Мухаммад ибн Васи' аль-азди. Украшение факихов
МУХАММАД ИБН ВАСИ' АЛЬ-АЗДИ Украшение факихов
Поистине, один палец Мухаммеда ибн Васи' аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил! Кутайба ибн Муслим
П еренесёмся в 87 год хиджры. Вот он, — гордость мусульман, полководец-триумфатор Кутайба ибн Муслим аль-Бахили, ведёт своё войско из Мерва в Бухару. Он намерен покорить оставшиеся области Мавераннахра и предпринять поход на приграничные области Китая, возложив на их жителей выплату подушной подати — джизьи. Но не успел Кутайба переправиться через реку Сырдарья, как жители Бухары, узнав о его приближении, стали готовиться к сражению, и со всех сторон зазвучали походные барабаны. Они позвали на помощь соседей — жителей Согда, тюрков и китайцев, а также многих других. К ним стало подходить подкрепление — войска, состоящие из людей разных цветов кожи и национальностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Враг оказался в несколько раз многочисленнее мусульман. К тому же они перекрыли дороги, ограничив передвижения мусульман, отрезав пути и закрыв границы. Кутайбе ибн Муслиму не удалось даже подослать к ним маленький отряд, который должен был разведать положение на территории врага и снабдить командующего добытыми сведениями. Отдельные люди, которых он посылал на разведку, также не смогли ничего сделать.
182 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Кутайба ибн Муслим встал лагерем близ города Бейкенд и стоял на месте, не продвигаясь вперёд и не отходя назад. Каждый день с первыми лучами солнца враг выходил к нему для сражения и между отрядами двух войск происходили стычки. А ночью вражеские отряды возвращались в свои надёжные крепости. Так продолжалось два месяца. Кутайба пребывал в растерянности, не зная, что делать дальше.
Он не знал, отступать ему или, наоборот, наступать. Мусульмане всех областей вскоре узнали о положении, в котором оказался Кутайба со своим войском. И мусульмане стали опасаться за огромное непобедимое войско и его великого командующего, которого ещё никто не смог одолеть. Наместникам было велено обращаться к Аллаху с мольбами за мусульманские войска, которые оказались в трудном положении в землях Мавераннахра, после каждой обязательной молитвы. И в мечетях мусульман зазвучали слова мольбы, с которой мусульмане обращались за Кутайбу и его воинов. Имамы читали ду'а-кунут* в каждой обязательной молитве. На помощь к доблестному войску устремились очень многие во главе с благородным последователем сподвижников Мухаммедом ибн Васи' аль-Азди.
У Кутайбы ибн Муслима был разведчик из числа неарабов, известный своей сообразительностью, проницательностью, мудростью и острым умом. Его звали Тейзар. Враги пере-
* Иначе говоря, они обращались к Аллаху с мольбами за Кутайбу и его воинов и просили его помочь им.
Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 183
манили его на свою сторону, щедро одарив его. Они потребовали от него использовать свою хитрость и острый ум для того, чтобы ослабить мусульман и заставить их покинуть их земли без боя.
Тейзар зашел к Кутайбе ибн Муслиму аль-Бахили. А у него в это время сидели его командующие и наиболее благородные воины. Сев рядом с ним, Тейзар наклонился и прошептал ему в ухо: — Распусти своё собрание, о предводитель. Если, конечно, пожелаешь.
Кутайба сделал знак присутствующим, и все они поднялись и ушли, кроме Дырара ибн аль-Хусейна, которому Кутайба велел остаться. Тогда Тейзар повернулся к Кутайбе и сказал: — У меня для тебя новости, предводитель. Командующий с нетерпением спросил: — Какие же? Тейзар ответил: — Повелитель верующих в Дамаске снял с должности аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа ас-Сакафи и всех командующих, находившихся в его подчинении, в том числе и тебя. И он на значил новых командующих и уже послал их, чтобы они заняли свои новые должности. Твой заместитель прибудет со дня на день. И я считаю, что тебе следует увести войско из этих земель и вернуться в Мерв, чтобы разобраться со своими делами подальше от полей сражения.
