Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Сонатная форма. Типы сонатных форм. Разновидности сонатной формы. Рондо – соната и её разновидности.




Сонатная форма – форма сонатного аллегро; сонатная форма основана на противопоставлении двух тем с последующим изменением их тональных соотношений.

Сонатная форма – диалектическое единство образов. Принцип производного контраста в сонатной форме.

Историческая обусловленность возникновения сонатной формы. Истоки сонатной формы (форма фуги, старинная двухчастная и старинная сонатная форма).

Сонатная форма венских классиков, романтиков; их стилистические особенности: тематизм, ладогармонические, фактурные элементы.

Разделы сонатной формы как этапы процесса сквозного развития. Функция разделов, их драматургия. Экспозиция – показ и начало взаимодействия образов. Смысловое значение и строение главной партии, связующей партией, побочной партии и заключительной партии. Особое строение экспозиции: вторжение промежуточной темы между связующей партией и побочной партией; отсутствие заключительной партии; сплав побочной и заключительной партий. Закономерность тонального плана экспозиции.

Разработка – неустойчивый раздел сонатной формы, посвященный развитию образов. Сущность преобразования тем в разработке: вступительный, центральный, предыктовый. Функция разделов в разработке. Приемы тематического развития: вычленения, вариантно-вариационное развитие, полифонические элементы (роль контрапунктов, фугато). Закономерности тонального плана в разработке.

Реприза сонатной формы как сочетание двух функций: замыкающей и продолжающей образно-тематическое развитие. Тематические, ладотональные, структурные, масштабные изменения в репризе.

Типы реприз и особенности их структуры: пропуск главной партии, пропуск побочной партии, зеркальная реприза.

Значение вступления и коды в сонатной форме.

Особые виды сонатной формы: без разработки, с эпизодом. Их выразительные особенности и строение.

Использование сонатной формы с разработкой в качестве первой части сонатно-симфонического цикла. Применение особых видов сонатной формы в качестве медленных частей сонатно-симфонического цикла.

Сонатная форма в увертюрах. Программный замысел и характер его воплощения в увертюрах. Типы сонатной формы в увертюрах.

Особенности двойной экспозиции в концертных формах. взаимодействие тем обеих экспозиций. Их отражение в разработке. Концертная каденция; её выразительное значение, строение.

«Рондо-соната» - форма, обобщающая черты трехчастности, сонатного аллегро, принципов вариационности, принципов рондо. Характер тематизма, функции разделов, их структура.

Разновидности рондо-сонаты; с эпизодом, с разработкой. Применение формы рондо-сонаты в качестве финалов сонатно-симфонических циклов.

Эпизодическое использование сонатной формы в вокально-хоровых произведениях. Музыкально-поэтический замысел и особенности его воплощения.

Сонатная форма в музыке отечественных композиторов.

Особенности исполнительской трактовки сонатной формы.

 

Литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Тема 7. Вариации, их виды. Вариации на две темы.

 

Вариации – форма, состоящая из темы и ряда её видоизмененных повторений.

Песенно-танцевальные истоки тематизма формы вариаций. Выразительно-смысловое значение темы вариаций и принцип её строения.

Вариационность и цикличность – основные принципы строения формы вариаций.

Классификация вариационных форм: строгие вариации, свободные вариации. Строгие и свободные вариации как исторически сложившиеся типы форм.

Виды строгих вариаций: вариации на бассо остинато, орнаментальные вариации, вариации на неизменную мелодию (глинкинский тип). Характер тематизма, методы развития в каждом из видов вариаций. Ладогармонические особенности вариационных циклов.

Свободные вариации как проявление закономерностей в музыке II половины ХIХ века. Яркость, картинность тематизма; наличие контраста между вариациями; использование определенных жанровых особенностей в каждой вариации (в стиле марша, скерцо, арии и др.), свобода ладотональных отношений между вариациями; изменение структуры темы.

Приемы объединения вариационных циклов: принцип ритмического дробления, ладотональные закономерности; методы развития темы, жанровые признаки. Образование двух частных, трех частных, рондообразных признаков форм на основе объединения вариаций в группы.

