Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие национального характера(теория, история вопроса)




Содержание

Введение

Глава 1. Понятие национального характера (теория, история вопроса)

Глава 2. Особенности формирования национального характера финнов

Географическое влияние

Историческое влияние

Религиозное влияние

Глава 3. Финская бытовая эстетика

Быт

Дом

Манера дарить подарки

Глава 4. Особенности финского характера

Манера вести разговор

Финская деловая культура

Финский патриотизм

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Финляндия - страна с богатой и интересной культурой, суровыми, но по-своему, привлекательными природными условиями, такая близкая нам, но в тоже время настолько другая и далёкая, представляет огромный интерес для российских исследователей ввиду многих причин, здесь кроется как и экономический интерес, который выражается в том, чтобы перенять положительный опыт экономического развития государства с такими же климатическими и природными условиями, так и историко-культурный, ввиду того, что Финляндия долгое время входила в состав бывшей Российской империи на правах автономии, так и в конце концов вопрос межкультурных коммуникаций и психологический портрет Финнов, на которые в этой работе будет делаться наибольший уклон. Изучение основных особенностей национального характера представителей другой культуры представляется мне перспективным и актуальным направлением. Это позволяет сопоставлять модели коммуникативного поведения чужой и родной культуры, позволяет избежать неадекватного восприятия одного народа другим народом, разрушает существующие негативные стереотипы. Характер любого народа многогранен и оригинален, его нельзя сводить к мифам о молчаливости или, наоборот, к чрезмерной эмоциональности. Цель работы: определить национальный характер финнов. Для осуществления этой цели ставились следующие задачи: Рассмотреть теорию и историю вопроса национального характера. Выявить особенности формирования национального характера финнов(в связи с чем разобрать влияние географических, исторических, религиозных предпосылок). Рассмотреть вопросы обустройства жизни в финском обществе. Раскрыть особенности финского характера, традиционные манеры поведения в финском обществе.

 


 

Глава 1. Понятие национального характера(теория, история вопроса)

 

Понятие национального характера не теоретико-аналитическое, а оценочно-описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, за ними - географы, этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни народов. При этом разные авторы вкладывали в это понятие разное содержание. Одни подразумевали под национальным характером свойства темперамента, эмоциональных реакций народа, другие акцентировали внимание на социальных установках, ценностных ориентациях, хотя социальная и психологическая природа этих феноменов различна. В связи с тем, что проникновение в сущность национального характера осуществляется, по словам С.Л. Франка, "лишь посредством некой изначальной интуиции", оно имеет "слишком субъективную окраску, чтобы претендовать на полную научную объективность", что неизбежно оборачивается схематизмом.

Перечисление и характеристика тех или иных черт народа, выделение его достоинств и недостатков во многом субъективны, часто расплывчаты, нередко произвольны, обусловлены занимаемой исследовательской позицией самого автора.. Выделение специфических национальных черт помимо субъективности в отборе и интерпретации исторического материала, имеет и объективные трудности. Они связаны с тем, что отдельные периоды исторического развития оказывают существенное влияние на национальный характер, тем самым последний склонен меняться в зависимости от социально-политической, экономической ситуации в национальном образовании.

Проблемы национального характера давно являются предметом разносторонних научных исследований. Первые серьезные попытки были представлены в рамках сложившейся в середине XIX века в Германии школы психологии народов (В. Вундт, М. Лапарус, X. Штейнталь и др.). Представители этого научного направления считали, что движущей силой исторического процесса является народ, или "дух целого", выражающий себя в религии, языках, искусстве, мифах, обычаях и т. д.

Представителям американской этнопсихологической школы в середине XX века (Р.Ф. Бенедикт, А. Кардинер, Р. Линтон, Р. Мертон, М. Мид и др.) фокусировали свое внимание на построении модели "средней личности" той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации "базисную личность", соединяющей общие для ее представителей национальные черты личности и характерные черты национальной культуры.

В настоящее время невозможно выделить какое-либо целостное направление изучения национального характера. Его исследование осуществляется в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций.

Достаточно полную классификацию точек зрения на национальный характер дают нидерландские ученые X. Дуийкер и Н. Фрийд.

. Национальный характер понимается как проявление определенных психологических черт, характерных для всех членов данной нации и только для них. Это распространенная, но уже редко встречающиеся в науке концепция национального характера.

. Национальный характер определяется как "модальная личность", т. е. как относительная частота проявления среди взрослых членов какой-либо нации личностей определенного типа.