Едва Тейзар закончил свою речь, как Кутайба ибн Муслим позвал своего слугу Сияха и, когда тот явился, велел ему:
184 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Сиях, отруби голову этому предателю! И тот отрубил Тейзару голову и удалился. Кутайба повернулся к Дырару ибн аль-Хусейну и сказал: — Никто на земле не слышал этого известия, кроме нас с тобой. И я клянусь Высочайшим и Великим Аллахом, что если оно дойдёт до чьих-нибудь ушей, прежде чем мы завершим нашу войну, я отправлю тебя вслед за этим предателем! Если тебе дорога твоя жизнь, то держи язык за зубами. И знай, что распространение этого известия ослабит воинов и принесёт нам сокрушительное поражение. Потом он разрешил людям войти к нему. Увидев убитого Тейзара, тело которого лежало на земле в луже крови, люди остановились и стояли молча, растерянные и напуганные. Кутайба сказал им: — Почему вас так напугало убийство этого подлого предателя? Они ответили: — Мы думали, он искренне служит мусульманам и предан нам... Кутайба сказал: — Нет, он обманывал нас. И Аллах наказал его за это. Потом он возвысил голос и воззвал: — А теперь отправляйтесь сражаться с вашим врагом! И на этот раз встретьтесь с ним не с такими сердцами, с которыми вы встречались с ним прежде!
Воины выполнили приказ своего командующего Кутайбы ибн Муслима и перешли границы, чтобы встретиться с врагом. Когда оба войска построились друг против друга, мусульмане увидели, что их враг заметно превосходит их численностью и хорошо вооружён.
Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 185
Это наполнило их сердца страхом. Кутайба понял, какие чувства испытывают его воины. Он стал ходить между рядами, обращаясь к воинам с речами, призванными поднять боевой дух и разжечь в сердцах благородный пыл и укрепить решимость воинов. Потом он огляделся и спросил: —А где Мухаммад ибн Васи' аль-Азди? Ему сказали: —Он там, на правом фланге, о предводитель. Кутайба спросил: —Что он делает? Ему ответили: — Опёрся на своё копьё, вперил взгляд во врага и шевелит пальцем, указывая на небеса... Позвать его, о предводитель? Кутайба ответил: — Нет... Оставьте его. А потом добавил: — Клянусь Аллахом, поистине, один палец Мухаммеда ибн Васи' аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил!.. Оставьте его, пусть обращается к Аллаху с мольбами. Ведь все мы знаем, что его мольбы не остаются без ответа.
Два войска сошлись и стали сражаться, как разъярённые львы, схлестнулись, подобно двум огромным волнам во время шторма. И Всевышний Аллах ниспослал сердцам мусульман покой и умиротворение и помог им духом от Него. Они сражались с врагом весь день, а когда настала ночь, Аллах сотряс стопы многобожников и вселил в их сердца страх. Они побежали, а мусульмане преследовали их, убивая и захватывая в плен.
186 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Тогда они запросили мира и согласились выплачивать джизью. Кутайба заключил с ними мирный договор.
Среди пленных оказался скверный и злонравный человек, который настраивал свой народ против мусульман и побуждал их идти против них. Он сказал Кутайбе ибн Муслиму: —Я заплачу выкуп за свою жизнь, о предводитель.
Его спросили: —А сколько ты заплатишь? Он ответил: — Пять тысяч мотков китайского шёлка стоимостью в тысячу тысяч. Кутайба повернулся к своим командующим и спросил: — Что вы об этом думаете? Они ответили: — Мы считаем, что это имущество увеличит добычу мусульман. Да и после одержанной победы нам нечего бояться влияния этого человека и ему подобных. Кутайба повернулся к Мухаммеду ибн Васи' аль-Азди и спросил: — А ты что скажешь, о Абу 'Абдаллах? Он ответил: — О предводитель, поистине, мусульмане вышли из своих земель не для того, чтобы собирать военную добычу и приумножать имущество. Они вышли ради того, чтобы снискать довольство Аллаха и Его награду и распространять Его религию на земле и одерживать верх над Его врагами. Кутайба сказал: — Да воздаст тебе Аллах благом... Клянусь Аллахом, я не позволю ему пугать женщину-мусульманку после этого
Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 187
дня, даже если он принесёт мне все сокровища мира в качестве выкупа. И он велел казнить элодея.
