Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

'амир ибн 'абдаллах ат-тамими 10 страница




Я сказал:

— Горе мне... Ты привёл её ко мне?

Он ответил:

—Да.

Я посмотрел и увидел, что она действительно стоит у двери. Он повернулся к ней и сказал:

— Входи в дом твоего мужа, дочь моя, с именем Аллаха и Его благодатью...

Стесняясь, она неловко сделала шаг и, наступив на свой подол, едва не упала.

А я стоял в растерянности, не зная, что сказать. Потом я поспешил отодвинуть блюдо с хлебом и маслом подальше от лампы, чтобы она не увидела его, после чего поднялся на крышу и позвал соседей. Они откликнулись и спросили:

—Что случилось?

 

 

156               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Я ответил:

— Са'ид ибн аль-Мусайяб женил меня на своей дочери. Сегодня в мечети. А сейчас он неожиданно привёл её ко мне. Придите и посидите с ней, чтобы она была не одна, пока я схожу за своей матерью — её дом далеко отсюда.

Старуха-соседка сказала:

— Горе тебе, да ты хоть понимаешь, что говоришь? Са'ид ибн аль-Мусайяб выдал за тебя свою дочь и сам привёл её к тебе? И это после того, как он не согласился отдать её аль-Валиду ибн 'Абд-аль-Малику?

Я ответил:

— Да, всё так... Вот она здесь, у меня. Придите же и присмотрите за ней.

Соседки пришли, всё ещё не веря своим ушам. Они поприветствовали её и скрасили её одиночество, пока меня не было.

Спустя некоторое время я вернулся вместе с матерью. Увидев девушку, моя мать посмотрела на меня и сказала:

— Я на тебя и смотреть больше не стану, если ты не позволишь мне забрать её и подготовить как следует, а потом привести её к тебе, как приводят благородных женщин!

Я сказал:

— Можешь делать, что пожелаешь.

И она забрала её на три дня, а потом привела её ко мне. И я обнаружил, что она одна из самых красивых женщин Медины и к тому же принадлежит к числу людей, очень хорошо знающих Книгу Всевышнего Аллаха, хадисы Посланника , а также права мужа. Прошло несколько дней. Ни её отец, ни кто-либо из её родственников не навещал нас всё это время.

Потом я пришёл к шейху в мечеть и поприветствовал его. Он ответил на моё приветствие, но не стал разговаривать со мной. А когда все разошлись, он спросил:

— Как поживает твоя жена, о Абу Вада'а?

 

 

Са'ид ибн аль- Мусайяб                                                                                                                     157

 

 


Я ответил:

—Так, как угодно другу и ненавистно врагу...

Он ответил:

—Хвала Аллаху.

Вернувшись домой, я обнаружил, что он послал нам большую сумму, чтобы поддержать нас».

 

 

 


Сын 'Абд-аль-Малика сказал:

— Меня удивляют поступки этого человека...

Житель Медины сказал:

— Что же удивляет тебя, о эмир? Клянусь Аллахом, дело не в том, что он поскупился отдать свою дочь сыну повелителя верующих или считал его недостойным её. Просто он побоялся искушать её мирскими благами. Один из его товарищей как-то сказал: «Ты отверг сватовство повелителя верующих, а потом выдал свою дочь за человека из числа простых мусульман! » Са'ид ответил: «Поистине, я несу ответственность перед Аллахом за свою дочь, и, поступая так, я заботился о её же благе». Тот спросил: «Как же это? » Са'ид ответил: «А вы подумайте, что с ней стало бы, если бы она переехала жить во дворцы бану Умайя и жила бы там в роскоши, среди украшений и мебели, в окружении слуг, придворных и невольниц, а в один прекрасный день стала женой халифа? Что бы стало с её религией?! »

Один из жителей Шама заметил:

— Видно, ваш товарищ необычный человек.

