Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Особенности финского характера




 

В настоящее время в теории межкультурной коммуникации в центре внимания оказывается вопрос о различии в поведении представителей разных культур. Реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной лингвокультурной общности определяются как коммуникативное поведение. Коммуникативное поведение той или общности в свою очередь проистекает из особенностей национального характера, которые в этой главе мы попробуем осветить.

 

Манера вести разговор

 

Особенности ведения разговора являются неотъемлемой частью национального характера, именно поэтому представляется особенно важным разобрать их во всей их полноте. Я.Лехтонен в своей статье "Молчаливый финн- миф или реальность", опубликованной в 1994 г. сформулировал набор коммуникативных признаков, характерных для финского человека Он утверждает, что для финнов характерны следующие основные черты коммуникативного поведения:

• говорят только тогда, когда есть, что сказать,

• молчание является нормой в общении,

• пассивная стратегия при получении информации,

• уважение к суверенности, к мнению другого человека,

• длинные дискурсивные паузы,

• настороженное отношение к незнакомым, в том числе к иностранцам,

• выраженное стремление контролировать правильность речи на иностранном языке.

При общении для финнов характерен медленный темп речи, удлиненные паузы между высказываниями, четкость артикуляции и невысокая громкость речи. Финны проявляют немногословие, сдержанность в манере беседы, не перебивают собеседника, выслушивают его до конца, не задают вопросов. У них мало жестов, скупая мимика, сдержанное выражение лица. Они стремятся избегать публичного несогласия, неохотно вступают в общение с незнакомыми и особенно с иностранцами, и если говорят на иностранном языке, то тщательно контролируют грамматическую правильность своей речи. Действительно, финны немногословны, ибо компетентность человека у финнов оценивается по его делам, а не по разговорам. Эту установку хорошо иллюстрируют следующие финские пословицы:

Ei sanoista siltaa saada - Из слов не возвести моста понимания

Yksi sana on yhtä hyvä kuin yhdeksänkin - Одно слово порой и 9 лучше paljon, puhu vähän - Меньше разговаривай, слушай внимательней

Puhumaton hulluista viisain - Немногословный болтунов умнейpitkään puhuu, visaas kauan arvelee - Безумный долго болтает, мудрый долго оценивает

В Скандинавии тишина - это гармония, поэтому молчание одобряется, является элементом релаксации, а не вынужденной паузы. Финн наблюдает за ситуацией молча, не переспрашивает, таким образом, проявляя уважение к говорящему. Он уважает мнение своего собеседника. Право выслушать собеседника-одно из основных правил финского коммуникативного поведения. Промолчать-это также один из способов избежать коммуникативной неудачи.

Говоря о роли юмора в общении, необходимо подчеркнуть, что юмор разный в разных странах, считается, что у финнов "хитрый юмор", что они часто шутят, что юмор играет важную роль в общении. При этом нужно уточнить, что юмор присутствует в неофициальном общении, "в свободной обстановке, с друзьями, с коллегами, в семье. Оценивая улыбку как компонент общения, вс ё-таки необходимо помнить, что чаще она встречается при дружеском общении, у людей в деревне и маленьких городах, а также как форма вежливого общения с незнакомыми. Не принято также прямо смотреть в глаза незнакомым людям, но при общении близких людей и при деловом общении принято смотреть в глаза собеседнику.

По финским обычаям, громкая речь, смех без удержу разрешались только простолюдину. Финский аристократ - это молчаливый, степенный господин. Он никуда не торопится - поэтому и говорит медленно и взвешенно. До сих пор финны настороженно относятся к тем, кто говорит слишком громко, или слишком быстро. Более того, повышения голоса они считают проявлением грубости. Споры финны предпочитают решать за столом переговоров. Так же если во время разговора вы отводите глаза, смотрите по сторонам - то для финна это будет явным признаком вашего лукавства. Представляет так же не меньшую важность то, что финская традиция предусматривает довольно-таки щепетильное отношение к словам. "Быка берут за рога, а человека ловят на слове" - так гласит старинная финская пословица.

"Светский разговор ни о чем" - явление относительно новое для финской культуры, и абстрактное предложение финн может воспринять всерьез. Прерывать другого - проявление невежливости, и если в России такое поведение уже стало обыденным, то в Финляндии оно по-прежнему не приветствуется.