Мухаммад ибн Васи' поддерживал связь не только с Язидом ибн аль-Мухаллябом и Кутайбой ибн Муслимом аль-Бахили, но и с другими наместниками и командующими Омейядов. В их числе был и наместник Басры Биляль ибн Абу Бурда. До нас дошло немало историй, главными героями которых были Мухаммад ибн Васи' и этот наместник. Рассказывают, что однажды Мухаммад ибн Васи' зашёл к нему, а на нём была грубая шерстяная рубаха. Биляль ибн Абу Бурда спросил его: — Что заставляет тебя носить эту грубую одежду, о Абу 'Абдаллах? Шейх смотрел в сторону, не отвечая. Наместник спросил: — Почему же ты не отвечаешь мне, о Абу 'Абдаллах? Мухаммад ибн Васи' сказал: — Я не хочу говорить, что делаю это, проявляя равнодушие к мирским благам, потому что тогда получится, что я хвалю себя. И я не хочу говорить, что поступаю так из-за бедности, потому что тогда получится, что я жалуюсь на своего Господа. Я не желаю ни того, ни другого. Наместник спросил: — Есть ли у тебя какая-нибудь просьба, которую я могу исполнить, о Абу 'Абдаллах? Шейх ответил: — Что до меня, то у меня нет просьб, с которыми бы я обращался к кому бы то ни было из людей... Я пришёл к тебе, чтобы попросить за одного брата-мусульманина. Если Аллах
188 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
пожелает, ты удовлетворишь эту просьбу и будешь хвалимым. А если Аллах не пожелает, то ты не исполнишь эту просьбу, и у тебя будет оправдание.
Наместник сказал: — Мы исполним эту просьбу с позволения Аллаха. Потом наместник повернулся к Мухаммаду ибн Васи' и спросил: — Что ты скажешь о предопределении и судьбе, о Абу 'Абдаллах? Он сказал: — О предводитель... Поистине, Всевышний Аллах не станет спрашивать Своих рабов в Судный день о предопределении и судьбе. Он спросит их об их деяниях. Наместник устыдился и замолчал. Пока он сидел у наместника, наступило время обеда. Наместник пригласил Мухаммада ибн Васи' пообедать с ним. Он настаивал, но шейх всё находил отговорки. Наместник разгневался и воскликнул: — Я вижу, ты не желаешь пробовать нашу еду, о Абу 'Абдаллах! Шейх ответил: — Не говори так, о предводитель... Клянусь Аллахом, поистине, лучшие из вас, предводителей, дороже для нас, чем собственные сыновья и самые близкие родственники.
Мухаммаду ибн Васи' несколько раз предлагали занять должность судьи, однако он отказывался и всеми силами старался избежать назначения на подобный пост, из-за чего ему даже довелось пострадать. Однажды Мухаммад ибн аль-Мунзир начальник городской стражи в Басре, вызвал его к себе и сказал:
Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 189
— Поистине, правитель Ирака велел мне пригласить тебя на должность судьи. Шейх сказал: — Избавьте меня от этого, и да дарует вам Аллах благополучие. Тот повторил ему свою просьбу во второй и в третий раз. Но Мухаммад ибн Васи' решительно отказался. Наконец начальник стражи сказал: — Клянусь Аллахом, либо ты станешь судьёй, либо я дам тебе триста плёток и еще и опозорю! Шейх ответил: — Если ты собираешься поступить так — что ж, тебе ничто не мешает. И поистине, подвергающийся мучениям в мире этом лучше подвергающегося мучениям в мире вечном. Начальник стражи устыдился и отпустил его.
В мечети Басры вокруг Мухаммада ибн Васи' собиралось множество искателей знания, для которых он служил источником мудрости и благих наставлений. Книги по истории и сборники жизнеописаний полны сообщений об этих его собраниях. Например, рассказывают, что как-то раз один человек сказал: — Дай мне наставление, о Абу 'Абдаллах. Шейх ответил: — Я наказываю тебе быть царём в этом мире и в мире вечном. Тот человек в изумлении спросил: — Как же мне это сделать, о Абу 'Абдаллах?! Шейх ответил:
190 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
— Будь равнодушен к тленным мирским благам, и ты станешь царём здесь, обходясь без того, что принадлежит людям, и ты станешь царём там, преуспев и обретя благую награду у Аллаха. А другой человек как-то сказал ему: —Поистине, я люблю тебя ради Аллаха, о Абу 'Абдаллах. Шейх ответил: —Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня. И он ушёл со словами: — О Аллах, прошу у Тебя защиты от того, чтобы меня любили ради Тебя, а Ты при этом ненавидел меня. Каждый раз, когда Мухаммад ибн Васи' слышал, как люди хорошо отзываются о нём, хвалят его и восхищаются его богобоязненностью и поклонением, он говорил им: — Если бы грехи пахли, то никто из вас не смог бы приблизиться ко мне из-за исходящего от меня зловония!
