Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Особенности формирования национального характера финнов




 

Как мы уже подчеркнули ранее, комплекс факторов, характерных для каждой сферы накладывает неизгладимый отпечаток в широком смысле на национальный характер или менталитет нации (этноса, этнического или социального сообщества) и на характер взаимодействия с другими сообществами, в узком же смысле на формирование личности с ее ментальными качествами, которые в свою очередь разрешают идентифицировать личность как элемент определенной социальной системы. Среди великого множества подобных определяющих национальный характер факторов, на наш взгляд следует сделать акцент на таких как географический, исторический, и религиозный(как один их наиболее влиятельных в жизни общества вплоть до 21 столетия).

 

Географическое влияние

 

Преимущество определенного климата в сочетании с этническими и национальными особенностями формирует оригинальный, часто неповторимый характер поведения людей, которые проживают в данной климатической зоне. С учетом географического расположения и особенностей климата к типичным северным странам можно отнести скандинавские страны (Швецию, Норвегию, Финляндию), Исландию, Данию, Ирландию, Великобританию, Германию, Голландию и др., которые находятся в зонах арктического и умеренно-континентального климата

Таким образом география является базовым фактором, влияющим на становление и развитие культуры на пути социализации и возникновение поведенческих моделей в социуме. Многие культурные особенности финнов, зачастую кажущиеся парадоксальными, имеют под собой географическое обоснование. "Вся нынешняя флора и фауна Финляндии - порождение послеледникового периода... Следы ледника видны и теперь". Сейчас же климат и природные условия Финляндии характеризуются ее северным расположением и близостью океанов. Издавна живописная страна финнов носила название "земли тысячи озер", на самом деле, в Финляндии почти 2 сотни тысяч озер, а болота занимают четверть территории страны. Эта связь с водной стихией отражена и в самоназвании финнов: Suomi - Финляндия, Suomalainen - финн, от suo - болото.

Северный климат больше ориентирует людей на сохранение энергии. Необходимость бережнее относиться к источникам энергии и естественным ресурсам формирует у людей такие качества как бережливость, рассудительность, скрупулезность, педантичность. Суровость климата оказывает содействие появлению аналогичных черт характера у северных народов в соединении со сдержанностью, лаконичностью и обстоятельностью. Безэмоциональность и жесткость языка характерны для таких северных народов, как норвежцы, шведы, финны, немцы, англичане, голландцы и другие.

Необходимость выживать в жестких условиях мотивировала в свое время у людей доминирующее развитие логического мышления. Для рациональнейшего использования естественных ресурсов - сырья, солнечной, водной и воздушной энергии требовались соответственные технологии и их дальнейшее усовершенствование. Более того, трудность транспортного соединения или особенности ландшафта и часто - островное положение северных стран, заставляло людей разрабатывать технологии с замкнутым циклом.

Поэтому страны северной Европы и, соответственно, северные регионы ряда южных стран специализировались на производстве высокотехнологической продукции. Потребность в технологиях в свою очередь, требует фундаментальных и прикладных научных разработок, преимущественно естественных. Выполняя соответствующий социальный заказ, ученые северной и западной Европы, а также Северной Америки развивали такие науки как математика, физика, химия, а также связанные с ними - астрономию, биологию, механику.

Западная философия оказала содействие развитию рационального позитивного мышления, которое дало толчок к общей рационализации западного образа жизни, ориентированного на культ прагматизма и индивидуализма. В силу ряда причин западный мир выбрал путь прогресса цивилизации и упадка культуры, а в том числе и этики в качестве основного фактора культуры.

В конце 20-го столетия уместно вспомнить несколько таких моделей, которые отражают эффективное развитие социальных признаков, которые различаются аспектами экономического, политического и культурного характера. И, что самое важное, среди этих признаков особое место занимает национальный характер или менталитет, без учета которого нет смысла говорить о других детерминантах социальной эффективности.

