'амир ибн 'абдаллах ат-тамими 8 страница
—Как поживает шейх? Са'ид ответил, не поднявшись со своего места: —По милости Аллаха и Ему принадлежит хвала и благо... А как поживает повелитель верующих, да поможет ему Аллах в том, что Он любит и чем Он доволен?.. И аль-Валид ушёл со словами: —Это последние из настоящих людей. Последние из праведных предшественников в этой общине...
Когда власть перешла к Сулейману ибн 'Абд-аль-Малику, Раджа' ибн Хайва занимал при нём даже более почётное место, чем при его предшественниках. Сулейман доверял ему и полагался на него и старался следовать его мнению и в важных, и в незначительных вопросах.
Раджа' ибн Хайва 123
Известно много историй, главными героями которых были Раджа' ибн Хайва и Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Но, пожалуй, самым важным для ислама и мусульман деянием Раджа' в эпоху халифа Сулеймана стало его отношение к передаче власти по наследству и роль, которую он сыграл в присяге людей 'Умару ибн 'Абд-аль- 'Азизу.
Раджа' ибн Хайва рассказывал: — В первую пятницу месяца сафар* 99 года хиджры мы были вместе с повелителем верующих Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом в Дабике. А он послал огромное войско к Константинополю под командованием его брата Маслямы ибн 'Абд-аль-Малика. Вместе с ним был его сын Дауд и много его родственников. Он поклялся не покидать Мардж Дабик, пока Аллах не предаст Константинополь в его руки или пока он сам не умрёт. Незадолго до пятничной молитвы халиф совершил малое омовение самым тщательным образом, затем облачился в зелёное одеяние и надел зелёную чалму. После этого он взглянул на себя в зеркало взглядом человека, довольного своим внешним видом и своей молодостью. Ему тогда было всего около сорока лет.
Затем он вышел, чтобы совершить молитву с людьми. А вернулся из мечети он уже с горячкой. В следующие дни болезнь только усилилась. Он попросил меня быть возле него. Однажды я зашёл к нему и обнаружил, что он что-то пишет. Я спросил: «Что ты делаешь, о повелитель верующих? » Он ответил: «Завещаю власть своему сыну Айюбу». Я сказал: «О повелитель верующих.
* Сафар — второй месяц мусульманского календаря.
124 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Среди того, что оберегает халифа в могиле и очищает его совесть перед Господом, — назначение им своим преемником праведного человека. А твой сын Айюб — мальчик, не достигший совершеннолетия, и ты не можешь определить, праведным он будет или нет». Тогда он изменил своё решение: «Это всего лишь написанное мною. Я хочу обратиться к Господу моему, чтобы Он указал мне правильное решение. У меня не было решительного намерения... » И он порвал написанное. Спустя день или два он позвал меня и сказал: «Что ты думаешь о моём сыне Дауде, о Абу аль-Микдам? » Я ответил: «Он отправился вместе с войском в Константинополь, и ты не знаешь даже, жив он или нет... » Он спросил: «Кого бы ты предложил, о Раджа'? » Я ответил: «Решение за тобой, повелитель верующих». Я хотел посмотреть, кого он назовёт, чтобы отвергнуть их одного за другим, пока он не назовёт 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Он спросил: «Что ты думаешь об 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе? » Я ответил: «Клянусь Аллахом, я знаю его как человека достойного, безупречного, разумного, набожного... » Он сказал: «Ты прав. Клянусь Аллахом, он такой и есть... Но если я назначу своим преемником его и оставлю ни с чем детей 'Абд-аль-Малика*, то будет смута. Они никогда не позволят ему править собой». Я сказал: «Что ж, привлеки одного из них к участию: назначь его преемником 'Умара». Халиф сказал: «Ты прав. Это успокоит их. И они удовольствуются и примут его». Потом он взял бумагу и написал своей рукой: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Это послание раба Аллаха Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика, повелителя верующих, 'Умару ибн ' Абд-аль-
* Он имел в виду своих братьев.
