Приёмы работы по организации исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Приёмы работы по организации исследования Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так: место обитания; зоогеография; классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение); экологическая ниша; влияние деятельности человека. Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники. Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как " Жизнь замечательных людей": общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился; обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы; основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем; отношение современников; значение в наше время. Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т. е. определенной доработки алгоритма. Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т. е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Организация и проведение конференции " Мир и мы" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.
Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника: * Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство. * Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников
В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы? А это следующее: · повышается интерес к предмету; · появляется желание углубить свои знания; · расширяется кругозор; · появляется удовлетворённость от работы; · появляется возможность получить награду на конкурсе; · повышается самооценка ученика; · возможен совместный труд учителя, ученика, родителя. При правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей. Можно говорить о семейном проектировании: ученик родители учитель. Актуальность подобного вида деятельности очевидна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|