Житель Медины ответил:

— Сказав это, ты не погрешил против истины... Он постится днем и простаивает ночи в молитве и уже совершил хедж около сорока раз. И за сорок лет он ни разу не пропустил открывающего такбира в мечети Посланника , И за всё это

 

 

158               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


время ему ни разу не случалось видеть перед собой в молитве чей-то затылок, потому что он всегда стоял в первом ряду. Он мог жениться на любой курайшитке, но выбрал дочь Абу Хурайры из-за того положения, которое Абу Хурайра занимал при Посланнике Аллаха , множества хадисов, которые он передал от него и его стремления перенимать от него знание. Он с ранних лет посвятил себя знанию. И он заходил к жёнам Пророка , и это принесло ему немало пользы. Он учился у Зейда ибн Сабита, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса и 'Абдаллаха ибн 'Умара. И он слышал хадисы от 'Усмана, 'Али, Сухайба и других сподвижников благородного Пророка . Он перенял от них их нрав и достоинства. И на протяжении всей жизни он повторял слова, которые в конце концов стали его девизом: «Ничто не возвышает души рабов Аллаха так, как покорность Аллаху, и ничто не унижает их души так, как ослушание Его»...

 

 

СА'ИД ИБН ДЖУБАЙР

 

Са'ида иби Джубайра убили тогда, когда не было на земле человека, который не нуждался бы в его знании.

Ахмад ибн Ханбаль

 

 

Э то был крепкий и энергичный юноша в самом расцвете сил. К тому же у него было чистое сердце, он отличался острым умом. Он тянулся к достойному и питал отвращение к запретному.

Он был темнокожим, с курчавыми волосами — сказывалось эфиопское происхождение. Но это не уменьшало значимости его особенной, уникальной личности, которая была такой уже тогда, в юные годы.

 

 


Юноша-эфиоп,  живший  среди  арабов,  понял,  что  знание — это правильный  путь,  ведущий  к  Аллаху, и  что  богобоязненность  — дорога в Рай. И он поместил богобоязненность справа, знание — слева, и с упорством и усердием пошёл по жизни, Возложив на них руки и опираясь на них.

С ранних лет люди видели его склонившимся над книгой и приобретающим знание или выстаивающим молитву.

Это  был  один  из  самых  известных мусульман своего времени — Са'ид ибн Джубайр, да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным!

 

 

 


Са'ид  ибн Джубайр перенимал знание от виднейших сподвижников, в том числе и от Абу Са'ида аль-Худри, 'Ади ибн

 

 

160               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Хатима ат-Таи, Абу Мусы аль-Аш'ари, Абу Хурайры ад-Дауси, 'Абдаллаха ибн 'Умара и матери верующих 'Аиши (да будет доволен Аллах ею и ими всеми). Но главным его учителем был 'Абдаллах ибн 'Аббас — великий учёный общины Мухаммада Ш и её бескрайний океан знаний.

 

 

 


Са'ид ибн Джубайр следовал за Ибн 'Аббасом так же, как следует за человеком его тень. Он научился от него чтению Корана и его толкованию, а также хадисам и толкованиям сложных слов в них. Под его руководством Са'ид обрёл глубокое понимание религии и научился толкованию Корана. Он учился у него арабскому языку и овладел им в совершенстве. Он достиг в знании таких высот, что не осталось на земле человека из числа его современников, который не нуждался бы в его знании. Он объехал области исламского государства в поисках знания, путешествуя столько, сколько пожелал Аллах. И когда он приобрёл столько знания, сколько желал приобрести, то поселился в Куфе, став для жителей города учителем и имамом.

 

 


Одну ночь в рамадане он руководил молитвой людей, читая ая-ты так, как читал 'Абдаллах ибн Мае'уд, а в другую он читал так, как читал Зейд ибн Сабит, в третью — демонстрировал ещё какое-нибудь чтение, и так далее.

