Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построении языка знания ребенка и диагностике
межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по
деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
В ходе мониторинга детского развития психолог при участии педагогов и медицинского работника заполняет таблицу 2.
Мониторинг детского развития
Группа детского сада
Дата проведения мониторинга
Ф.И. ребёнка
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями
по образовательным областям
Физическое развитие
Любознательность, активность
Эмоциональность, отзывчивость
Овладение средствами
общения и способами
взаимодействия со взрослым
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
Способность решать
интеллектуальные
и личностные задачи
Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе
Овладение предпосылками
учебной деятельности
Итоговый результат
Оценка уровня развития:
1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла—отдельные компоненты не развиты;
3 балла—соответствует возрасту;
4 балла — высокий.
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Объект
Содержание (по образовательной программе)
Форма (метод/методика)
Периодичность
Сроки
Ответственный
Физически развитый, овладев-ший основными культурно-гигиеническими навыками
основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость …)
методика определения физических качеств и навыков
2 раза в год
Сентябрьмай
воспитатель
потребность в двигательной активности
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь,май
воспитатель
выполнение доступных возрасту гигиенических процедур
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
соблюдение элементарных правил здорового образа жизни
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель
Любозна-тельный, активный
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
наблюдение
2 раза в год
Сентябрьмай
воспитатель
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Создание проблемной ситуации
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
наблюдение
2 раза в год
Сентябрьмай
воспитатель,
Овладев-ший средствами общения и способами взаимодей-ствиясо взрослыми и сверстниками.
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
Диагностическая методика в соответствии с реализуемой программой
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
наблюдение, создание проблемных ситуаций
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
Способный управлять своим поведением и планиро-вать свои действия на основе первичных ценност-ных представлений, соблюдаю-щийэлементар-ные общепринятые нормы и правила поведения
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо"
наблюдение, создание проблемных ситуаций
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
наблюдение
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
наблюдение, создание проблемных ситуаций
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
Способный решать интеллектуальные и личност-ные задачи (проблемы) адекватные возрасту
ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим
наблюдение, создание проблемных ситуаций
2 раза в год
Сентябрь, май
воспитатель,
в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
наблюдение, создание проблемных ситуаций
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
наблюдение, создание проблемных ситуаций, анализ детских работ
2 раза в год
Сентябрьмай
воспитатель,
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
беседа
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
беседа
2 раза в год
Сентябрь май
воспитатель,
имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;