Мухаммад ибн Васи' неустанно побуждал своих учеников следовать Книге Аллаха и жить в соответствии с ней. Он говорил: — Коран — сад верующего. С какого бы места он ни читал его, он оказывается в прекрасном саду. Он также наказывал им не переедать: — Кто ест мало, понимает и объясняет и помогает понять другим. А если человек ест много, то становится тяжёлым на подъём, и это отвращает его от многого из того, к чему он стремится.
Мухаммад ибн Васи' достиг высот в богобоязненности и благочестии. До нас дошло немало историй, подтверждающих
Мухаммад ибн Васи' аль-Азди. Украшение факихов 191
это. Например, сообщается, что однажды Мухаммад ибн Васи' стоял на рынке, продавая своего осла, и один человек спросил его: — Довольствуешься ли ты, если я возьму его себе, о шейх? Мухаммад ибн Васи' ответил: — Если бы я сам был доволен им, то не стал бы продавать его.
Мухаммад ибн Васи' прожил всю свою жизнь, боясь своих грехов. Он очень боялся предстать перед Господом. Когда его спрашивали: — Как ты встретил утро, о Абу 'Абдаллах? Он отвечал: — Я встретил его так, что смертный час мой близок, надежда моя далеко, а деяния мои скверны. Заметив удивление на лице спрашивающего, шейх добавлял: — Что вы думаете о человеке, который каждый день приближается к миру вечному на мархалю*?!
Когда Мухаммад ибн Васи' заболел своей предсмертной болезнью, люди стали навещать его. Их было очень много. Одни выходили, другие заходили, и дом постоянно был наполнен людьми, стоявшими и сидевшими. Мухаммад ибн Васи посмотрел на одного из своих близких друзей и сказал: — Вот скажи мне, от чего смогут избавить меня все эти люди в Судный день, когда нас потащат за головы и за ноги? И какую пользу они принесут мне, когда меня бросят в Огонь?
* Расстояние, которое караван проходит от привала до привала.
192 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Потом он обратился к Господу со словами: — О Аллах, поистине, я прошу у Тебя прощения за каждое скверное стояние, за каждое скверное сидение, за каждое скверное вхождение, за каждый скверный выход, за каждое скверное деяние, за каждое скверное слово. О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя прощения за всё это, прости же меня... Я шлю тебе приветствие моё до того, как буду отягощен. После этого он испустил дух.
'УМАР ИБН 'АБД-АЛЬ-'АЗИЗ Замечательные эпизоды из его жизни
'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза учёные считают одним из деятельных учёных и праведных халифов. Аз-Захаби
Р ассказ о пятом праведном халифе, много поклонявшемся Аллаху и равнодушном к мирским благам, благоуханнее мускуса и прекраснее цветущего сада. Его жизненный путь уникален и действительно напоминал цветущий сад: в какой бы уголок этого сада ты ни забрёл, ты непременно найдёшь там свежие зелёные растения, прекрасные цветы и спелые плоды... Хотя мы не можем охватить всю его жизнь, которая была украшением истории, это не мешает нам сорвать несколько плодов из этого прекрасного сада и взять оттуда немного света, потому что невозможность охватить всё не повод, чтобы отказаться от этого полностью — почему бы не взять хотя бы часть?.. Итак, вашему вниманию представлены три эпизода из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Позже мы ещё вернёмся к этой выдающейся личности, если будет на то воля Всевышнего Аллаха.
Первуго историю рассказал нам Саляма ибн Динар, учёный, судья и шейх Медины. Вот эта история. Я прибыл к халифу мусульман 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу, когда он был в Хунасыре в окрестностях Халеба. Тогда я был уже пожилым человеком, и к тому времени мы с ним уже давно не встречались.
