Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации. Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Содержание
| Возраст
| Совместная деятельность
| Режимные моменты
| Самостоятельная деятельность
| Взаимодействие с семьей
|
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
* Освоение диалогической формы речи со
взрослыми, освоение
инициативных высказываний (мл. гр.)
* Освоение
диалогической
формы речи со
взрослыми,
освоение
«коллективного
монолога» (ср. гр)
| 3 -5 лет, вторая младшая, средняя группы
| - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).
- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
- Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)
- Сюжетно-ролевая игра.
- Игра-драматизация.
- Работа в книжном уголке
- Чтение, рассматривание иллюстраций
- Сценарии активизирующего общения. - Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
| - Речевое стимулирование
(повторение, объясне-ние, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание)
- формирование элементарного реплицирования.
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Образцы коммуникативных кодов взрослого.
- Тематические досуги.
| - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей
(коллективный монолог).
- Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)
- Игры в парах и совместные игры
(коллективный монолог)
| - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).
- Игры парами.
- Беседы.
- Пример коммуникативных кодов взрослого.
- Чтение, рассматривание иллюстраций
|
2. Развитие всех компонентов устной речи
*Формирование лексической стороны речи
*Формирование граммати-ческой стороны речи
*Формирование произноси-тельной стороны речи
*Формирование связной речи (монологической формы)
| - Артикуляционная гимнастика
- Дид. Игры, Настольно-печатные игры
- Продуктивная деятельность
- Разучивание стихотворений, пересказ
- Работа в книжном уголке
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
- обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине
| .Называние, повторение, слушание
- Речевые дидактические игры.
- Наблюдения
- Работа в книжном уголке; Чтение. Беседа
- Разучивание стихов
| Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
Словотворчество
| - Объяснение, повторение, исправление
-Дидакт. игры
- Чтение, разучивание стихов
-Беседа,пояснение
|
3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
| -Сюжетно-ролевые игры
-Чтение художественной литературы
-Досуги
| Образцы коммуника- тивных кодов взрослого.
- Освоение формул речевого этикета (пассивное)
| Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
| Информационная поддержка родителей
|
Содержание
| Возраст
| Совместная деятельность
| Режимные моменты
| Самостоятельная деятельность
| Взаимодействие с семьей
|
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
* Освоение
диалогической
формы речи со
взрослыми и
детьми (ст, подг.)
| 5-7 лет, старшая
и
подгот. к школе группы
| - Имитативные упражнения, пластические этюды.
- Сценарии активизирующего общения.
- Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.)
- Коммуникативные тренинги.
- Совместная продуктивная деятельность.
- Работа в книжном уголке
- Экскурсии.
- Проектная деятельность
| - Поддержание социального контакта
(фатическая беседа, эвристическая беседа).
- Образцы коммуникативных
кодов взрослого.
- Коммуникативные тренинги.
- Тематические досуги.
- Гимнастики
(мимическая, логоритмическая).
| - Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей
- Сюжетно-ролевая игра.
- Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованные игры.
- Игры с правилами.
- Игры парами (настольно-печатные)
- Совместная
продуктивная деятельность детей
| - Игры парами.
- Пример коммуникативных кодов взрослого.
- Чтение, рассматривание иллюстраций
- Беседы. Игры-драматизации
- Досуги, праздники
- Экскурсии
- Совместные семейные проекты
|
2. Развитие всех компонентов устной речи
*Формирование лексической стороны речи
*Формирование грамматической стороны речи
*Формирование произносительной стороны речи
*Формирование связной речи (монологической формы)
| - Сценарии активизирующего общения.
- Дидактические игры
- Игры-драматизации
- Экспериментирование с природным материалом
- Разучивание, пересказ
- Речевые задания и упражнения
- Разучивание скороговорок, чистоговорок.
- Артикуляционная гимнастика
- Проектная деятельность
- Обучению пересказу литературного произведения
| - Речевые дид. игры.
- Чтение, разучивание
- Беседа
- Досуги
- Разучивание стихов
| - Игра-драматизация
- Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность
| - Объяснение, повторение, исправление
-Дидакт. игры
- Чтение стихов
-Беседа
- Консультации у логопедов
- Открытый показ занятий по обучению рассказыванию
|
3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
| - Интегрированные занятия
- Тематические досуги
- Чтение художественной литературы
- Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций
| - Образцы коммуника- тивных кодов взрослого.
- Использование в повседневной жизни формул речевого этикета
- Беседы
| - Самостоятельная художественно-речевая деятельность
- Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
- Сюжетно- ролевые игры
| - Информацион-ная поддержка родителей
- Экскурсии с детьми
|