Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины «Музыкальная форма»
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Зав. кафедрой «……» __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Направления подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» 073400 «Вокальное искусство» 073700 «Искусство народного пения» 073500 «Дирижирование» 073300 «Музыкальное искусство эстрады» Профили подготовки 073100 Оркестровые духовые и ударные инструменты Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты Струнно-смычковые инструменты Фортепиано 073400 Академическое пение 073700 Сольное народное пение Хоровое народное пение 073500 Дирижирование академическим хором Дирижирование оркестром народных инструментов Дирижирование оркестром духовых инструментов 073300 Инструменты эстрадного оркестра Эстрадно-джазовое пение Квалификация (степень) выпускника- бакалавр Форма обучения – очная, заочная Г. Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины (модуля) «Музыкальная форма»: - воспитание социально ориентированной личности, обладающей навыками и умениями в области различных направлений музыкального искусства, способную к реализации полученного образования применительно к современным условиям и конъюктурным требованиям в сфере художественно-творческой, культурно-просветительской и педагогической. - подготовка всесторонне развитого специалиста в области музыкального искусства, имеющего прочные знания, умения, навыки в работе с различными музыкальными коллективами в различных исполнительских формах, обладающего управленческими способностями. – ознакомление студентов с основами теории музыкального формообразования и главными этапами истории музыкальных форм; привитие студентам необходимых навыков комплексного анализа, включающего наряду с конструктивными элементами формы понимание произведения как целостной структуры, имеющей различные исполнительские интерпретации.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Курс «Музыкальная форма» – завершающая музыкально-теоретическая дисциплина в «Цикле теории и истории музыкального искусства» учебных планов различных музыкальных направлений и профилей. Дисциплина «Музыкальная форма» имеет обобщающее значение среди музыкально-теоретических дисциплин, так как его изучение предполагает знание таких основополагающих предметов, как теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, история музыки, элементы которых используются непосредственно при анализе музыкальных произведений; является качественно новым этапом в общем комплексе музыкально-теоретических дисциплин. Формируемые компетенции в результате освоения дисциплины «Музыкальная форма»
ОПП 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» Оркестровые духовые и ударные инструменты Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты Струнно-смычковые инструменты
ОК-2– ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства) 0К-4 – работает со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользуется профессиональными понятиями и терминологией ПК-5- постигает музыкальное произведение в культурно-историческом контексте ПК-16- применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности ОПП 073400 «Вокальное искусство» Академическое пение
0К-9 – работает со специальной литературой, пользуется профессиональными понятиями и терминологией ПК -9 – понимает механизмы музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения и т.п. в условиях конкретной профессиональной деятельности
ПК -10- подготовлен в области теории и истории музыкального и других видов искусств ПК-33- способен применять теоретические знания в практической и музыкально-исполнительской деятельности
ОПП 073700 «Искусство народного пения» Сольное народное пение Хоровое народное пение
ОК-2– ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства) 0К-4 – работает со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользуется профессиональными понятиями и терминологией ПК-5- применяет теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигает музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
ОПП 073500 «Дирижирование» Дирижирование академическим хором Дирижирование оркестром народных инструментов Дирижирование оркестром духовых инструментов
ОК-2– ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства) 0К-4 – работает со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользуется профессиональными понятиями и терминологией ОК-5- анализирует явления и произведения литературы и искусства ПК-7- постигает музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
ОПП 073300 «Музыкальное искусство эстрады» Инструменты эстрадного оркестра Эстрадно-джазовое пение
ОК-6 – ориентируется в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства) 0К-9 – работает со специальной литературой, пользуется профессиональными понятиями и терминологией ПК -9 – понимает механизмы музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения и т.п. в условиях конкретной профессиональной деятельности ПК -10- подготовлен в области теории и истории музыкального и других ПК-33- способен применять теоретические знания в практической и музыкально-исполнительской деятельности 4.Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов
Содержание курса Тема I. Введение. Предмет и задачи курса анализа произведений. Форма и содержание музыкального произведения. Элементы музыкального языка и основы музыкального синтаксиса. Анализ музыкальных произведений – предмет о строении музыкальных произведений в связи с их содержанием, предмет о музыкально-выразительных средствах, их художественных возможностях. Комплекс музыковедческих понятий: образ, жанр, стиль, форма, интонация. Их музыкально-эстетическая сущность. Музыкальное произведение как система. Форма и содержание музыкального произведения и их диалектическая взаимосвязь. Характеристические, эмоциональные и смысловые стороны содержания музыкального произведения. Теория музыкальных жанров и критерии их классификации. Взаимосвязь жанров и принцип обобщения через жанр. Система музыкально-выразительных средств и их параллельное или взаимодополняющее действие.
Основной принцип членения музыкальной формы – структуры. Основные разделы композиции и функции их в формообразовании: экспозиционный, серединный, заключительный. Перемена функции материала и их совмещение. Типы организации музыки: метроритмическая, ладотональная, тематическая, структурно-функциональная. Синтаксис музыкальной темы: мотивы, ритмические стопы, фразы, предложения. Различные методы анализа музыкальных произведений: по прослушиванию и по сопоставлению данных прослушивания с объективными данными. Возможность различных интерпретаций музыкального произведения. Исполнительские средства, замысел интерпретатора, задачи слушателя.
Литература: 1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003. 2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. 3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002
Тема 2. Период как одна из самых распространенных форм изложения материала. Период как самостоятельное произведение и как часть более крупной формы. Разновидности периода. Применение формы периода в музыке. Период – форма, в которой изложена развитая и относительно законченная музыкальная мысль. Функция периода, его смысловое значение. Внутренние и внешние признаки определения периода. Масштабные, структурные, тематические и ладогармонические факторы в классификации периода. Период как часть более крупной формы и как самостоятельное произведение. Разновидности периода: повторного, не повторного строения, из трех предложений, строфический, сложный и типа развертывания. Мотивное развитие в периоде и его типы: периодичность, пара периодичностей, дробление, суммирование, дробление с замыканием. Жанрово-стилистические предпосылки структур периода. Расширение и дополнение в периоде – органическая не квадратность и преодоление квадратности в периоде. Кульминация в периоде. Особенности строфического периода в народной музыке. Соотношение текста и музыки в народной и профессиональной вокальной музыке, связь музыкальных и речевых интонаций. Различные способы отражения поэтического текста в музыке. Особая роль текста в народной музыке и его влияние на приемы формообразования. Применение формы периода в профессиональной и народной музыке.
Литература: 1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003. 2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. 3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|