение мощнейшей “классицизированной программы при Октавиане на ордерной системе. На 3 выделенном этапе происходит революция в использовании бетона - он приходит на Форум и теперь именно он облицовывается мрамором, вытесняя остальные материалы. Увеличение размеров Форумов, возможно как желание затмить предыдущие; удлинение пропорций ордера; программа военной доблести императора, комплекс Траяна - как её кульминация.
На последнем периоде языческого Рима распадается Августовский классицизм: ордер теперь подстраивается под нужды здания, всё больше используется арочная система вместо ордерной. В общих чертах, произошла вполне ожидаемая эволюция от необходимых построек к постройкам, удовлетворяющим самые высокие эстетические запросы императоров и высших слоёв; отражение на Форуме повсеместного появления новых общественных видов зданий на разных периодах - постоянная эволюция; от постижения греческих идеалов к утрате роли ордера; чёткая выработка собственного стиля; сильная традиция мемориальной программы; выработка собственного материала - Римского бетона; видимая смена ценностей республики на имперские, а, вместе с тем, понятная тенденция к всё большему увеличению размеров. Таким образом, отследив изменения на одной площади, пускай и центральной, в определённый промежуток времени, для всего Средиземного моря, мы смогли уловить нескончаемую эволюцию культуры; по архитектуре, её функциям и другим критериям поняли часть сознания людей того периода. Через каменные блоки поняли стремления людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|