Другой интересной традицией Финляндии является особое отношение к походу в гости. Если у нас, в России, нет ничего предосудительного, заскочить к другу на чашку чая, только потому, что он живет по пути, то у финнов все иначе. Финская традиция включает долгий процесс подготовки к приему гостей. Иногда он может затянуться до двух неделей, в течение которых финны готовят стол, программу встречи и подарки.

Познакомившись с новым человеком, финны охотно общаются на любые темы, запретными не являются ни политика, ни религия. В качестве читателей книг и газет и посетителей библиотек финны в числе мировых лидеров и поэтому довольно хорошо осведомлены о происходящем как у себя на родине, так и в остальном мире.

Ещё одной очень важной особенностью коммуникативного поведения финнов является преимущественное обращение на "ты" в Финляндии общепринято, причем не только среди друзей и знакомых, но и с незнакомцами, а также на работе. К сослуживцам люди обычно обращаются на "ты", вплоть до высшего руководства. В сфере обслуживания работники довольно часто обращаются к клиентам на "ты", и наоборот, хотя старшему поколению такая фамильярность не всегда нравится. Обращения на вы заслуживает лишь глава государство и "священства".

Также обращение к собеседнику "господин" или "госпожа" является исключительно редким явлением. Русская практика употребления отчества в Финляндии вообще незнакома.

 

Финская деловая культура

 

Финской деловой культуре присущи многие черты западного индивидуализма, но этот индивидуализм имеет в финском обществе свои особенности: финны стараются рационально использовать свое время, они пунктуально придерживаются сроков и других планов и того же требуют от других. Финну свойственна тщательность, аккуратность: перед тем, как принять решение, он собирает необходимую информацию, зато принятие решения происходит быстро. Права и обязанности в систему деловых отношений гибко взаимодействуют.

Для финнов характерен весьма однородный образ мышления и отношения к работе, а последовательность - одна из главных характеристик образа их мышления и работы. Поэтому они иногда сторонятся таких методов работы, которые контрастируют с привычными для них.

Чинопочитание в Финляндии не культивируется, мужчины и женщины обладают равными правами. Противоречия стремятся разрешать путем переговоров, чтобы прийти к оптимальному компромиссу.

Особыми преимуществами предпринимателей-иммигрантов являются знание иностранных языков и понимание межкультурных различий. Следует помнить, что и вы, и ваш финский коллега или клиент являетесь носителями своей культуры, которая обуславливает ваше и его отношение к различным вещам. Открытость общения предотвращает недоразумения. Необходимо себя на место другого, чтобы легче понять культурную подоплеку решаемого вопроса.

Финский патриотизм

 

Под действием процессов глобализации интеграции, в настоящее время мы часто встречаемся с тем, что люди свои собственные национальные обычаи, свою национальную идентичность считают чем-то изжившим, неактуальным, и более того, предпочитают чужую культуру. Финны же, напротив, относятся к своим национальным обычаям куда бережнее. Вы никогда не увидите, чтобы финн демонстрировал неприязнь к финской культуре, или старался обособиться от традиций и обычаев своих предков.

Одной из интереснейших особенностей финского сознания является убеждение в том, что себя, свою нацию, свою страну финны создали сами. Точнее, они осознанно создавали свою страну, хорошо рефлексируя процесс. "В Финляндии нет ни богатых памятников искусства, ни знаменитых средневековых замков - не имеет эта страна и полной всеобщего интереса политической истории". Этот народ "никогда не играл в истории ведущей роли; рано утративший свою политическую самостоятельность и присоединенный к Швеции, он в течение шестисот лет связи своей с этой страной никогда не делал ни одной попытки к достижению самостоятельного существования, к отделению от Швеции".

Широкое национальное движение возникло у финнов в 40-ые годы ХIХ века. Это был период национальных движений и в Европе, и в Азии. Финское движение по своим внешним формам было вполне обычным: акцент, как везде, делался на язык и школу. Не было только упора на давние исторические традиции и воспоминания о славном прошлом. Напротив, финны осознавали у себя отсутствие такого прошлого. Но это не смущало, напротив, пожалуй, даже мобилизовало их силы. Снельман - виднейший идеолог национального движения финнов, партии финноманов - утверждал, что финской культуры еще нет, что ее еще только предстоит создать.