Совершая  молитву  в  одиночестве,  он  порой  прочитывал весь  Коран  в  одном рак'ате. Когда он доходил до слов Всевышнего   «Но  они  узнают,     когда  с  оковами  на  шеях и в  цепях  их  поволокут     в  кипяток,  а  потом  сожгут  в  Огне» (40: 70—72) или читал другие подобные аяты, содержащие угрозу, кожа его покрывалась мурашками, сердце начина-

 

Са'ид ибн Джубайр                                                                                                                              161

 


до стлать быстро, а из глаз бежали слёзы. И он повторял эти слова, читая аяты снова и снова так, что едва не испускал дух.

 

 

 


Два раза в год он отправлялся к Заповедному дому Аллаха: первый раз  он  ехал туда в месяце раджаб, чтобы совершить 'умру, а второй — в месяце зу-ль-ка'да, чтобы совершить хадж. Искатели знаний, блага, благочестия и добрых советов приезжали в Куфу, чтобы припасть к чистейшему неиссякаемому источнику, которым был для них Са'ид ибн Джубайр. Они учились у него следовать правильным путём.

Кто-то спрашивал его о страхе перед Всевышним Аллахом, и он отвечал:

— Страх перед Ним — это когда Ты боишься Всевышнего Аллаха так, что это мешает тебе ослушиваться Его.

А когда другой спрашивал его о поминании, он отвечал:

— Поминание — это покорность Всевышнему Аллаху. Кто обратился к Аллаху и покорен Ему, тот поминает Его. А кто отворачивается от Него и не покорен Ему, тот не является поминающим, даже если он всю ночь прославляет Аллаха и читает аяты Корана!

 

 

 


В те времена, когда Са'ид ибн Джубайр поселился в Куфе, ею управлял аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи, поскольку аль-Хаджжадж был наместником двух Ираков (Куфы и Басры), восточных  областей и  Мавераннахра. Это был пик его могущества и тирании. Это было после того, как он убил 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, покончил с его движением, подчинил Ирак султану из бану Умайя и потушил пламя восстаний, вспыхивавших тут и там, отрубив множество голов... Сердца людей наполнились страхом перед аль-Хаджжаджем и его тиранией.

 

162               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

     
 

 


Потом Аллах пожелал, чтобы между аль-Хаджжаджем ибн Юсуфом и одним из его крупнейших военачальников 'Абд-ар-Рахманом ибн аль-Аш'асом начался раздор. Этот конфликт стал причиной смуты, уничтожающей всё на своём пути.

А дело было вот как. Аль-Хаджжадж послал 'Абд-ар-Рахмана ибн аль-Аш'аса во главе войска против Ратбиля, тюркского правителя областей, прилегающих к Сиджистану.

Доблестный полководец-триумфатор захватил половину земель Ратбиля, занял его неприступные крепости и собрал огромную  военную  добычу,  после  чего  отправил  гонца  к    аль-Хаджжаджу,  сообщая  ему  радостную  весть   об       держанной  победе.  Гонец  отвёз  к  аль-Хаджжаджу  пятую  часть военной добычи, которая предназначалась для казны мусульман.

'Абд-ар-Рахман также написал аль-Хаджжаджу, прося разрешения прекратить сражения на некоторое время, чтобы хорошо изучить области и провести разведку, прежде чем продвигаться вглубь незнакомых областей, и не подвергать войска ненужной опасности.

Аль-Хаджжадж  разгневался  и  послал  ему  ответное  послание, в котором называл его презренным трусом и предостерегал его, грозясь даже отстранить от командования войсками.

'Абд-ар-Рахман собрал влиятельных воинов и командующих отрядов, зачитал им письмо аль-Хаджжаджа и посоветовался с ними. Они призвали его выступить против аль-Хаджжаджа и выйти из повиновения.

'Абд-ар-Рахман сказал им:

— Вы присягнёте мне и поможете мне сражаться с ним до тех пор, пока Аллах не очистит землю Ирака от его скверны?

Воины присягнули ему.

 

 

Са'ид ибн Джубайр                                                                                                                                163

     
 

 


'Абд-ар-Рахман ибн аль-Аш'ас повёл своё горящее ненавистью к аль-Хаджжаджу войско в бой. Начались кровавые сражения между ним и войсками аль-Хаджжаджа. 'Абд-ар-Рахман одерживал блистательные победы. Подчинив себе Сиджистан и большую часть персидских земель, после чего решил отобрать у аль-Хаджжаджа Куфу и Басру.

