Рекомендации к самостоятельной работе студентов
Приступая к самостоятельному анализу форм музыкальных произведений, студентам необходимо изучить лекционный материал по данной теме, законспектировать дополнительный материал по указанным педагогом учебным пособиям. Примеры для анализа – см. Приложение. Качественному анализу музыки способствует прослушивание и проигрывание произведения. В помощь по самостоятельной работе студентов по темам курса даются примерные планы анализа композиций (структурного анализа) музыкальных форм, а также примерные планы целостных анализов музыкальных форм. Изучая тему «период», следует обратить внимание на то, что основными разновидностями не исчерпываются формы изложения тем в музыке. Необходимо учесть большое разнообразие типов периодов в вокальной музыке (строфические периоды), в джазовой музыке (блюзовые периоды, джазовый стандарт). В классификации периодов большое значение имеют тематические, структурные, масштабные, ладогармонические факторы. Примерный план анализа композиций периода. 1. Указать границы периоды (самостоятельное произведение или часть более крупного); 2. Тип периода. Указать: а) тематическое строение; б) ладотональное строение; в) структуру; г) масштабно-тематическое строение. 3. Указать каденционные обороты; 4. дать схему периода: буквами обозначаются предложения, цифрами количество тактов; внизу – указание тонального плана. Пример: начальный период из пьесы «Июль» Чайковского. Вступление а а₁ 2т 4т 6т (расширение за счет секвенции)
Примерный план целостного анализа периода. 1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора; 2. Форма периода (см. пункты 1, 2, 3 из анализа композиции периода);
3. Характер тематизма (в вокальной музыке указать содержание текста); 4. Образное содержание произведения; 5. Особенности мелодики, музыкально-выразительные средства; характер мотива, стопа; 6. Оформление кульминации, её местоположение, подчеркивание её гармоническими, мелодическими, ритмическими средствами; 7. Характерные приемы изложения, фактура; 8. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок; 9. Возможные интерпретации; 10. Эстетическая оценка произведения.
При изучении темы «простые и сложные двухчастные и трехчастные формы» необходимо обратить внимание на песенный характер тематизма, на общую драматургию формы. Затруднения могут возникнуть при определении форм хоровой и вокальной музыки, где часто форма подчиняется стихотворному тексту и возникают строфические разделы, структуры. Особые разновидности простых и сложных форм часто возникают в инструментальной музыке и характерны для стилистики джаза.
Примерный план анализа композиции двух-трехчастных простых и сложных форм. 1. Определение формы; 2. Границы данной формы; 3. Тональный план по частям; 4. Структура каждой части (см. пункт 2 и 3 из анализа композиции периода); 5. Схема произведения (см. пункт из анализа композиции периода № 4).
Примерный план целостного анализа двух-трехчастных простых и сложных форм. 1.Место данного произведения в творчестве композитора; 2. Жанр произведения, его характер - если программное, указать литературные образы, содержание текста, сценическую ситуацию; 3. Темы произведения (характер, жанровые связи, музыкально-выразительные средства); 4. Взаимодействие и развитие образов в произведении; 5. Анализ формы произведения (по разделам или по частям); 6. Указать функции частей в форме, тональный план – особенно средних, развивающихся частей; 7. Схема произведения и каждой его части;
8. См. аналогичный пункт из анализа периода; 9. См. аналогичный пункт из анализа периода; 10. См. аналогичный пункт из анализа периода; 11. См. аналогичный пункт из анализа периода.
Изучая тему «вариации», студентам необходимо четко ориентироваться в музыкально-стилистическом анализе, исторических закономерностях данной формы. В процессе анализа необходимо обращать внимание на вариационные и циклические закономерности формы, принципы объединения по фактурным, жанровым признакам, арочным связям. Отсюда возникновение разнообразных переходных и модулирующих форм.
