Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Лекционные и практические еженедельные занятия предусматривают следующие устные и письменные формы работы: 1. Проверка записей лекций в тетради 2. Проверка самостоятельно законспектированных дополнительных разделов к темам курса 3. Проверка самостоятельно выполненного анализа произведения в виде домашней работы (по темам курса) 4. Проверка самостоятельной работы по анализу произведения в классе 5. Опрос по теоретическим разделам курса (устно)
Рубежный контроль в середине семестров проводится в классе по тестам, которые включают устные и письменные задания по темам курса. Каждый тест содержит два задания: - одно – по анализу композиции, структуры произведения (по схеме) - другое – по целостному анализу произведения.
Итоговой формой контроля является экзамен по курсу анализа музыкальных произведений (в VIII семестре).
Экзаменационные требования по анализу музыкальных Произведений для студентов 4 курса-(УШ семестр) Музыкальных направлений и профилей 1. Представить письменную реферативную работу (объем 0,3- 0,5 п.л.) по анализу произведения на пройденные темы курса 2. Устно ответить по билету, включающему: · теоретический вопрос по теме курса · анализ произведения, данного в классе с подготовкой 15-20 мин.
Приложение: · теоретические вопросы к экзамену · требования к реферативной работе, критерии оценки · пример экзаменационного билета · список произведений для анализа Теоретические вопросы по курсу «Музыкальная форма»:
1.Форма, содержание музыкального произведения 2.Принципы развития в музыкальной форме 3. Приемы изложения материала в музыкальной форме
4. Понятие музыкальных стилей и жанров в музыке 5. Выразительные средства в музыке и принципы их взаимодействия 6. Принципы взаимодействия слова и музыки 7. Классификация форм. 8. Музыкальная тема. Период, его типы 9. Простые формы, их разновидности 10. Сложные формы, их разновидности; строение частей; применение сложных форм в музыке 11. Исторические типы рондо и их разновидности 12. Истоки сонатной формы (старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма) и её историческое развитие – Бетховен, Чайковский, Шостакович 13. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития 14. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы. Виды реприз 15. Разновидности сонатных форм (без разработки, с эпизодом) 16. Особые виды сонатных форм. Рондо-соната, строение разделов 17. Вариации, определение, разновидности. Принципы объединения вариационного цикла 18. Типы циклических форм: сюиты, сонатно-симфонический цикл и др. 19. Свободные и смешанные формы; определение, характерные особенности 20. Крупные формы вокально-симфонической музыки. Строение опер, кантат, ораторий. (Развернутые джазовые композиции)
Пример экзаменационного билета: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Кафедра Теории и истории музыки КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН Дисциплина: Музыкальная форма Билет №1 1. Типы периодов, структура, строение, масштабы 2. Анализ произведения: а) из реферативной работы б) данного в классе Зав.кафедрой Сидорова М.Б 2011/2012
ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЕ 1. Выбор темы Студенту необходимо найти такую тему, которая бы его действительно интересовала, соответствовала требованиям профессиональной подготовки, была доступна для понимания и освещения, могла обобщить его знания, полученные как в процессе работы в специальных классах, музыкально-теоретических дисциплин, так и в процессе систематического изучения курсов образовательных дисциплин. В этом ему помогут знания полученные в результате лекционных и семинарских занятий, индивидуальных и групповых консультаций, наблюдений в процессе музыкально-педагогической деятельности. участие в дискуссиях по проблемам культуры, образования, осмысление передового опыта учебной и музыкальной деятельности. Можно выбрать либо одну из тем, предложенных в методических указаниях, либо предложить свою, обсудив её с руководителем. Большинство тем заключает в себе вопросы, в достаточной степени ещё не решённые на практике, поэтому они требуют от студента исследовательского и прогностического подходов. Ряд тем носит культурно-исторический характер, что связано с необходимостью глубокого изучения предшествующего исполнительского или педагогического опыта, осмысление которого поможет лучше разобраться в современных проблемах учебно-воспитательной деятельности, обогатить свой кругозор.
