Специально -организованные занятия по экологическому воспитанию по программе «Юный эколог»
1 занятие в неделю
1 занятие в неделю
Совместная деятельность
· Наблюдения кратковременные и циклические
Использование экологической тропы
Издание экологической газеты
Создание «Огорода на окне»
Наблюдения и работа в огороде и на цветниках
Дежурство в уголке природы и экологической комнате (уход за растениями и животными)
дидактические игры,
чтение познавательной литературы,
рассматривание тематических альбомов,
чтение художественной литературы
составление и отгадывание загадок, составление рассказов
организация и проведение экскурсий -походов
просмотр телепередач, познавательных фильмов,
познавательные праздники,
экологические праздники, экологический театр
акции, выставки, конкурсы
● создание коллекций,
● экспериментально - исследовательская деятельность
● проектная деятельность,
● работа с полочкой умных книг,
· художественное творчество
· ознакомление с трудом взрослых в природе
Самостоятельная деятельность
●Д/и,
● Наблюдения кратковременные и цикличные
●Рассматривание тематических альбомов, книг,
●Игры с песком и водой
●Д./и,
● Наблюдения кратковременные и цикличные
●Рассматривание альбомов, коллекций,
●Работа с полочкой умных книг.
●Игры с песком и водой
●Труд в уголке природы
Модель реализации регионального компонента
Физическое развитие и здоровье
Познавательно - речевое
Художественно - эстетическое
Социально - личностное
Реализация
Планирование подвижных игр вологодского края на физкультурных занятиях, динамических паузах, планирование экскурсий-походов (оздоровление детей + знакомство с природой родного края)
Реализация в рамках приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения программы по экологическому воспитанию «Юный эколог», разработанной на основе регионального компонента. Знакомство с родным краем (историей, природой, промыслами, известными людьми) через занятия, в совместной деятельности (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проектную деятельность, создание коллажей, организацию выставок в групповых мини-музеях, организацию тематических выставок, оформление стенгазет к Дню победы о земляках – участниках ВОВ, целевые прогулки по улицам деревни, к водоему, организацию экскурсий в районный музей, организацию «Встреч с интересными людьми»).
Создание условий
* Картотека марийских народных подвижных игр
*перспективное планирование и конспекты экскурсий –походов.
*Оформление уголков краеведения на группах
*Методическое обеспечение (учебная, познавательная, художественная литература)
* Пособие «Карта Республики Марий Эл»
* Подбор иллюстраций о городе Йошкар-Ола, п.Килемары
* Проекты *Оформление выставок в мини-музее
*Методическое обеспечение (учебная, познавательная, художественная литература)
* Картины марийских художников
* Подбор иллюстраций о декоративно – прикладном искусстве марийского народа
* Песни вологодского края
* Символика Республики Марий Эл
*Материалы о знаменитых людях Республики Марий Эл
*Подборка материалов о родственниках выпускников, участвовавших в ВОВ
*Стихи марийских писателей
План работы по ознакомлению детей с родным краем в старшей разновозрастной группе детского сада
Тема
Программное содержание
Предварительная работа
Материалы
Россия - Родина моя
Наша Родина-
Россия
Формировать простейшие
географические представления о своей стране, о её красоте и богатстве.
Воспитывать у детей любовь к своей родине, национальную гордость.
Развивать познавательные
интересы.
Рассматривание репродукций пейзажных картин русских художников, чтение стихотворений о Родине
Конспект занятия
«С чего начинается Родина»
стр.143
С чего начинается Родина?»
Под редакцией
Л.А. Кондрыкинской.
Географическая карта
Государственная символика России
Познакомить с элементарными сведениями истории происхождения Государственного герба, флага и гимна нашей страны.
Сформировать начальные представления о символическом значении изображений на гербе, цветов на флаге России.
Развивать образное мышление и эстетическое восприятие.
Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к гербу, флагу и гимну нашей страны.
Рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, народных игрушек, вышивки.
Иллюстрации герба, флага, запись гимна, конспект занятия
«Российская символика» Е.К Ривина
Столица нашей Родины - Москва
Расширить знания детей об истории нашей страны, закрепить знания детей о Москве (символика, место положения на карте, достопримечательности)
Воспитывать чувство любви к столице нашей Родины
Рассматривание илююстраций о Москве. Бескеды с детьми. Чтение стихов о Москве.
Слушание песни
О Газманова «Москва»
конспект занятия
«С чего начинается Родина?» стр.102,
карта России,
герб Москвы, иллюстрации достопримечательностей Москвы, запись боя курантов.
Республика Марий Эл
Город Йошкар-Ола
Продолжать знакомить с родным краем, начать знакомить с городами Республики Марий Эл, с достопримечательностями и историей столицы республики. Дать представление о местонахождения столицы на карте, Республики Марий Эл. Закреплять навыки работы с географической картой. Познакомить с символикой Республики Марий Эл.
Развивать интерес и любовь к родному краю.
Рассматривание иллюстраций о Республике Марий Эл.
Фотоэксскурсия по г. Йошкар-Оле
Стихи о Марийском крае
.