В Финляндии шли дискуссии о том, как создавать национальную культуру, создавать нацию. Снельман считал, что "национальный дух не есть некая застывшая субстанция, неподверженная изменениям. Он представляет собой результат непрерывной работы, начиная с момента зарождения самого духа. И на определенной ступени развития национального духа рождается патриотизм, воплощающий в себе бытие нации. Следовательно, практическая задача первостепенной важности заключается в формировании в народе чувства патриотизма". Согласно Снельману, "в судьбах нации активная созидательная роль принадлежит самому индивиду. Нация призвана и обладает неотъемлемым правом формировать самое себя, активно определять, что в мире истинно, а что ложно".

Главным лозунгом Снельмана, который "пронизывал собою всю практическую деятельность финноманов последующих десятилетий, был: "нация должна надеяться лишь на собственные силы". По тем временам это был не очень обычный лозунг. Большинство народов, ведя борьбу за свое существование, надеялось на чью-либо помощь: на Бога, на единоверцев, на соплеменников. Но у финнов нет образа друга, защитника помощника. Развивая свой лозунг, Снельман позднее сформулировал, что "нации не следует стремиться к тому, чего она не в состоянии достичь и не способна сохранить". И как раз сегодняшняя финская действительность является олицетворением этих 2 лозунгов Снельмана.

Феномен финского патриотизма так же тесно связан с ещё несколькими историческими деятелями, а именно с именем финского историка, филолога и этнографа, Генриха Габриеля Портана, а также с именем Финского политика, писателя, поэта, историка и публициста, Адольфа Ивара Арвидсона.

Портан занимался собранием пословиц и других памятников народного творчества. Показав, как богаты поэзией финские песни, он пробудил глубокий интерес к финскому фольклору и народной литературе и справедливо считается основателем финской этнографии, он также основал просветительское общество "Аура" в Або, издававшее календарь и журнал "Мехиляйнен", в которых выставлялось требование сделать финский язык государственным языком. К его заслугам можно также отнести основание первой в Финляндии газеты "Абосские известия", а также литературного журнала "Allmän litteraturtidning" (1803). Портан внёс значительный вклад в развитие национального самосознания финского народа. Он же первым применил научные методы изучения финского народного творчества. Своими сочинениями он подготовил почву для появления доромантических течений в финской литературе и всей своей деятельностью способствовал пробуждению финского патриотизма.

Что касается Адольфа Арвидсона, то он несомненно так же является превносителем идей национального самосознания в Финское общество. В Упсале (шведском университетском городе) в 1817-1818 годы Адольф Арвидссон заинтересовался национальным романтизмом настолько серьезно, что вернулся в Финляндию и основал газету "Morgonblad", с помощью которой призывал отстаивать национальные идеалы, взывая к пробуждению национальных чувств финляндцев. Журнал был закрыт по величайшему повелению императора Александра, так как во время жесточайшей цензуры даже в самой России выступление с критикой правительства считалось, "происками" масонов и бунтовщиков.

Между тем, Арвидссон выразил самую главную проблему всей финской историографии: кто такие финны, откуда пошла финская земля? Территориальное положение Финляндии, ее буферный статус между Швецией и Россией, Западом и Востоком, Европой и Азией наложили отпечаток на развитие страны. Не случайно по истории одной лишь восточной границы можно судить о всех перипетиях многострадальной Суоми.

"Так будем же финнами!" - эти слова принадлежащие Арвидсону, которые в том числе выгравированы на кладбище в Лаукаа на памятнике, установленном церковной общиной. Они являются обрывком фразы, смысл которой состоит в том, что, по мнению Арвидссона, "шведами мы не станем, русскими не хотим, так будем же финнами", мол, некуда нам деваться, как стать самими собой.

Финны действительно тщательно берегут свою культуру, что очень ярко проявляется в особенностях языка: в финском языке очень мало заимствованных слов, исключая вынужденные заимствования из шведского (эти заимствования появились с приходом католической веры в Данию, Швецию, на территорию современной Финляндии) и из русского (благодаря близости территорий). Таким образом, можно встретиться с абсолютно неожиданными наименованиями привычно звучащих на многих языках понятий или же названий различных стран (Россия - Venäjä, Эстония - Viro, Швеция - Ruotsi, Германия - Saksa, Австрия - Itävalta, Белоруссия - Valko-Venäjä.)

Помимо этого, патриотичность жителей Суоми так же находит отражение в том, что они предпочитают продукцию отечественных марок преимущественно, так же бытует мнение, что в подарок финнам лучше покупать опять же таки товары финского производства: они будут в разы более рады недорогому подарку отечественного производителя, нежели дорогостоящей иностранной вещице. И в принципе товарам иностранных марок очень сложно пробиться на местные рынки.