. Национальный характер может пониматься как "основная структура личности", т. е. как определенный образец личности, доминирующий в культуре данной нации.

. Национальный характер может пониматься как система позиций, ценностей и убеждений, разделяемых значительной частью данной нации.

. Национальный характер может определяться как результат анализа психологических аспектов культуры, рассматриваемых в определенном, особом смысле.

. Национальный характер рассматривается как интеллект, выраженный в продуктах культуры, т. е. в литературе, философии, искусстве и т. п.

Таким образом, в современной науке не существует единой точки зрения на проблемы формирования национального характера. Одни отдают приоритет географическим факторам, другие - социальным. В одних теориях понятие национального характера определяется через особенности общих психологических черт, присущих данному национальному сообществу. В других концепциях основной упор делается на анализе социокультурной среды как определяющего компонента в формировании особенностей психики нации. Часть исследователей даже пришли к выводу, что нет необходимости специальной дефиниции, поскольку все теории в конечном счете сводятся к психологизированной интерпретации национальной культуры

Несмотря на имеющиеся различия и трудности, в исследованиях национального характера условно можно выделить три основные группы ученых. Одни авторы, фокусируя внимание на специфичности, неповторимости каждой нации, структурируют народы на жестко фиксированные и противостоящие друг другу национально-этнические группы.

Другая группа исследователей склонна считать, что само понятие "национальный характер" является фикцией, беспочвенной гипотезой, лишенной реальной объективной основы, сугубо идеологической и потому ненаучной категорией, принципиально не верифицируемой, пригодной лишь для спекулятивных умозаключений.

Третья группа ученых занимает промежуточную позицию между двумя крайними точками зрения. Они считают, что понятие "национальный характер" имеет теоретико-методологическую и практически-политическую ценность, хотя и ограниченную в силу больших методических трудностей его эмпирического изучения и верификации полученных результатов.

Отмеченные трудности в изучении национального характера вовсе не исключают того факта, что национальный дух не как нечто абстрактное, а как реальная конкретная духовная сущность, как нечто совершенно конкретное и действительно целостное существует, а потому поддается пониманию и...постижению его внутренних тенденций и своеобразия

Основываясь на вышеизложенном, и беря в рассмотрение все противоречия связанные с определением и описанием такого явления как национальный характер, попробуем дать наиболее общую и широкую дефиницию. Национальный характер - совокупность наиболее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, национальный характер проявляется в национальном темпераменте, во многом обусловливая способы эмоционально-чувственного освоения политической реальности, скорость и интенсивность реакции политических субъектов на происходящие политические события, формы и методы презентации ими своих политических интересов, способы борьбы за их реализацию.

Принято считать, что национальный характер - составной элемент и одновременно основа психологического склада нации и национальной психологии в целом. При изучении национального характера, необходимо помнить следующие моменты: Во-первых, любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает в себе пары противоположностей - добро и зло, трудолюбие и леность, свободолюбие и раболепие, смирение и бунт, жесткость и сострадание и т. д. Вычленение одних черт вовсе не исключает существование других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент. Раскрыть негативные и усилить позитивные черты психологии народа - значит раскрыть его наиболее значимые социально-психологические черты. Но ни одна из них, взятая сама по себе, не является абсолютно уникальной. Уникальна структура психологических особенностей нации, характер взаимосвязи между элементами. Все элементы, входящие в эту структуру, являются общими, присущими не только данному народу, но и многим другим. Но вот приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Но вот приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Поэтому речь идет о доминировании, но не безраздельном господстве тех или иных черт. Анализ психологического склада нации должен включать основные психологические черты нации, доминирующие черты, т. е. присущие наиболее многочисленным группам в пределах нации, степень однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) психических черт в пределах нации

Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть "вину" исключительно национального характера в доминировании тех или иных политико-культурных традиций. Он таков, каким его делают история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-политического строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведения индивидов. Таким образом, национальный характер, будучи продуктом налагающихся друг на друга историко-культурных пластов, формируется в большей степени под влиянием политических отношений прошлого. Он оказывает непосредственное воздействие на политическое поведение людей и опосредованное на политическую систему, обусловливая направление, характер, темп ее трансформаций

В-третьих, национальный характер не есть величина абсолютно постоянная. Он меняется, хотя и медленно. Современные психологи, антропологи, этнографы на конкретных фактах доказали, что строение сознания изменяется с историей. Именно история "создает предметную ориентировку душевных переживаний человечества", она "устанавливает вехи, обозначающие путь духа".


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...