194 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Он был в доме. Но я не узнал его, потому что он изменился с тех пор, как занимал должность наместника Медины. Он поприветствовал меня и сказал: — Подойди сюда, о Абу Хазим. Приблизившись, я спросил: — Никак ты и есть повелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз? Он ответил: — Он самый... Я воскликнул: — Что же случилось с тобой?! Разве не было лицо твоё прекрасным, кожа — гладкой, а жизнь — богатой? Он ответил: — Да. Всё это было... Я спросил: — Что же так изменило твоё положение после того, как у тебя было много золота и серебра и ты стал повелителем верующих? Он спросил: — А что во мне изменилось, о Абу Хазим? Я ответил: — Твоё тело исхудало. Кожа сделалась шершавой, лицо пожелтело... И глаза твои — они потеряли свой былой блеск... Он заплакал и спросил: — А что было бы, если бы увидел меня в могиле по прошествии трёх дней?.. Глаза мои вытекли на щёки, живот раскрылся и растрескался, и черви пожирают моё тело... Если бы ты увидел меня в таком состоянии, я показался бы тебе ещё более чужим и странным, чем сегодня. Затем он поднял на меня глаза и сказал: — Разве не помнишь ты хадис, который ты пересказывал мне в Медине, о Абу Хазим?
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Замечательные эпизоды из его жизни 195
Я сказал: — Я пересказал тебе множество хадисов, о повелитель верующих... Он сказал: — Это хадис, который передал Абу Хурайра. Я ответил: — Да, я помню его, о повелитель верующих. — Повтори его для меня, поистине, я хочу услышать его от тебя, — попросил он. Я сказал: — Я слышал, как Абу Хурайра говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: " Поистине, перед вами возвышенность, которую трудно одолеть и которая смертельно опасна. Не поднимется на неё никто, кроме исхудавшего* и истощённого" ». И 'Умар заплакал так, что я даже стал опасаться, как бы печень его не разорвалась от плача. Потом он принялся вытирать слёзы и, посмотрев на меня, сказал; — Неужели ты станешь упрекать меня, о Абу Хазим, за то, что я истощил себя ради этой возвышенности в надежде, что мне удастся одолеть её? И при этом я не думаю, что мне удастся спастись...
А вот вторая история из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Её передаёт ат-Табари от ат-Туфайля ибн Мирдаса. Став халифом, повелитель верующих 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз написал Сулейману ибн Абу ас-Сарри, своему наместнику в Согде, письмо, в котором говорилось следующее «Построй в твоей области постоялые дворы, чтобы принимать
* От поклонения и усердия на пути Аллаха.
196 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
мусульман: если кто-то из них приедет туда, ему бы оказывали там гостеприимство в течение одних суток. Позаботьтесь о нём самом и его верховых животных. Если же он будет очень утомлён, то оказывайте ему гостеприимство в течение двух суток и оказывайте ему помощь. А если он остался без средств и у него нет ни запасов, ни верхового животного, на котором он мог бы ехать, то дайте ему столько, сколько ему необходимо, чтобы добраться до своей области». Наместник исполнил веление повелителя верующих и построил постоялые дворы. Весть об этом быстро распространилась. Люди заговорили об этих гостиницах в разных областях исламского государства, поминая добрым словом халифа и радуясь его справедливости и богобоязненности. Наиболее влиятельные и знатные жители Самарканда приехали к наместнику Сулейману ибн Абу ас-Сарри сказали: — Поистине, твой предшественник Кутайба ибн Муслим аль-Бахили напал на наши области без предупреждения и не следовал в войне с нами тем путём, которым следуете вы, мусульмане. Мы знаем, что вы сначала призываете своих врагов принять ислам, а если они отказываются, предлагаете им выплачивать джизью. А если они отказываются и от этого, то вы объявляете им, что будете сражаться с ними. И поистине, мы увидели справедливость вашего халифа и его богобоязненность и решили пожаловаться вам на ваше войско и призвать вас на помощь против того, что сделал с нами один из ваших командующих. Разреши же, о предводитель, нашей делегации отправиться к вашему халифу и подать ему нашу жалобу. Если правда на нашей стороне, то вы дадите нам то, что принадлежит нам по праву, а если нет, то мы вернёмся оттуда, откуда пришли. Сулейман разрешил их делегации отправиться к халифу в Дамаск. Прибыв туда, они подали жалобу халифу мусульман 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу.