 

 

 


Пламя войны бушевало, 'Абд-ар-Рахман ибн аль-Аш'ас одерживал победу за победой. А тут ещё у аль-Хаджжаджа случилась беда, из-за которой его противник стал ещё сильнее. Наместники областей написали аль-Хаджжаджу, что почти все зиммии приняли ислам, чтобы не платить джизью, покинули селения, в которых прежде работали, и переселились в города. Земельный налог-харадж почти не собирается, податей совсем не стало.

Аль-Хаджжадж велел своим наместникам в Басре и других областях, чтобы они собрали всех зиммиев, перебравшихся в город, и вернули их в селения, вне зависимости от того, как давно они переселились в город.

Наместники исполнили приказ и заставили множество людей покинуть свои дома и оставить свои источники доходов. •Согнав их на окраины города вместе с их женщинами и детьми, они велели им возвращаться в свои селения, которые они покинули много лет назад. Женщины, дети и старики стали плакать Н кричать, звать на помощь и восклицать:

— О Мухаммад! О Мухаммад!

Они стояли в растерянности, не зная, что им делать, куда идти... К ним вышли факихи Басры, чтобы помочь им и заступиться за них. Но они ничего не смогли сделать для несчастных. Оставалось только плакать вместе с ними и просить помощи...

 

 

164               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

     
 

 


'Абд-ар-Рахман ибн аль-Аш'ас решил воспользоваться этой возможностью и призвал факихов и чтецов поддержать его.

Его призыву вняли многие известные последователи сподвижников и имамов мусульман, в том числе Са'ид ибн Джу-байр, 'Абд-ар-Рахман ибн Абу Лейля, аш-Ша'би, Абу аль-Бахтари и многие другие.

Война  продолжилась.  Сначала побеждал 'Абд-ар-Рахман ибн аль-Аш'ас  со  своими  войсками. Но постепенно аль-Хаджжадж стал одерживать  победы  и  в  конце  концов нанёс 'Абд-ар-Рахману сокрушительное поражение. 'Абд-ар-Рахман бежал, спасая свою жизнь, а его войско сдалось аль-Хаджжаджу и его воинам.

 

 

 


Аль-Хаджжадж велел объявить сдавшимся, что призывает их заново присягнуть ему. Большинство согласилось заново принести присягу, а некоторые скрылись. Среди тех, кто скрылся, был и Са'ид ибн Джубайр, да будет доволен им Аллах и да сделает Он его довольным.

Когда сдавшиеся начали принимать присягу, они столкнулись с тем, чего никак не могли ожидать. Аль-Хаджжадж спрашивал их одного за другим:

— Свидетельствуешь ли ты, что стал неверующим, когда нарушил присягу наместнику повелителя верующих?

Если человек отвечал утвердительно, аль-Хаджжадж принимал его присягу и отпускал его. А если он отвечал отрицательно, его казнили.

Некоторые подчинились аль-Хаджжаджу и признали себя неверующими, чтобы спастись от верной гибели. А другие проявили стойкость и упорство и заплатили за это головой. Люди заговорили об этой бойне, унёсшей жизни нескольких

 

 

Са'ид ибн Джубайр                                                                                                                              165

 

 


тысяч человек, и о том, как оставшиеся несколько тысяч спаслись, согласившись признать себя неверующими.

 

 

 


Один старик из племени Хас'ам остался в стороне от обеих групп и жил за Евфратом. Его привели в аль-Хаджжаджу вместе с остальными. Когда его ввели в аль-Хаджжаджу, тот спросил его о его положении, и старик ответил:

— С тех пор как это пламя разгорелось, я ни к кому не примыкал и жил за этой рекой, ожидая исхода сражений. А когда ты победил, я пришёл к тебе, чтобы принести присягу.

