Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации к самостоятельной работе студентов




Приступая к самостоятельному анализу форм музыкальных произведений, студентам необходимо изучить лекционный материал по данной теме, законспектировать дополнительный материал по указанным педагогом учебным пособиям. Примеры для анализа – см. Приложение.

Качественному анализу музыки способствует прослушивание и проигрывание произведения.

В помощь по самостоятельной работе студентов по темам курса даются примерные планы анализа композиций (структурного анализа) музыкальных форм, а также примерные планы целостных анализов музыкальных форм.

Изучая тему «период», следует обратить внимание на то, что основными разновидностями не исчерпываются формы изложения тем в музыке. Необходимо учесть большое разнообразие типов периодов в вокальной музыке (строфические периоды), в джазовой музыке (блюзовые периоды, джазовый стандарт). В классификации периодов большое значение имеют тематические, структурные, масштабные, ладогармонические факторы.

Примерный план анализа композиций периода.

1. Указать границы периоды (самостоятельное произведение или часть более крупного);

2. Тип периода. Указать:

а) тематическое строение;

б) ладотональное строение;

в) структуру;

г) масштабно-тематическое строение.

3. Указать каденционные обороты;

4. дать схему периода: буквами обозначаются предложения, цифрами количество тактов; внизу – указание тонального плана.

Пример: начальный период из пьесы «Июль» Чайковского.

Вступление а а₁

2т 4т 6т

(расширение

за счет секвенции)

 

Примерный план целостного анализа периода.

1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;

2. Форма периода (см. пункты 1, 2, 3 из анализа композиции периода);

3. Характер тематизма (в вокальной музыке указать содержание текста);

4. Образное содержание произведения;

5. Особенности мелодики, музыкально-выразительные средства; характер мотива, стопа;

6. Оформление кульминации, её местоположение, подчеркивание её гармоническими, мелодическими, ритмическими средствами;

7. Характерные приемы изложения, фактура;

8. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок;

9. Возможные интерпретации;

10. Эстетическая оценка произведения.

 

При изучении темы «простые и сложные двухчастные и трехчастные формы» необходимо обратить внимание на песенный характер тематизма, на общую драматургию формы. Затруднения могут возникнуть при определении форм хоровой и вокальной музыки, где часто форма подчиняется стихотворному тексту и возникают строфические разделы, структуры. Особые разновидности простых и сложных форм часто возникают в инструментальной музыке и характерны для стилистики джаза.

 

Примерный план анализа композиции двух-трехчастных простых и сложных форм.

1. Определение формы;

2. Границы данной формы;

3. Тональный план по частям;

4. Структура каждой части (см. пункт 2 и 3 из анализа композиции периода);

5. Схема произведения (см. пункт из анализа композиции периода № 4).

 

Примерный план целостного анализа двух-трехчастных простых и сложных форм.

1.Место данного произведения в творчестве композитора;

2. Жанр произведения, его характер - если программное, указать литературные образы, содержание текста, сценическую ситуацию;

3. Темы произведения (характер, жанровые связи, музыкально-выразительные средства);

4. Взаимодействие и развитие образов в произведении;

5. Анализ формы произведения (по разделам или по частям);

6. Указать функции частей в форме, тональный план – особенно средних, развивающихся частей;

7. Схема произведения и каждой его части;

8. См. аналогичный пункт из анализа периода;

9. См. аналогичный пункт из анализа периода;

10. См. аналогичный пункт из анализа периода;

11. См. аналогичный пункт из анализа периода.

 

Изучая тему «вариации», студентам необходимо четко ориентироваться в музыкально-стилистическом анализе, исторических закономерностях данной формы. В процессе анализа необходимо обращать внимание на вариационные и циклические закономерности формы, принципы объединения по фактурным, жанровым признакам, арочным связям. Отсюда возникновение разнообразных переходных и модулирующих форм.

 

Примерный план анализа композиции формы вариаций.

1. Определение формы;

2. Границы данной формы (самостоятельное произведение или часть более крупного);

3. Схема формы вариаций.

Пример: Песня Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Эти вариации относятся к типу строгих (на мелодию остинато). Песня представляет собой пять куплетов с кодой (т.е. тема + 4 вариации + кода). По своей структуре

тема построена как пара периодичностей, что характерно для народно-песенного тематизма (аа вв)

 

Схема вариаций:

 

Вст. 1 куплет

4 т. а а в в

5т 3т 5т 3т 5т 8т

(отыгрыш) (отыгрыш) (отыгрыш)

 

фа-минор фа-минор фа-минор фа-минор ре-минор заключение – 4 т - фа-минор

2 куплет – 1 вариация

вст. а₁ а₁ в₁ в₁

4т 5т 5т 5т 8т заключение -3 т

3 куплет – 2 вариация

вст. а₂ а₂ в₂ в₂ вз

4т 5т 5т 5т 8т 8т

заключение - 3 т

4 куплет – 3 вариация

вст. а₃ а₃ в₃ в₃ вз

4т 5т 5т 5т 8т 8т

заключение -3 т

 