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Замечательные эпизоды из его жизни 197
Халиф написал своему наместнику Сулейману ибн Абу ас-Сарри письмо, в котором говорилось: «Когда получишь это моё письмо, то пошли к жителям Самарканда судью, который рассмотрит их жалобу. И если он вынесет решение в их пользу, то вели войску мусульман покинуть их землю и призови мусульман, которые живут среди них, покинуть их земли. И вернитесь в то положение, в котором вы пребывали до того, как в их земли вошёл Кутайба ибн Муслим аль-Бахили. Когда делегация прибыла к Сулейману ибн Абу ас-Сарри, её члены вручили ему письмо повелителя верующих. Сулейман поспешил исполнить веление и послал к ним судью Джумай'а ибн Хадыра ан-Наджи. Он рассмотрел их жалобу и выслушал их историю, а также выслушал свидетельства воинов мусульман и их командующих. И ему стало ясно, что истцы правы. И он вынес решение в их пользу. Тогда наместник велел мусульманам уйти с земли этих людей, вернуться в свои гарнизоны и подойти к ним войском снова, после чего предложить им выбор: либо они войдут в их земли мирным путём, либо они покорят их земли с боем, либо им не суждено будет одержать победу над ними. Услышав о том, что судья мусульман вынес решение в их пользу, знатные жители Самарканда сказали друг другу: — Горе вам! Эти люди смешались с вами и жили вместе с вами, и вы видели, как они живут и насколько они справедливы и правдивы. Оставьте же их у себя. Примите их и радуйтесь тому, что они живут рядом с вами!
Третий случай из жизни 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза приводит Ибн 'Абд-аль-Хакам в своей очень полезной книге «Жизнеописание 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза».
198 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Когда к 'Умару пришла смерть, к нему зашёл Масляма ибн 'Абд-аль-Малик ибн Мерван, один из наиболее уважаемых предводителей бану 'Умайя, и сказал: «Поистине, ты, о повелитель верующих, лишил своих детей этого имущества. Ты бы поручил заботу о них мне или кому-то другому из членов твоей семьи». Когда Масляма закончил говорить, 'Умар сказал: «Помогите мне сесть» — и ему помогли сесть. Он сказал: «Я слышал, что ты сказал, Масляма... Что до того, что я лишил своих детей этого имущества, то, клянусь Аллахом, я не лишал их того, на что они имеют право... И я не стану давать им то, на что у них нет права. Что же до твоего предложения поручить заботу о них тебе или кому-то другому из членов семьи, то их единственный покровитель и опекун — Аллах, Который ниспослал Писание с истиной и является Покровителем праведных. Знай, о Масляма, что мои сыновья могут быть либо праведными и богобоязненными, и Аллах обогатит их из милости Своей и укажет им выход, либо нечестивыми грешниками, и в этом случае я не буду первым из тех, кто помог им своим имуществом в ослушании Аллаха». Затем он сказал: «Позовите ко мне моих детей» — а у него было больше десяти детей. Когда они пришли, он посмотрел на них и глаза его наполнились слезами: «Клянусь, эти юные создания — я оставил их без всего». И он замолчал и заплакал, а потом посмотрел на них и сказал: «Дети мои... Я оставил вам много блага. Мимо кого бы из мусульман или зиммиев вы ни прошли, они непременно будут считать, что у них есть перед вами обязанности... Дети, поистине, вы можете выбрать одно из двух: либо вы разбогатеете таким путём, за что ваш отец войдёт в Огонь, либо не станете этого делать — и благодаря этому ваш отец войдёт в Рай. Я думаю, что вы предпочтёте спасти вашего отца от Огня, чем разбогатеть». Сказав это, он посмотрел на них взглядом, исполненным отцовской нежно-
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз. Замечательные эпизоды из его жизни 199
сти, и сказал: «Идите же, да убережёт вас Аллах от всего дурного... Идите же, да дарует вам Аллах благой удел». Масляма сказал: «О повелитель верующих! Я могу предложить нечто лучшее». 'Умар спросил: «Что же? » Масляма сказал: «У меня есть триста тысяч динаров, и я дарю их тебе. Раздай же их своим детям или раздай их в качестве милостыни, если желаешь». 'Умар сказал: «А я могу предложить нечто лучшее, о Масляма». Масляма спросил: «Что же, о повелитель верующих? » 'Умар сказал: «Верни их тому, у кого ты взял их. ибо у тебя нет прав на них». Глаза Маслямы наполнились слезами, и он сказал: «Да помилует тебя Аллах, о повелитель верующих, и живого, и мёртвого! Ты смягчил наши ожесточившиеся сердца и напомнил нам о том, что мы забыли, и будут поминать тебя среди праведных». После кончины 'Умара люди позаботились о его детях, и они никогда не знали нужды и бедности. Истину сказал Всевышний Аллах: «Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное» (4: 9).
МУХАММАД ИБН АЛЬ-ХАНАФИЙЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|