Раджа' ибн Хайва 125
'Азизу. Я назначаю тебя своим преемником и назначаю твоим преемником Язи да ибн 'Абд-аль-Малика. Слушайте меня и повинуйтесь, и бойтесь Аллаха и не разделяйтесь. А иначе коварные и корыстные люди захотят одолеть вас... » Закончив писать, он вручил мне послание. Затем он послал за Ка'бом ибн Хамизом, начальником стражи, и сказал ему: «Вели моим родным собраться и сообщи им, что послание, которое у Раджа' ибн Хайвы, написано моей рукой, и вели им присягнуть тому, кто упомянут в этом послании». Когда они собрались, я сказал им: «Это послание повелителя верующих. Он назначил своего преемника и велел мне принять вашу присягу тому, кого он назначил». Они сказали: «Слушаемся и повинуемся повелителю верующих. И мы обещаем быть покорными его преемнику». После этого они велели мне попросить у повелителя верующих разрешения зайти к нему и попрощаться с ним. Я сказал: «Хорошо». Когда они вошли к нему, он сказал им: «Поистине, это послание, которое держит в руках Раджа' ибн Хайва, написано моей рукой. Это мой завет моему преемнику. Слушайтесь и повинуйтесь тому, кого я назначил, и присягните тому, кто упомянут в этом послании». И они присягнули друг за другом. Потом я вышел с запечатанным посланием, содержание которого было известно только мне и повелителю верующих. Когда люди разошлись, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз пришел ко мне и сказал: «О Абу аль-Микдам! Поистине, повелитель верующих хорошего мнения обо мне, и он сделал Мне много добра и неоднократно выказывал своё расположение ко мне... И я боюсь, что он поручил мне что-то из этого дела. И я заклинаю тебя Аллахом и прошу тебя ради нашей дружбы: есть ли в послании повелителя верующих
126 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
что-то касающееся меня, чтобы я успел попросить его освободить меня от этой ответственности, пока не поздно? » Я ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, о чём ты спрашиваешь! » И он ушёл, гневаясь на меня. Потом ко мне подошёл Хишам ибн Абд-аль-Малик и сказал: «О Абу аль-Микдам! Я знаю о твоём многолетнем уважении и любви ко мне. И я буду очень благодарен тебе, если ты сообщишь мне о том, что в послании повелителя верующих. И если он назначил своим преемником меня, то я промолчу, а если он назначил другого, то я будут говорить, потому что подобного мне не отстраняют от такого дела! И я клянусь тебе Аллахом, что не стану упоминать твоё имя». Я сказал ему: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, что доверил мне повелитель верующих». И он ушёл, ударяя рукой о руку и восклицая: «Кому же будет поручено это дело, если меня отодвинут в сторону? Неужели власть уйдёт от детей 'Абд-аль-Малика? Клянусь Аллахом, ведь я лучший из детей 'Абд-аль-Малика! » Потом я зашёл к халифу, который уже лежал при смерти. Как только мне начинало казаться, что душа вот-вот покинет его тело, я поворачивал его в сторону киблы. Но он говорил: «Ещё не время, Раджа'... » Я проделал это дважды, а на третий он сказал: «Сейчас, Раджа'... Если хочешь что-то сделать, то делай... Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». Я повернул его в сторону киблы, и очень скоро он скончался. Тогда я закрыл ему глаза, прикрыл его зелёным покрывалом и вышел, закрыв за собой дверь. Его жена послала ко мне кого-то, спрашивая о халифе и изъявляя желание увидеть его. Я приоткрыл дверь и сказал её посланцу: «Посмотри на него, он наконец-то уснул после долгого бодрствова-
Раджа' ибн Хайва 127
ния. Оставьте его». Посланец вернулся к ней и сообщил ей, и она поверила, что он действительно уснул. После этого я запер дверь, посадил возле неё стражника, которому доверял, и велел ему не двигаться с места, пока я не вернусь, и никого не пускать к халифу. Я вышел, и люди, встретив меня, спросили, как повелитель верующих. Я ответил: «Он никогда не был таким спокойным, как сейчас... » Они сказали: «Хвала Аллаху». Потом я послал к Ка'бу ибн Хамизу, начальнику стражи. Он собрал членов семьи повелителя верующих в мечети Дабика. Я сказал: «Присягайте тому, чьё имя упомянуто в послании повелителя верующих». Они сказали: «Но мы уже присягнули один раз! Мы что, должны присягнуть ещё раз? » Я сказал: «Это веление повелителя верующих. Присягайте так, как он велел, тому, чьё имя упомянуто в этом запечатанном послании». И они присягнули один за другим. Увидев, что присяга окончена, я сказал: «Поистине, ваш товарищ умер. И поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». И я зачитал им послание, и когда я упомянул имя 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, Хишам ибн 'Абд-аль-Малик воскликнул: «Мы никогда не станем присягать ему! » Я сказал: «Тогда я, клянусь Аллахом, отрублю тебе голову! Встань и присягни». Он нехотя поднялся. Дойдя до 'Умара, он сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он сказал это потому, что власть перешла к 'Умару, а не к братьям покойного халифа — сыновьям 'Абд-аль-Малика. 'Умар сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он произнёс эти слова, потому что власть перешла к нему, несмотря на то, что он не хотел этого. Это была присяга, посредством которой Аллах вернул исламу его юность и возвысил Свою религию.