2. Структура работы
- Введение (1-1,5) - Теоретическая часть (около 40%) - Практическая часть (около 40%) - Заключение (1-2 стр.) - Список литературы (около 10 наименований изданий 2001-2011 гг) - Приложения Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы как социальный заказ общества и представить ученых, занимавшихся её изучением. Здесь же, помимо обоснования темы, необходимо чётко определить цель и задачи работы. Цель – конечный результат, к которому должен стремиться студент. Цель реферата достигается в процессе решения ряда задач. Задача – это тот вопрос, который необходимо решить, чтобы, в свою очередь, достичь поставленной цели. Желательно ставить не более 4 – 5 задач, вытекающих из цели и помогающих её осуществлению. Чёткое определение цели и задач поможет составить план работы, каждый пункт которого определяется решаемой задачей. Логика плана свидетельствует о глубине изучения теоретического и практического материала, поэтому окончательный вариант уточняется после изучения литературы и проведения
Во введении реферата, наряду с актуальностью, важно обосновать методы исследования избранной проблемы. К ним относятся: теоретические (анализ научной литературы, синтез, дедукция, индукция); эмпирические (наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; письменные опросы; изучение продуктов учебной и творческой деятельности; тестирование; математические методы, статистическая обработка результатов на компьютере и другие). Важно помнить, что достоверность полученных данных в процессе опытной работы достигается совокупностью методов (наблюдение и беседа, анкетирование и математические методы, изучение продуктов деятельности тестирование и т.п.). Основное содержание работы включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретический раздел реферата, как правило, это - первая глава, которая содержит в себе глубокий и всесторонний анализ проблемы. Основанием для анализа и выводов служит изучение специальной литературы. Теснейшим образом с теоретической частью связана следующая часть – практическая, в которой те же проблемы рассматриваются с точки зрения их практического решения. Во второй главе реферата освещаются вопросы совершенствования методики вокального исполнительства, обучения, преподавания, воспитания и т.п., даётся достаточно подробное описание тех эмпирических методов, которые применялись в работе. Следует представить образцы инструментария исследования, например, программу наблюдения; программу беседы с учениками, участниками, коллегами; образцы тестов и т.д. Заключение – важная часть реферата. Оно должно отразить, насколько достигнуты цель и задачи исследования. Заключение содержит выводы, к которым приходит студент в процессе изучения литературы и опытной работы. Выводы позволяют дать конкретные рекомендации по совершенствованию вокально-исполнительской деятельности ее организации в условиях учебно-воспитательного процесса, с учётом имеющихся реальных условий и перспектив.
3.Оформление работы Объем работы (около 8 страниц) зависит от широты темы, эрудиции студента и его желания качественно выполнить задание. Особое внимание следует обратить на изложение материала, стиль которого должен быть строгим, доказательным, без лишней эмоциональности, содержать в себе анализ проблемы, её видение и решение другими учёными, свой взгляд на эту проблему, обоснованные суждения и выводы. Важно избегать традиционной описательности. Особое внимание следует обратить на цитаты, которые не должны быть слишком большими (поллиста). Необходимо указывать в тексте, откуда данная цитата, кто её автор, из какой она книги, номера страниц. Работа предоставляется в рукописном или печатном виде в двух экземплярах. 4. Защита и оценка реферативной работы
Педагог рецензирует работу, отмечая её положительные стороны и недостатки. В рецензии, как правило, даются конкретные рекомендации по уточнению тех или иных вопросов, что позволяет студенту более серьёзно подойти к защите реферативной работы. Защита – это краткое выступление студента (4-5 минут) с обоснованием выбора темы реферативной работы, изложением её цели и задач, методики исследования, обобщения результатов, полученных в ходе выполнения работы. Вместе с тем важно отреагировать на замечания, данные в рецензии, и ответить на вопросы членов комиссии. Студенту предоставляется возможность повысить оценку, если он сумеет грамотно и творчески подойти к замечаниям педагога, обосновать собственную точку зрения на те или иные вопросы.
Критерии оценки, применяемые к реферату:
Реферативная работа оценивается положительно, если студент: – обосновал актуальность проблемы, правильно сформулировал цель, задачи, этапы исследования, – отразил в плане в логической последовательности основные вопросы темы; – показал владение методами педагогического исследования; – привлек достаточное количество источников, глубоко проанализировал их и умело использовал для раскрытия темы; показал глубину и полноту знаний; – изложил материал грамотно и доказательно, в соответствии с планом; аргументировал изложение и логически выстроил; – проявил самостоятельность в разработке темы, творческий подход к решению практических задач; - проявил умение анализировать, обобщать, размышлять, делать выводы, определять перспективы, находить верные решения психолого-педагогических проблем; – правильно оформил работу.
СПИСОК произведений по курсу «Музыкальная форма:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|