Прослушивание песен
Герб Республики Марий Эл
Заповедные уголки Республики Марий Эл
(игра – путешествие)
Обобщать и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах родного края.
Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций. Воспитывать умение видеть красоту природы, формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины.
Занятия по экологии: «Болото – как экосистема»
Беседы об охраняемых растениях нашего края. Рассматривание карты Республики Марий Эл.
Рассматривание фотографий и иллюстраций заповедных мест Республики Марий Эл и Килемарского района.
Карта Республики Марий Эл и Килемарского района
Развивать интерес к героическому прошлому своего края, познакомить с героями своего района, ветеранами ВОВ, живущими в родном поселке. Воспитывать чувство уважения к героям- землякам, гордость за них.
Целевая прогулка к памятнику героям- землякам в деревне.
Экскурсия к памятнику Воину освободителю.
Посещение ветеранов, участие в митинге 9 мая.
Фотографии ветеранов, памятника героям в поселке.
Интегрирован-
ное занятие
«Край наш марийский»
Обобщить знания детей о флоре и фауне Республики Марий Эл, закрепить знания детей о марийском женском костюме, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о предметах народного быта, закрепить знание русских и марийских пословиц и поговорок.
Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивое внимание; обогащать словарь детей.
Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду крестьян.
Рассматривание марийского национального костюма, целевая прогулка по улицам поселка, знакомство с малыми фольклорными формами и марийскими народными играми Занятия в «марийской комнате»
Знакомство с народными праздниками.
Предметы домашнего обихода: туесок, вышивка, ухват, кочерга и т. д.
д/и «Кто лишний»
игрушка воробей, женский народный костюм, пироги, варенье.
Мой район Килемарский
Поселок Килемары – районный центр
Познакомить с
п. Килемары как районным центром Килемарского района.
Уточнить и расширить знания о достопримечательностях районного центра, о людях, чьими именами названы улицы поселка (ул. Гагарина, Феоктистова, Комарова). Познакомить с символикой Килемарского района.
Воспитывать чувство гордости за родной край, желание знать его историю.
Экскурсия в музей.
Рассматривание буклетов, фотографий о п. Килемары
Буклет «Килемарский район»,
Фотографии административных зданий, карта Килемарского района, герб Килемарскогорайона, фотография главы
Занятия населения Килемарскогорайона
Познакомить с основными предприятиями поселка и района, с трудом людей в производстве и в лесном комплексе. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Беседы с детьми о посещениях районной больницы, школы, Д.К. и т.д., о работе родителей на предприятиях поселка.
Буклет «Килемарский район»,
Фото административных зданий, доски почёта.
Культура района
Познакомить с культурным достоянием района, с очагом культуры райцентра – ДК, библиотека, музыкальная школа, дом детского творчества.
Закреплять представления о русском марийском фольклоре.
Расширять кругозор.
Воспитывать интерес и уважительное отношение к традициям своего народа
Народные игры, хороводы
фотографии ДК, библиотеки, фото и стихи поэтов
С чего начинается Родина?
«Я живу в деревне Алешкино»
Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина- это то место, где он родился, где прошло его детство. Прививать любовь к родным местам, вызвать желание больше узнать о своём крае. Воспитывать чувство привязанности к родным местам.
План – схема
д. Алешкино,
Фотография
д. Алешкино, историческая справка о деревне, фотографии зданий поселка.
Экскурсия
«Старое и новое деревни»
Познакомить в прошлым и настоящим нашего поселка, с её самобытной культурой, рассказать о том, что было на месте современных улиц раньше. Обратить внимание на красоту простых деревянных домов, рассказать о людях, которые жили в поселке до нас, о их трудолюбии и мастерстве. Воспитывать любовь к родной деревне.
Посещение фотовыставки в библиотеке
«История в лицах», рассматривание плана схемы
д. Алешкино
Художественное слово.
Путешествие по реке М.Кокшага
Продолжать знакомить с рекой М.Кокшага, показать откуда она берёт своё начало, где заканчивается. Закрепить представления о роли реки в жизни людей. Учить находить и показывать на карте реку.
Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Целевые прогулки к реке в разные времена года.
Участие в конкурсе рисунков
«Наша река (озеро)»
Карта Республики Марий Эл и Килемарского района, иллюстрации обитателей реки,
Иллюстрации о том, как люди используют реку
(катера, лодки, берут воду на хозяйственные нужды)
«Деревенские труженики»
Познакомить с трудом взрослых, работавших в прошлом и работающих сейчас в деревне (сельское хозяйство, пекари).
Воспитывать уважение к труду сельских жителей, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться, бережно относиться к результатам труда.
Беседы «Откуда хлеб пришёл»,
«Как работают колхозники».
Экскурсия
«На хлебном поле» (наблюдение за работой комбайна)
Целевые прогулки на животноводческую ферму, на зерновой склад, в ремонтные мастерские, хлебопекарню.
Иллюстрации этапов земледельческих работ, художественное слово,
старинные орудия труда и иллюстрации современной
техники