128 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Блажен халиф мусульман Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Он очистил совесть свою перед Аллахом, назначив своим преемником праведного человека. И блажен его искренний помощник — Раджа' ибн Хайва. Он был чистосердечен по отношению к Аллаху, Его Посланнику и предводителям мусульман. И да вознаградит Аллах благом его праведное окружение. Через сияние их мнения наилучшие из обладателей власти, которым Аллах оказывал содействие, находят правильный путь...
'АМИР ИБН ШУРАХБИЛЬ АШ-ША'БИ
Аш-Ша'би обладал обширными познаниями и был очень кратким... и в исламе он занимал достойное место. Аль-Хасан аль-Басри
Ч ереэ шесть лет после того, как 'Умар стал халифом, в одной мусульманской семье на свет появился худенький мальчик. Он был таким потому, что в утробе матери он был вместе с братом, не оставившим ему места для роста. Но позже ни его брат, ни другие люди не могли опередить его в знании, кротости, заучивании наизусть, понимании и одарённости. Это был 'Амир ибн Шурахбиль аль-Химьяри, известный как аш-Ша'би. Это был один из самых выдающихся мусульман своей эпохи.
Аш-Ша'би родился и вырос в Куфе. Но сердце его стремилось в пресветлую Медину. Время от времени он приезжал туда, чтобы встретиться с благородными сподвижниками Посланника Аллаха и перенять от них знание. Благородные сподвижники тоже приезжали в Куфу, чтобы отправляться оттуда в походы на пути Аллаха или просто жить там. Аш-Ша'би посчастливилось встретить около пятисот благородных сподвижников. Он передавал хадисы от очень известных сподвижников, в том числе от 'Али ибн Абу Талиба, С а'да ибн Абу Ваккаса, Зейда ибн Сабита, 'Убады ибн ас-Самита, Абу Мусы аль-Аш'ари, Абу Са'ида аль-АУдри, ан-Ну'мана ибн Башира, 'Абдаллаха ибн 'Умара,
130 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Ади ибн Хатима, Абу Хурайры, матери верующих 'Аиши и многих других.
Аш-Ша'би был умным и смышлёным юношей, с глубоким пониманием религии и уникальной памятью. Рассказывают, что сам он говорил о себе: — Что бы я ни писал и какой бы хадис ни пересказывали мне, я непременно запоминал его, и не было такого случая, чтобы человек сказал мне что-нибудь и мне требовалось бы повторение. Это был юноша, увлечённый приобретением знаний, влюблённый в знание, готовый пожертвовать ради его приобретения самым дорогим и преодолеть любые препятствия. Сам он говорил: — Если бы человек проделал путь от дальней границы Шама до дальних пределов Йемена и выучил бы одно-единственное слово, способное принести ему пользу в будущей жизни, я считаю, что его путешествие не было бесполезным. Его знания были столь обширны, что сам он говорил о себе: — Самое незначительное из того, чему я обучился, это поэзия... И если бы я захотел, я мог бы читать вам стихи целый месяц, не повторяясь…
У аш-Ша'би был свой кружок в мечети Куфы. Множество людей собиралось вокруг него, и это притом, что тогда ещё были живы многие благородные сподвижники. Благородный сподвижник 'Абдаллах ибн 'Умар однажды слушал, как аш-Ша'би рассказывал людям о военных походах и сражениях мусульман со всеми подробностями. Прислушавшись, 'Абдаллах сказал:
'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 131
— Некоторое из того, о чём он рассказывает, я видел своими глазами и слышал своими ушами, и тем не менее он рассказывает об этих событиях лучше меня. Свидетельств обширности познаний аш-Ша'би и его внимательности великое множество. Сам он рассказывал о себе: — Однажды ко мне пришли два человека, которые хвастались друг перед другом. Один был из бану 'Амир, а второй — из бану Асад. Тот, который был из бану 'Амир, одолел и победил соперника. Он взял его за одежду и поволок ко мне. Асадит, который выглядел подавленным и робким по сравнению с 'амиритом, повторял: «Оставь меня, оставь меня... » Тот отвечал: «Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя, пока аш-Ша'би не рассудит нас! » Я посмотрел на 'амирита и сказал: «Отпусти своего товарища, дайте я рассужу вас». Потом я посмотрел на асадита и сказал: «Почему ты уступаешь ему и демонстрируешь слабость перед ним? У вас ведь было шесть поводов для гордости, которых не было ни у кого из