Историческое влияние

 

Вся история Финляндии - суровый путь преодоления, борьбы и смирения. Древнейшая культура, существовавшая на территории современной Финляндии являлась культурой охотничьей. В 2500-2000 гг. до нашей эры в южной части Финляндии появилась совершенно новая культура - культура боевых топоров, пришедшая из Прибалтики. Многие исследователи считают, что исконное население в результате этого разделилось на два культурных круга: на коренных финнов, попавших под влияние новопоселенцев и ставших предками нынешних финнов, и на оставшихся вне сферы влияния культуры боевых топоров и ставших предками нынешнего народа саами на севере страны.

Охотничье-ловецкая культура востока и севера Финляндии имела больше связей с Востоком, чем с Западом. Основное влияние на культуру Финляндии периода 1000 лет до нашей эры шло из Прибалтики. После периода викингов (800-1050 г. н. э.) в Финляндии начинает распространяться христианство. Финляндия относится к Балтийскому региону культуры. Близость Балтийского моря обусловила приход в каменном веке культуры боевых топоров из Прибалтики, а в бронзовом - скандинавского влияния из Швеции.

Согласно результатам проводимых в Финляндии многочисленных генных исследований, население Финляндии гомогенно. Генетическое единообразие доказывает, что финны в течение долгого времени жили изолированно от других народов. Культурные контакты, конечно, имели место, но существенного влияния на формирование структуры населения не оказали. Также необходимо подчеркнуть ещё одно производное такой гомогенности качество, а именно то, что финнам не свойственна самокритика, это народ, обладающий повышенным чувством национальной гордости. Этнопсихология определяет такой положительный когнитивный уклон в пользу своей этнической группы как ингрупповой фаворитизм, который является естественным социально-психологическим механизмом, сохраняющим этническую культуру. Однако финны помимо ингруппового фаворитизма могут проявлять аутгрупповую враждебность, в частности, по отношению к представителям сверхдержав - американцам и русским, а также шведам вследствие исторического опыта. За долгие годы своей истории, финны сформировали самобытный национальный характер, представленный в стереотипизированной форме не только в сознании других этносов, но и в самосознании самих финнов. В 1875 г. Цакариас Топелиус опубликовал "Книгу о нашей земле" - произведение, в котором описал Финляндию и финнов, древние провинции и племена: в Хяме - центральной Финляндии - финны светлые, медлительные, малословные, в Похьянмаа - на севере - большие, красивые, гордые, в Карелии - темные, низкорослые, шустрые, в Саво - восточной части страны - спокойные, неторопливые, благодушные.


 

Религиозное влияние

 

Несомненно, религия является важнейшим духовным основанием культуры, и очевидно, что существует связь между менталитетом народа и формой религии, хотя связь эта не проста. Исторически карелы оказались в зоне перекрестных интересов и влияния финно-угорских (финской, вепсской) и русской культур, и соответственно католической, лютеранской и православной религии, в том числе старообрядцев.

Как понять менталитет жителей Суоми, найти объяснение их невероятному трудолюбию, кристальной честности, наконец, пресловутому финскому индивидуализму? Достаточно взглянуть на него сквозь призму лютеранства.

Лютеранство - это крупнейшее течение в рамках протестантизма, возникшее в 16 в. на основе учения Лютера и распространённое в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США.

"Конец света? Посади дерево!". В одном из литературных произведений величайшего гения человечества Мартина Лютера, идеи которого определили развитие религии и культуры стран Западной Европы, есть фраза: "Если ты сажаешь деревья и знаешь, что завтра - второе пришествие Христа, - все равно должен продолжать сажать деревья".

В Финляндии, стране гранита и болот, вырастить что-то означало приложить немало усилий. Чтобы получить пашню, нужно было вырубить лес, сжечь древесину, осушить болото. Не последнюю роль сыграл и традиционный образ жизни финнов - на хуторах. Зимой климат был суров, а до ближайшего соседа расстояние исчислялось десятками километров. И ответ на вопрос: "Доживем ли до весны?" зависел от того, как поработали хозяин дома, его жена, как помогали дети. Лютеранское мировоззрение совершенно естественным образом "легло" на трудолюбие народа. Где честный труд, там и богатство. Позволяя тебе богатеть, Бог благословляет твой труд.