Что касается праздников и фестивалей, проводимых в Финляндии, то в этом плане Финны вне конкуренции. Большой любовью у них пользуются сугубо национальные ценности. Они свято соблюдают традиции и хранят верность культуре. У этой страны свое богатство, прославившее ее на весь мир. Это восхитительные фестивали, ставшие такой же неотъемлемой частью Суоми, как реки и озера, леса и снежные равнины. В такой небольшой стране их проводится около 70 - самых различных жанров и направлений. Праздники оперы и балета, театра, танцев, литераторов, музыки и т.д. В каждом, даже самом небольшом, городке есть свой ежегодный, традиционный фестиваль или праздник, отличающий его от других городов. Особняком стоят знаменитые фестивали рыболовов. Финны любят народные праздники и приходят на них в национальной одежде. И в этом также проявляется высокая финская патриотичность.

Финны любят свою страну, они дорожат своими традициями, национальным флагом, знают слова гимна с детских лет. Но здесь необходимо уточнять, что любят финны созданную ими страну. Творение своих рук.

 


 

Заключение

финский характер эстетика нация

Итак, проделав обширное, развёрнутое исследование финского национального характера, можно сделать вывод, что для культурологии финны как нация представляют большой интерес: самобытный и отчужденный, этот народ стоит особняком, даже по отношению к ближайшим соседям. Суровый северный климат, долгие периоды политической несамостоятельности, и протестантская мораль предопределили во многом становление финского национального характера и его эволюцию во времени.

Необходимо резюмировать, что выделенные нами особенности национального характера финнов, касаемые продуктов материальной и бытовой культуры опираются на так называемую "финскость". Суть понятия "финскость" расшифровывается как внутреннее чувство природы. А установки, относящиеся к области "человек-природа" - центральные в сознании финна.

По манере общения, по языку и особенно по психологическому складу финны значительно отличаются даже от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи. Немногословные и малоэмоциональные в общении частном, финны проявляют основательность честность и прилежность в деловой жизни.

Финн представляет собой тип свободного человека, который высоко ценит себя свою жизнь и свою страну. Представитель финской нации, таким образом, притягивает внимание исследователей ввиду своей уникальности, в своём роде исключительности, которая наблюдается во всех его проявлениях, начиная от искусства обустройства жилища и манеры дарить подарки и заканчивая непосредственно манерой делового и приватного общения.

Для того, чтобы правильно научиться взаимодействовать с представителем другой нации, другой культуры, необходимо ориентироваться во всём многообразии особенностей, характерных этой именно культуре, безусловно, тонкостей в общении между представителями разных национальностей множество. Но все они будут менее ощутимыми при максимально чутком отношении друг к другу.

 


 

Список используемой литературы

 

1. Финны // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

2. Стернин И.А. Коммуникативное поведение и межнациональная коммуникация // Этнолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996.

3. Lethonen J. Vaikeneva suomalainen - myytti ja todellissuus. Tempus 5, 1994.

4. Salo-Lee L., Malberg R., Halonoja R. ME ja MUUT. Kulttuurienvalinen viestinta. Jyvaskyla: Gummerus, 1996

5. Арвидсон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

6. K. Nieminen. Lahjoittaminen Suomessa. // STOP in Finland. 2007. №3.

7. Аксенова С. Финский менталитет и лютеранство.// Личное дело. 2008. №9.

8. Швейцер А. Культура и этика (пер. с нег.). - Г.: Прогресс. - 1973. - С.82

9. М.Ю. Дьякова Финны через призму Этнопсихологии..[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2001/Dyakova.htm

10. Лурье С.В. Историческая этнология. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lyrie/28.php

11. Овчаров А.А. Влияние биосферы на формирование ментальности социума и механизма социализации. [Электронный ресурс] / Овчаров А.А - Режим доступа: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/1303.htm

12. Особенности быта финнов.[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://da.fi/76.html

13. Особенности национального характера финнов.[ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.virtual.finland.fi

14. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-47966.html

.   РОССИЙСКИЕ ФИННЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. Материалы межрегиональной научной конференции, посвященной 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://illhportal.krc.karelia.ru/publ.php?plang=e&id=P22&search_year=2010

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...