5 куплет – 4 вариация

вст. а₄ а₄ в₄ в₄

4т 5т 5т 5т 8т

заключение – 3 т

Кода

фа-минор

 

Примерный план целостного анализа формы вариаций

1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;

2. Определение типа вариаций;

3. Схема, формы вариаций (см. пункт № 3 из анализа композиции формы вариаций);

4. Образное содержание произведения (если вокальное, указать содержание текста, сценическую ситуацию);

5. Характер основной темы; её музыкально-выразительные особенности, жанровые, связи;

6. Характерные черты каждой из вариаций (проследить изменение приемов изложения: фактуры, мелодических, гармонических, ритмических, темповых, структурных элементов темы);

7. Указать принципы объединения данного цикла вариаций;

8. Образования и смысловая кульминация данного произведения;

9. Расшифровать исполнительские нюансы, авторские ремарки;

10. Дать возможные интерпретации данного произведения;

11. Эстетическая оценка произведения.

 

При изучение темы «рондо» и рондообразных форм следует учитывать исторические этапы развития этой формы, постепенным «высвобождением» от классических тематических, ладотональных, структурных, темповых закономерностей: превращения формы рондо в своеобразную балладную композицию,

В сочетании принципов рондо с диалектическим принципом развития в сонатном аллегро образуется синтетическая форма с преимуществом элементов сонатной формы.

 

Примерный план анализа композиции сонатной формы (рондо-сонаты)

1. Определение формы (указать разновидность сонатной формы);

2. Границы данной формы в целом и по разделам (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода);

3. Схема каждого из разделов сонатной формы.

Пример: Моцарт, соната № 9, 1 часть.

 

Экспозиция

Г.П. Св.П.

а + а₁

4т. + 4т 1 раздел 2 раздел 3 раздел

период повт. 4 т. 2 т. 4 т.

строения (разви- (модули- (предык-

вающий) рующий) товый)

к ля-мажору

(в наложении)

ре-мажор

 

П.П. 3 П.

в + в₁ 1 элемент 2 элемент заключение

период повт. с + с д + д +д + д

строения

4т. + 4т. 2т. + 2т. 2т. + 2т. + 2т. + 3т. 2т

 

ля-мажор ля-мажор ля-мажор

 

Разработка

1 раздел – 16 тактов (секвенция на материале П.П.)

4т. + 4т.; 2т. + 2т; 1т. + 1т.; 2т.

ми ре си соль соль У ст. к

минор мажор минор мажор мажор си минору

 

2 раздел – 19 тактов (использован материал З.П.)

3 П. секвенция: (11 тт)

11 т = соль ре ми ре соль ре

мажор мажор минор мажор мажор мажор

1т 1т 1т 1т 1т 1т

 

ре си ми

мажор минор минор

1т 1т 3т

 

3 раздел – предыкт (использован материал 3 раздела Св.П.) = 4т

к ре-мажору

Реприза (зеркальная)

 

П.П. 3П. Г.П. кода

в + в₁ 1 эл. 4т а + а₁ 8т

4т + 5т 2 эл. 4т + 5т 4т + 4т (материал

главной темы)

 

Примерный план целостного анализа сонатной формы (рондо-сонаты)

 

1. Время создания данного произведения;

2. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;

3. Образное содержание произведения, его главная идея;

Центральный раздел анализа

4. Определение формы произведения (её разновидность), её местоположение в цикле;

5. Схема сонатной формы (см. пункт № 3 из анализа композиции сонатной формы);

6. Указать разделы сонатной формы;

7. Характер главных тем; их соотношение. Музыкально-выразительные средства в главных темах и их жанровых связях;

8. Драматургия всех разделов сонатной формы:

а) функция вступления и его значение;

б) особенности экспозиции;

в) роль разработки; строение разделов; приемы развития: тематические, тонально-гармонические; оформление кульминации в разработке;

г) особенности репризы; её роль; указать изменения в репризе: структурные, тональные;

д) функция коды и её значение.

Выводы:

1. Особенности данной формы связи с содержанием;

2. Основные задачи исполнительской трактовки произведения. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок;

3. Значение данного произведения в творчестве композитора в связи с его стилем, особенностью жанра

4. Эстетическая оценка произведения.

 

Изучая циклические формы: полифонические, сюитные, сонатно-симфонические циклы, крупные формы вокально-инструментальной музыки, студентам следует учитывать важнейшие признаки данных форм: взаимодействие и взаимодополнение средств музыкальной выразительности; расчлененность и создание единства; контрастность и репризность. Отсюда – синтетический характер и относительная «свобода» формообразования.