Примерный план анализа композиции формы вариаций. 1. Определение формы; 2. Границы данной формы (самостоятельное произведение или часть более крупного); 3. Схема формы вариаций. Пример: Песня Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Эти вариации относятся к типу строгих (на мелодию остинато). Песня представляет собой пять куплетов с кодой (т.е. тема + 4 вариации + кода). По своей структуре тема построена как пара периодичностей, что характерно для народно-песенного тематизма (аа вв)
Схема вариаций:
Вст. 1 куплет 4 т. а а в в 5т 3т 5т 3т 5т 8т (отыгрыш) (отыгрыш) (отыгрыш)
фа-минор фа-минор фа-минор фа-минор ре-минор заключение – 4 т - фа-минор 2 куплет – 1 вариация вст. а₁ а₁ в₁ в₁ 4т 5т 5т 5т 8т заключение -3 т 3 куплет – 2 вариация вст. а₂ а₂ в₂ в₂ вз 4т 5т 5т 5т 8т 8т заключение - 3 т 4 куплет – 3 вариация вст. а₃ а₃ в₃ в₃ вз 4т 5т 5т 5т 8т 8т заключение -3 т
5 куплет – 4 вариация вст. а₄ а₄ в₄ в₄ 4т 5т 5т 5т 8т заключение – 3 т Кода 6т фа-минор
Примерный план целостного анализа формы вариаций 1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора; 2. Определение типа вариаций; 3. Схема, формы вариаций (см. пункт № 3 из анализа композиции формы вариаций); 4. Образное содержание произведения (если вокальное, указать содержание текста, сценическую ситуацию); 5. Характер основной темы; её музыкально-выразительные особенности, жанровые, связи; 6. Характерные черты каждой из вариаций (проследить изменение приемов изложения: фактуры, мелодических, гармонических, ритмических, темповых, структурных элементов темы);
7. Указать принципы объединения данного цикла вариаций; 8. Образования и смысловая кульминация данного произведения; 9. Расшифровать исполнительские нюансы, авторские ремарки; 10. Дать возможные интерпретации данного произведения; 11. Эстетическая оценка произведения.
При изучение темы «рондо» и рондообразных форм следует учитывать исторические этапы развития этой формы, постепенным «высвобождением» от классических тематических, ладотональных, структурных, темповых закономерностей: превращения формы рондо в своеобразную балладную композицию, В сочетании принципов рондо с диалектическим принципом развития в сонатном аллегро образуется синтетическая форма с преимуществом элементов сонатной формы.
Примерный план анализа композиции сонатной формы (рондо-сонаты) 1. Определение формы (указать разновидность сонатной формы); 2. Границы данной формы в целом и по разделам (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода); 3. Схема каждого из разделов сонатной формы. Пример: Моцарт, соната № 9, 1 часть.
Экспозиция Г.П. Св.П. а + а₁ 4т. + 4т 1 раздел 2 раздел 3 раздел период повт. 4 т. 2 т. 4 т. строения (разви- (модули- (предык- вающий) рующий) товый) к ля-мажору (в наложении) ре-мажор
П.П. 3 П. в + в₁ 1 элемент 2 элемент заключение период повт. с + с д + д +д + д строения 4т. + 4т. 2т. + 2т. 2т. + 2т. + 2т. + 3т. 2т
ля-мажор ля-мажор ля-мажор
Разработка 1 раздел – 16 тактов (секвенция на материале П.П.) 4т. + 4т.; 2т. + 2т; 1т. + 1т.; 2т. ми ре си соль соль У ст. к минор мажор минор мажор мажор си минору
2 раздел – 19 тактов (использован материал З.П.) 3 П. секвенция: (11 тт) 11 т = соль ре ми ре соль ре мажор мажор минор мажор мажор мажор 1т 1т 1т 1т 1т 1т
ре си ми мажор минор минор 1т 1т 3т
3 раздел – предыкт (использован материал 3 раздела Св.П.) = 4т к ре-мажору Реприза (зеркальная)
П.П. 3П. Г.П. кода в + в₁ 1 эл. 4т а + а₁ 8т 4т + 5т 2 эл. 4т + 5т 4т + 4т (материал главной темы)
Примерный план целостного анализа сонатной формы (рондо-сонаты)
1. Время создания данного произведения; 2. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора; 3. Образное содержание произведения, его главная идея; Центральный раздел анализа 4. Определение формы произведения (её разновидность), её местоположение в цикле; 5. Схема сонатной формы (см. пункт № 3 из анализа композиции сонатной формы); 6. Указать разделы сонатной формы; 7. Характер главных тем; их соотношение. Музыкально-выразительные средства в главных темах и их жанровых связях; 8. Драматургия всех разделов сонатной формы: а) функция вступления и его значение; б) особенности экспозиции; в) роль разработки; строение разделов; приемы развития: тематические, тонально-гармонические; оформление кульминации в разработке; г) особенности репризы; её роль; указать изменения в репризе: структурные, тональные; д) функция коды и её значение. Выводы: 1. Особенности данной формы связи с содержанием; 2. Основные задачи исполнительской трактовки произведения. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок; 3. Значение данного произведения в творчестве композитора в связи с его стилем, особенностью жанра 4. Эстетическая оценка произведения.
Изучая циклические формы: полифонические, сюитные, сонатно-симфонические циклы, крупные формы вокально-инструментальной музыки, студентам следует учитывать важнейшие признаки данных форм: взаимодействие и взаимодополнение средств музыкальной выразительности; расчлененность и создание единства; контрастность и репризность. Отсюда – синтетический характер и относительная «свобода» формообразования.