арабов. Во-первых, из вашего числа была женщина, к которой посватался господин творений Мухаммад ибн 'Абдаллах , и Аллах женил его на ней с высоты семи небес, и Джибриль был посланцем между ними, Это мать верующих Зейнаб бинт Джахш. Это достоинство твоих соплеменников, подобного которому нет ни у кого из арабов. Во-вторых, из вашего числа был человек из числа обитателей Рая, ходивший по земле. Это 'Уккаша ибн Михсан. Этот повод для гордости есть только у вас, бану Асад. В-третьих, первым отрядом, выступившим под знаменем в исламе, стал отряд под командованием человека из вашего числа. Это 'Абдаллах ибн Джахш. В-четвёртых, первой военной добычей, которую разделили в исламе, была его добыча. В-пятых, первым принёс клятву довольства человек из вашего числа, ваш товарищ Абу Синан ибн Вахб: он пришёл к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, протяни руку, и я присягну
132 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
тебе». Он спросил: «В чём ты клянёшься? » Он ответил: «В том, что в душе моей». Пророк спросил: «А что в душе твоей? » Он ответил: «Победа или мученичество». Пророк сказал: «Хорошо». И он присягнул ему. И люди после него стали приносить такую же присягу, которую принёс ему Абу Синан. В-шестых, твои соплеменники бану Асад составляли седьмую часть мухаджиров* в битве при Бадре. 'Амирит смешался и молчал. Вне всяких сомнений, аш-Ша'би хотел помочь слабому перед сильным, и если бы на месте асадита был 'амирит, он помог бы ему и упомянул бы о тех поводах для гордости, которые имеются у его соплеменников и о которых 'амирит не знал.
Когда власть перешла к 'Абд-аль-Малику ибн Мервану, он написал аль-Хаджжаджу, своему наместнику в Ираке: — Пошли ко мне человека, подходящего и для религии, и для мирских дел, чтобы он стал моим собеседником и спутником. И тот послал к нему аш-Ша'би, и халиф сделал его одним из своих приближённых и стал обращаться к его знанию при возникновении сложных и запутанных вопросов, прислушивался к его мнению, когда случалось что-то серьёзное, и сделал его своим послом к другим правителям.
Однажды он послал его с какой-то миссией к римскому правителю Юстиниану. Когда он прибыл к правителю, тот, послушав его речи, был поражён его проницательностью, сообразительностью и острым умом, а также его просвещённостью и красноречием. Он задержал его на много дней, чего обычно не делают
* Так называли людей, совершивших переселение в Медину к Пророку: .
'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 133
с посланцами. А когда аш-Ша'би стал настойчиво просить правителя отпустить его домой в Дамаск, правитель спросил: — Ты из семьи правителя? Аш-Ша'би ответил: — Нет, я просто один из мусульман. Правитель разрешил ему отправиться в обратный путь и сказал ему: — Когда вернёшься к правителю, сообщи ему всё, что он захочет узнать, и передай ему вот это послание. Когда аш-Ша'би вернулся в Дамаск, он поспешил встретиться с 'Абд-аль-Маликом и рассказал ему обо всём, что видел и слышал, и ответил на все вопросы, которые 'Абд-аль-'Малик задал ему. И уже поднявшись, чтобы уйти, он сказал: — О повелитель верующих, римский правитель велел мне передать тебе это послание. Отдав письмо халифу, он удалился. Прочитав письмо, 'Абд-аль-Малик велел своим слугам: — Верните его ко мне. И они догнали аш-Ша'би. Когда тот вернулся, 'Абд-аль-Малик спросил: — Знал ли ты о том, что в этом письме? Он ответил: — Нет, о повелитель верующих. Абд-аль-Малик сказал: — Правитель византийцев написал мне: «Меня удивили арабы. Как они допустили, чтобы правителем над ними стал не этот человек? » Аш-Ша'би сказал: — Он написал это, потому что он не видел тебя. А если бы он видел тебя, о повелитель верующих, он не сказал бы то, что сказал.
134 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
'Абд-аль-Малик сказал: — Знаешь, почему правитель византийцев написал мне это? Аш-Ша'би ответил: — Нет, о повелитель верующих. 'Абд-аль-Малик сказал: — Он написал мне это, потому что позавидовал мне —позавидовал, что у меня есть ты, и решил подтолкнуть меня таким способом к тому, чтобы убить тебя и избавиться от тебя. Узнав об этом, правитель византийцев воскликнул: — Ей-богу, именно этого я и желал!