Вот и получается, что в странах, где лютеранство стало господствующей религией, экономика резко пошла в гору. Прежде всего - благодаря лютеранской трудовой этике. Лютеране не подают милостыню, и попрошаек на папертях церквей вы не увидите. И в быту поступают примерно так же: если кончается соль, финн идет в магазин, а не к соседке.

Лютеранство породило еще одно замечательное качество финского народа - принимать решения не только сердцем, но и умом. Этому способствует конфирмационное обучение, которое финны проходят в возрасте 14-15 лет. Они изучают основы христианского вероучения, символ веры, молитвы - и только после этого допускаются пастором до Первого причастия. В XIX веке конфирмационное обучение дало мощный толчок просвещению. Ведь, чтобы получить религиозные знания, нужно читать катехизис. То есть - научиться грамоте. В результате уровень грамотности среди финнов уже в середине XIX века достигал 80 процентов.

Считается, что лютеранская церковь - это церковь сознательно верующих людей, они должны уметь думать. Ведь основное в проповедях Лютера - это призыв к разумному, критическому отношению к вере, а не его частные мнения, обусловленные эпохой. Финны предпочитают понимать, во что верят, и на конфирмации четко и конкретно отвечают на вопросы. Причем "да" означает только "да" и ничего другого. Для финна важна честность, ответственность за сказанное.

Не обошлось без влияния лютеранства и в самой главной и самой сильной черте финского национального характера - возведенном в абсолют индивидуализме. Четкого представления о том, что "всё в этой жизни зависит от меня, и другие мне особенно не нужны". И "виной" этому был не только микрокосм хуторов, затерянных в лесах и снегах, а Евангелие и уверенность в своем праве общаться с Богом напрямую.

В одном из 95 тезисов, вывешенных Мартином Лютером на дверях Виттенбургского собора, говорится: "Праведность достигается не трудами, а через веру в то, что Христос уже сделал ради нас". А потому - никакого посредничества!

Бог требует от лютеранина свободного и осознанного ответа на свою любовь, а не исполнения каких-либо мелочных предписаний. Для лютеранина Священное Писание - источник истины, но он не ищет в нем конкретных ответов на свои вопросы, а, скорее, видит в нем основание для размышлений и собственных выводов, являющееся, по мнению Лютера, "единственным судьей, нормой и правилом, согласно которому, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы".

Аскетизм наряду с вышеперечисленным также является специфической особенностью финского человека. Те, кто бывал в Финляндии, обращали внимание, что люди с высоким заработком живут достаточно скромно. И эта особенность является продуктом лютеранства.

Лютеранство возникло в период бурного развития буржуазии и поэтому не чуждо демократии. Церковный приход сам приглашает священника, объявляя конкурс на замещение вакантной должности. Воспитанные в традициях лютеранства, многие поколения финнов знают, что такое голосование и делегирование полномочий. И по сей день относятся к этому с большим уважением.

Ещё одной непоколебимой финской традицией, которую также породило лютеранство, является празднование рождества, и малого рождества "пикку ёулу". Рождество - самый любимый и самый красивый праздник в Суоми. Финны стараются посещать в этот день храм. Участвуют в праздничных мероприятиях, поют духовные гимны. Рождество в церквях - это обязательное инспирирование на творчество, каждый человек должен открыть в себе все свои таланты и принести их Богомладенцу. После богослужения и чаепития финны традиционно собираются по домам своими большими семьями. Дарят друг другу открытки и подарки - кстати, тоже довольно демократичные. Не считается зазорным спрашивать близких о том, что бы они хотели бы получить на Рождество.

Главной отличительной особенностью лютеранства является то, что человек оправдывается перед Богом своей верой. Именно вера характеризует человека перед Богом. И потому доверие является отличительной чертой менталитета финнов.

Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо заметить, что менталитет формирует социальные нормы поведения в обществе, которые, в свою очередь, проистекают из религиозных представлений и верований.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...