Куплетно-вариационная форма. Её особенности и применение в народной музыке и в отечественной массовой песне.

Характеристические вариации. Их особенности и применение.

Рассредоточенный вариационный цикл – «большая вариационная форма». Объединение вариаций, расположенных на достаточном удалении друг от друга, в пределах части, оперного акта, или пределах всего произведения.

Вариации на две темы. Характер обеих тем и принципы их соотношения. Возможные расположения тем в вариациях: их чередование, объединение в группы.

Проявление остинатного принципа вариаций в импровизационных формах эстрадной музыки.

Вариационные формы в музыке отечественных композиторов.

Возможные интерпретации вариационных форм.

 

Литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Тема 8. Циклические формы. Сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы, циклы фортепианных миниатюр, вокальные циклы.

Циклические формы – многочастные произведения, объединенные общим замыслом.

Признаки циклических форм и общая композиция: расчлененность, принцип контраста, принцип репризности, создание единства.

Два основных вида циклических форм: сюитный, сонатно-симфонический. Исторические типы сюитных форм сюитных форм: старинная сюита, классическая сюита, сюита XIX – ХХ вв. Жанровые истоки тематизма старинной сюиты, принципы формообразования, соотношение частей в форме. Влияние сонатно-симфонического цикла на развитие классической сюиты. Сюита XIX – XX вв. – объединение разнохарактерных пьес на основе балетной,

оперной музыки. Главный фактор объединения цикла – программность.

Классический четырех частный сонатно-симфонический цикл. Характер тематизма, образное содержание; функция, структура, ладотональные закономерности каждой части.

Приемы объединения цикла – тематический, структурный, ладотональный, темповый и тембровый.

Другие виды сонатно-симфонического цикла: двухчастные, трехчастные, пятичастные, шестичастные, семичастные. Сохранение признаков четырех частного цикла в многочастных произведениях на основе объединения двух медленных или двух быстрых частей цикла.

Полифонические циклы. Принципы объединения прелюдии и фуги.

Циклы фортепианных миниатюр. Элементы программности – важнейший фактор их объединения.

Особенности вокальных циклов. Сюжетная направленность – дополнительный фактор для создания единства цикла.

Контрастно-составные формы как особые виды циклических форм; их особенности и применение.

Циклические формы в музыке советских композиторов. Особенности исполнения циклических форм.

 

Литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Тема 9. Свободные и смешанные формы.

 

Свободные формы как индивидуальная трактовка «типовых» структур.

Смешанные формы – взаимодействие различных принципов формообразования.

Полифоническая «текучесть», программность – основа возникновения свободных форм. Закономерности построения свободных форм; преобладание развивающего типа изложения над экспозиционным; принцип вариационного и вариантного развития; отсутствие ярко выраженных связей.

Сочетание элементов сонатности, цикличности, трехчастности, рондообразности в свободных типах форм.

Яркая образность, наличие контрастов, динамизм в смешанных формах.

Образование смешанных структур на основе объединения:

- сонаты и рондо;

- сонаты и вариаций;

- сонаты и трехчастности;

- элементов сонатности и периода.

Основное значение сонатных признаков в образовании смешанных форм:

Модулирующие формы:

- из трехчастной в сонатную и наоборот;

- из сонатной в рондообразную;

- из сонатной в вариационную.

Первичные и вторичные формообразующие принципы в смешанных формах.

Образование в послеклассичесской музыке моноциклических форм. Их особенности: сочетание цикличности и одночастности, сонатности и цикличности, сложной трехчастной и рондообразной.

Исполнительная трактовка свободных и смешанных форм.

 

Литература:

1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: Учеб. Пособие: в 2х частях Ч.2/ М.Ш. Бонфельд – М.: Владос, 2003.

2. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для пед. вузов/М.И. Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001.

3. Способин И.В.Музыкальная форма: Учеб. общ. курса анализа/ И.В. Способин – М.:Музыка, 2002

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...