Аль-Хаджжадж воскликнул:

— Пропади ты пропадом! Ты просто сидел в ожидании, вместо того чтобы сражаться вместе со своим повелителем?!

Затем он прикрикнул на него:

— Свидетельствуешь ли ты, что ты неверующий?

Старик сказал:

— Скверным бы я был человеком, если бы признал себя неверующим после того, как восемьдесят лет поклонялся Аллаху!

Аль-Хаджжадж сказал:

— Тогда я тебя казню!

Старик сказал:

— Даже если ты убьёшь меня, то ведь мне и так осталось жить столько же, сколько может прожить осёл без воды. А он, напившись утром, вечером уже умирает. Поистине, я утром и вечером ожидаю смерти. Так что делай что хочешь.

Аль-Хаджжадж велел своему палачу:

— Отруби ему голову.

Палач отрубил старику голову. И не было среди присутствующих, будь то приближённые аль-Хаджжаджа или его враги, человека, который не почувствовал бы уважение

 

 

166               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


к этому старому человеку и не пожалел его и не призвал бы на него милость Аллаха.

 

 

 


Аль-Хаджжадж вызвал к себе Камиля ибн Зияда ан-Наха'и и сказал ему:

—Свидетельствуешь ли ты, что ты — неверующий?

Он ответил:

—Клянусь Аллахом, не свидетельствую.

Аль-Хаджжадж сказал:

— Тогда я казню тебя!

Камиль сказал:

— Аллах рассудит нас, когда мы встретимся у Него. И после убийства будет расчёт.

Аль-Хаджжадж сказал:

—В тот день довод будет против тебя, а не в твою пользу.

Он возразил:

—Это было бы так, если бы судьёй в тот день был ты.

Аль-Хаджжадж велел:

— Убейте его.

И его казнили.

 

 


Потом к аль-Хаджжаджу привели другого человека, которого он давно мечтал убить, потому что ему передавали, что он насмехается над ним. Он сказал ему:

— Поистине, я вижу перед собой человека, который, я думаю, не станет свидетельствовать, что он неверующий!

Тот человек ответил:

— Не пытайся запутать меня и обмануть. Я — самый не верующий из всех обитателей земли, даже более неверующий, чем фараон, владыка кольев!

 

Са'ид ибн Джубайр                                                                                                                              167

 


И аль-Хаджжадж отпустил его, хотя жаждал убить.

 

 

 


Это событие, унёсшее жизни нескольких тысяч стойких верующих, получило известность. Остальные несколько тысяч сумели спастись, но для этого им пришлось назвать себя неверующими.

Са'ид ибн Джубайр понял, что если он попадёт в руки аль-Хаджжаджа, то ему придется выбирать одно из двух: либо ему отрубят голову, либо он должен будет признать себя неверующим. Это был трудный выбор.

Са'ид предпочёл покинуть Ирак и скрыться.

Он переезжал с места на место, скрываясь от аль-Хаджжаджа и его шпионов, пока не оказался в маленьком селении близ Мекки. Так прошло десять полных лет. Казалось бы, этого времени вполне достаточно, чтобы пламя в сердце аль-Хаджжаджа погасло и злоба его утихла.

 

 

 


Но случилось то, чего никто не ожидал. В Мекку прибыл новый наместник из числа наместников бану Умайя. Это Халид ибн 'Абдаллах аль-Касри.

Товарищи Са'ида ибн Джубайра насторожились, потому что знали, что новый наместник — скверный человек и от него можно ожидать зла.

Некоторые из них пришли к Са'иду и сказали:

—Поистине, этот человек прибыл в Мекку, и, клянёмся Аллахом, мы опасаемся, что он может причинить тебе зло. Вы полни же нашу просьбу, покинь эту местность.

Но Са'ид сказал:

—Клянусь Аллахом, я в бегах уже так долго, что мне стыдно перед Аллахом. Я решил остаться в этом месте, и пусть Аллах сделает со мной, что пожелает...