Аш-Ша'би достиг таких высот в знании, что стал одним из тех четверых, кого в те времена считали величайшими учёными. Аз-Зухри говорил: — Учёных четверо. Это Са'ид ибн аль-Мусайяб в Медине, 'Амир аш-Ша'би в Куфе, аль-Хасан аль-Басри в Басре и Макхуль в Шаме. Однако аш-Ша'би в силу своей скромности стеснялся, когда кто-то называл его учёным. Однажды кто-то обратился к нему со словами: — Ответь мне, о факих и учёный! Аш-Ша'би сказал в ответ: — Горе тебе! Не хвали нас, приписывая нам то, чего в нас нет... Факих — это тот, кто благочестиво воздерживается от того, что запретил Аллах, а учёный — тот, кто боится Аллаха... А куда нам до этого! А другой человек как-то задал ему вопрос, и он ответил: — 'Умар ибн аль-Хаттаб сказал об этом то-то. А 'Али ибн Абу Талиб сказал об этом то-то.
'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 135
Задавший вопрос спросил: — А ты сам что скажешь, о Абу 'Амр? Он застенчиво улыбнулся и ответил: — А на что тебе мои слова после того, как ты услышал слова 'Умара и 'Али?
Аш-Ша'би был человеком благородным и благонравным и обладал многими достоинствами. Он не любил споры и старался избегать разговоров о том, что его не касалось. Один из его товарищей как-то обратился к нему со словами: — О Абу'Амр... Он ответил: — Вот я перед тобой... Его товарищ сказал: — Что ты скажешь о том, что говорят люди об этих двоих? Аш-Ша'би спросил: — Кого ты имеешь в виду? Его товарищ ответил: — 'Усмана и 'Али. Аш-Ша'би сказал: — Поистине, я, клянусь Аллахом, не хочу прийти в Судный день в качестве противника 'Усмана ибн 'Аффана или 'Али ибн Абу Талиба (да будет доволен Аллах ими обоими)...
Аш-Ща'би был не только учёным, но и очень кротким человеком. Рассказывают, что однажды какой-то человек грубо обругал аш-Ша'би и сказал ему немало скверных слов. Но аш-Ша'би, отвечая ему, ограничился словами: — Если ты сказал правду обо мне, то да простит меня Аллах если ты солгал, то да простит Аллах тебя.
136 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Несмотря на то почётное место, которое занимал аш-Ша'би, он не считал унизительным для себя или недостойным своего положения перенимать знание от людей, гораздо менее известных и намного ниже его по положению. Один бедуин регулярно посещал его собрание, но всегда хранил молчание. Аш-Ша'би как-то спросил его: —Может, скажешь что-нибудь? —Я молчу, заботясь о своём благополучии, и слушаю, приобретая знание. То, что человек слышит своими ушами, возвращается к нему. А то, что он произносит своим языком, уходит к другим, — ответил бедуин. Аш-Ша'би повторял слова этого бедуина на протяжении всей своей жизни.
Аш-Ша'би обладал даром красноречия. Он был настолько красноречив, что мало кто из ораторов и знатоков языка мог превзойти его в этом. Однажды он обратился к правителю двух Ираков 'Умару ибн Хубайре по поводу группы людей, которых он задержал: — О правитель, если ты задержал их на ложном основании, Правителя удивили его слова, и он отпустил этих людей из уважения к аш-Ша'би.
Несмотря на достоинства аш-Ша'би и высоту его положения, которое он обрёл благодаря своей вере и знаниям, он был открытым и не упускал случая произнести какую-нибудь добрую шутку.
'Амир ибн шурахбиль аш-Ша'би 137
Однажды, когда он сидел вместе со своей женой, к нему зашёл один человек и спросим — Кто из вас аш-Ша'би? Аш-Ша'би ответил, показывая на жену: — Вот эта... А другой человек как-то спросил его: — Как зовут жену Иблиса? Аш-Ша'би ответил: — На этой свадьбе я не был. Пожалуй, лучшее описание достоинств аш-Ша'би — его собственные слова: — Я никогда не вставал с места ради того, на что смотрят люди, и я никогда не бил своего слугу, и кто бы из моих родных ни скончался, оставив долг, я непременно уплачивал его долг.
Аш-Ша'би дожил почти до восьмидесяти лет. Когда Господь забрал его из этого мира и аль-Хасану аль-Басри сообщили об атом, он сказал: — Да помилует его Аллах. Он обладал обширными познаниями и был очень кротким... И в исламе он занимал достойное место.
САЛЯМА ИБН ДИНАР (АБУ ХАЗИМ АЛЬ-А'РАДЖ)
Я не видел человека, к устам которого мудрость была бы ближе, чем к устам Абу Хазима. 'Абд-ар-Рахман ибн Зейд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|