Примерный план анализа композиции оперной сцены (пролога, финала) 1. Определение формы. 2. Границы данной формы в целом и по частям. 3. Схема каждого из разделов. Пример: финал 1 действия оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова (рондообразная форма: А-В-А-С-А-Д-А)
«А» – соло Купавы (двухчастная форма) вст. а + а₁ развитие в 2т. (секвенции) 4т + 5т 14т (развивающая) «В» – эпизод; соло Мизгиря (трехчастная форма с серединой развивающего типа) с + развитие. + С 7 т 6т + 5 т фа-минор
«А» – динамизация рефрена (хор с сопровождением); разработочного характера. вст. а₂ развивающего типа. 3т 4т + 4т + 4т уст. к соль-бемоль мажору
«С» – второй эпизод; ариозо Мизгиря (сквозная трехчастная форма) д развитие а₃ 7т 11т 12т соль- (неуст) уст.к фа-минору бемоль мажор
«А» – рефрен в наложении с эпизодом «С» а₃ 12т уст.к фа-минору
«Д» –третий эпизод, соло Купавы
1 раздел 2 раздел 4т + 4т + 4т 4т + 6т уст.к уст.к (период повт. строения)
фа-минору ля-минору
«А» – свободное построение, три раздела 1 раздел 2 раздел фугато (трехчастная форма с серединой 8т контрастного типа) уст.к е ф е фа-минору 7т 8т 15т соло Леля си-минор
3 раздел – кода на материале рефрена (14 т) Примерный план целостного анализа оперной сцены (пролога, финала) 1. Место данного произведения в творчестве композитора. 2. Границы данной сцены. 3. Значение данной сцены в драматургии всего произведения. 4. Круг тем, образов данной сцены (о характере, музыкально-выразительных средствах каждой темы). 5. Схема каждого из разделов сцены. 6. Форма сцены в целом; указать функции разделов. 7. Образная драматургия сцены; развитие основных тем, их динамизация. 8. Оформление кульминации; её местоположение. 9. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок. 10. Возможные интерпретации. 11. Эстетическая оценка произведения.
Литература: Основная литература: 1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.1/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003. 2. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003. 3. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. 4. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002
Дополнительная литература: 1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л.: Музыка, 1971. 2. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 3. Владыкина-Бачинская В. Музыкальный стиль русских хоровых песен. М.: Музыка, 1976. 4. Задерацкий И. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1991. 5. Козлов П., Степанов А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1970. 6. Кулаковский Л. Песня, её язык, структуры, судьбы. М.: Сов.композитор, 1972 7. Лаврентьев И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. 8. Лобанов М. Музыкальный стиль и жанр. М.: Музыка, 1990. 9. МазельА. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. 10. Мазель А., Цукерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. 11. Музыкальная фольклористика. Выпуск 1. М.: Музыка, 1973. 12. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 13. Ручьевская И. Функции музыкальной темы. М.: Музыка, 1977. 14. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М.:Музыка, 1958. 15. Тюлин Ю. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974. 16. Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. М.: Музыка, 1969. 17. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. М.: Музыка, 1983. 18. Холопова В.Н. Мелодика. М.: Музыка, 1984. 19. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Простые формы. М.: Музыка, 1980. 20. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М.: Музыка, 1984. 21. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987. 22. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Рондо. М.: Музыка, 1988.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА»
1. Типы периодов, определение, структура, строение, масштабы 2. Применение периодов в музыке 3. Простые двухчастные формы, их разновидности 4. Простые трехчастные формы, их разновидности 5. Применение простых форм в музыке 6. Сложная трехчастная форма, определение, разновидности. Сложная трехчастная форма с трио 7. Сложная трехчастная форма, определение, разновидности. Сложная трехчастная форма с эпизодом 8. Вариации, определение, разновидности. Вариации на неизменный бас и неизменную мелодию 9. Вариации, определение, разновидности. Орнаментальные и свободные вариации 10. Рондо, его разновидности. Характеристика старинного рондо 11. Рондо, его разновидности. Характеристика рондо классического типа 12. Рондо, его разновидности. Характеристика послебетховенского рондо 13. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития 14. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы. 15. Рондо-соната, определение, разновидности, строение разделов 16. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика старинной сюиты. 17. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика классической сюиты и сюиты ХХ века. 18. Циклические формы, определение, разновидности. Сонатно-симфонический цикл, строение частей, тональный план 19. Циклические формы, определение, разновидности. Характеристика циклов: прелюдия и фуга, вокальный цикл, цикл инструментальных Миниатюр 20. Крупные формы вокально-симфонической музыки. Общая характеристика опер, кантат, ораторий. Строение, характерные особенности жанра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|