 

168               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

     
 

 


Подозрения товарищей Са'ида подтвердились. Едва узнав, где находится С а'ид ибн Джубайр, наместник послал туда отряд и велел им схватить Са'ида и доставить его в цепях к аль-Хаджжаджу в Васит.

Солдаты окружили дом, в котором находился Са'ид, и заковали его в цепи на глазах у его товарищей. Ему сообщили, что повезут его к аль-Хаджжаджу. Са'ид встретил это известие хладнокровно, со спокойным сердцем. Он повернулся к своим товарищам и сказал:

— Поистине, я думаю, что этот притеснитель непременно казнит меня. В одну из ночей, посвященных поклонению, я был вместе со своими двумя товарищами, и мы, желая ощутить сладость мольбы, обратились к Аллаху с мольбами — каждый попросил о чём хотел. А потом мы попросили Всевышнего Аллаха послать нам мученическую смерть, и она была дарована обоим моим товарищам, а я всё ещё ожидаю её...

Едва он закончил говорить, как вошла его маленькая дочь. Увидев, что он в цепях и солдаты ведут его, она бросилась к нему. Вцепившись в отца, она стала плакать. Он мягко отстранил её от себя и сказал:

— Скажи своей матери, доченька, что мы встретимся в Раю. Если будет на то воля Всевышнего Аллаха.

Сказав это, он ушёл вместе с солдатами.

 

 

 


Отряд доставил этого имама, выдающегося учёного, усердно поклонявшегося Господу и равнодушного к мирским благам, богобоязненного, пречистого и благочестивого, в город Васит. Они привели его к аль-Хаджжаджу. Тот бросил на него злобный взгляд и сказал:

— Как тебя зовут?

 

 

Са'ид ибн Джубайр                                                                                                                              169

 

 


Он ответил:

—Са'ид ибн Джубайр.

Аль-Хаджжадж сказал:

—Да нет, ты — Шакийй ибн Кусайр! *

Са'ид ответил:

—Моя мать знала моё имя лучше, чем ты.

Аль-Хаджжадж спросил:

—Что ты скажешь о Мухаммаде?

Са'ид уточнил:

—О Мухаммаде ибн 'Абдаллахе ?

Аль-Хаджжадж сказал:

—Да.

Са'ид сказал:

— Господин потомков Адама, избранный Пророк. Он лучше всех, кто ещё будет жить, и лучше тех, чья жизнь уже закончилась. Он донёс послание и исполнил возложенную на него миссию. И он был чистосердечен по отношению к Аллаху, Его Книге, простым мусульманам и влиятельным из их числа.

Аль-Хаджжадж спросил:

— А что ты скажешь об Абу Бакре?

Са'ид ответил:

— Ас-Сыддик, преемник Посланника Аллаха . Ушёл славным, жил счастливым. Следовал путём Пророка , ничего не изменив и не подменив.

Аль-Хаджжадж спросил:

— А что ты скажешь об 'Умаре?

Са'ид ответил:

— Аль-Фарук,  посредством которого Аллах отделил истину ото лжи, избранник Аллаха и избранник Его Посланни-

 


* Он намеренно исковеркал его имя, которое было благозвучным и имело хорошее значение, заменив его скверным прозвищем.

 

 

170               Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


ка. Он следовал путём своих предшественников, жил славным и погиб мучеником.

Аль-Хаджжадж спросил:

— А что ты скажешь об 'Усмане?

Са'ид ответил:

— Человек, обеспечивший войско, отправлявшееся в поход в трудных условиях, выкопавший колодец Румы и купивший себе дом в Раю... Зять Посланника Аллаха  — муж двух его дочерей. Пророк  женил его на основании откровения, пришедшего с небес. И он был убит несправедливо.

Аль-Хаджжадж спросил:

— А что ты скажешь об 'Али?

Са'ид ответил:

— Двоюродный брат Посланника Аллаха , первый юноша, принявший ислам, муж пречистой Фатымы, отецаль-Хасана и аль-Хусейна — предводителей юношей обитателей Рая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...