 

Примерный план анализа композиции оперной

сцены (пролога, финала)

1. Определение формы.

2. Границы данной формы в целом и по частям.

3. Схема каждого из разделов.

Пример: финал 1 действия оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова (рондообразная форма: А-В-А-С-А-Д-А)

 

«А» – соло Купавы (двухчастная форма)

вст. а + а₁ развитие в

2т. (секвенции)

4т + 5т 14т

(развивающая)

«В» – эпизод; соло Мизгиря (трехчастная форма с серединой развивающего типа)

с + развитие. + С

7 т 6т + 5 т

фа-минор

 

«А» – динамизация рефрена (хор с сопровождением); разработочного характера.

вст. а₂ развивающего типа.

3т 4т + 4т + 4т

уст. к соль-бемоль мажору

 

«С» – второй эпизод; ариозо Мизгиря (сквозная трехчастная форма)

д развитие а₃

7т 11т 12т

соль- (неуст) уст.к фа-минору

бемоль

мажор

 

«А» – рефрен в наложении с эпизодом «С»

а₃

12т

уст.к фа-минору

 

«Д» –третий эпизод, соло Купавы

 

1 раздел 2 раздел

4т + 4т + 4т 4т + 6т

уст.к уст.к (период повт. строения)

фа-минору ля-минору

 

«А» – свободное построение, три раздела

1 раздел 2 раздел

фугато (трехчастная форма с серединой

8т контрастного типа)

уст.к е ф е

фа-минору 7т 8т 15т

соло Леля

си-минор

 

3 раздел – кода на материале рефрена (14 т)

Примерный план целостного анализа оперной сцены (пролога, финала)

1. Место данного произведения в творчестве композитора.

2. Границы данной сцены.

3. Значение данной сцены в драматургии всего произведения.

4. Круг тем, образов данной сцены (о характере, музыкально-выразительных средствах каждой темы).

5. Схема каждого из разделов сцены.

6. Форма сцены в целом; указать функции разделов.

7. Образная драматургия сцены; развитие основных тем, их динамизация.

8. Оформление кульминации; её местоположение.

9. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок.

10. Возможные интерпретации.

11. Эстетическая оценка произведения.

 

Литература:

Основная литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

3. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

4. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Дополнительная литература:

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.: Музыка, 1971.

2. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.

3. Владыкина-Бачинская В. Музыкальный стиль русских хоровых песен. М.: Музыка, 1976.

4. Задерацкий И. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1991.

5. Козлов П., Степанов А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1970.

6. Кулаковский Л. Песня, её язык, структуры, судьбы. М.: Сов.композитор, 1972

7. Лаврентьев И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978.

8. Лобанов М. Музыкальный стиль и жанр. М.: Музыка, 1990.

9. МазельА. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.

10. Мазель А., Цукерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.

11. Музыкальная фольклористика. Выпуск 1. М.: Музыка, 1973.

12. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

13. Ручьевская И. Функции музыкальной темы. М.: Музыка, 1977.

14. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М.:Музыка, 1958.

15. Тюлин Ю. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974.

16. Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. М.: Музыка, 1969.

17. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М.: Музыка, 1983.

18. Холопова В.Н. Мелодика. М.: Музыка, 1984.

19. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Простые формы. М.: Музыка, 1980.

20. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М.: Музыка, 1984.

21. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987.

22. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Рондо. М.: Музыка, 1988.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА»

 

1. Типы периодов, определение, структура, строение, масштабы

2. Применение периодов в музыке

3. Простые двухчастные формы, их разновидности

4. Простые трехчастные формы, их разновидности

5. Применение простых форм в музыке

6. Сложная трехчастная форма, определение, разновидности. Сложная трехчастная форма с трио

7. Сложная трехчастная форма, определение, разновидности. Сложная трехчастная форма с эпизодом

8. Вариации, определение, разновидности. Вариации на неизменный бас и неизменную мелодию

9. Вариации, определение, разновидности. Орнаментальные и свободные вариации

10. Рондо, его разновидности. Характеристика старинного рондо

11. Рондо, его разновидности. Характеристика рондо классического типа

12. Рондо, его разновидности. Характеристика послебетховенского рондо

13. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития

14. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы.

15. Рондо-соната, определение, разновидности, строение разделов

16. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика старинной сюиты.

17. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика классической сюиты и сюиты ХХ века.

18. Циклические формы, определение, разновидности. Сонатно-симфонический цикл, строение частей, тональный план

19. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика циклов: прелюдия и фуга, вокальный цикл, цикл инструментальных

Миниатюр

20. Крупные формы вокально-симфонической музыки. Общая характеристика опер, кантат, ораторий. Строение, характерные особенности жанра.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...