Методика «Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя»
Данная методика разработана Е. С. Жариковым и направлена на выявление предпочтения (склонности) одного из видов управленческой деятельности. Приводится сокращенный вариант. Проведение эксперимента Методика представлена в виде анкеты (опросника) с 61 утверждением, продолжающим высказывание «Я хотел бы...». Испытуемым предлагается на бланках для ответа по 11-балльной шкале (от О до 10) оценить силу своего желания заниматься перечисленными работами. Причем первое утверждение «Я хотел бы быть руководителем» выявляет статусную привлекательность руководящей работы для испытуемого. Последующие 60 утверждений служат для выявления склонности к различным видам управленческой работы, которые для удобства условно названы «мыслитель», «штабной работник», «организатор», «кадровик», «воспитатель», «снабженец», «общественник», «инно-ватор», «контролер», «дипломат». Обследование с помощью этой методики занимает приблизительно 30 мин. Текст опросника Нижеследующие утверждения являются продолжением высказывания «Я хотел бы...». 1. Быть руководителем. 2. Решать управленческие проблемы. 3. Работать с управленческой документацией. 4. Организовывать подчиненных на выполнение заданий. 5. Работать с кадрами. 6. Обучать работников. 7. Осуществлять снабженческую деятельность. 8. Участвовать в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях. 9. Заниматься внедрением научно-технических достижений в производство. 10. Осуществлять работу по обеспечению выпуска продукции высокого качества. 11. Заниматься организацией связи с другими предприятиями и учреждениями. 12. Заниматься выявлением и формулированием управленческих проблем (противоречий между заданиями и возможностями).
13. Заниматься планированием. 14. Ставить задачи перед подчиненными. 15. Заниматься подбором кадров. 16. Составлять приоритетные списки проблем. 17. Организовывать работу службы материально-технического снабжения. 18. Организовывать совещания и заседания. 19. Принимать представителей других организаций и предприятий. 20. Выявлять факторы, способствующие выпуску продукции высокого качества. 21. Бывать в служебных командировках. 22. Проводить заседания и совещания. 23. Создавать или совершенствовать систему контроля качества продукции. 24. Участвовать в решении социально-бытовых проблем работников. 25. Готовить приказы. 26. Иметь «своих» людей в других организациях. 27. Искать эффективные методы решения проблем. 28. Заниматься поиском научно-технических новинок для внедрения. 29. Инструктировать исполнителей. 30. Организовывать повышение квалификации работников, направленное на приобретение навыков бездефектной работы. 31. Непосредственно решать вопросы «привязки» новинок к условиям производства. 32. Отдавать команды и распоряжения. 33. Вступать в деловые контакты с представителями других учреждений и организаций. 34. Разрабатывать перечни необходимых изобретений и рационализаторских предложений. 35. «Доставать» необходимое для выполнения производственных заданий. 36. Разъяснять работникам смысл и значение директивных документов. 37. Осуществлять социальное планирование развития коллектива. 38. Непосредственно участвовать в обсуждении и решении управленческих проблем. 39. Представлять свою организацию на совещаниях в других организациях и учреждениях. 40. Развивать заинтересованность работников в повышении качества продукции. 41. Убеждать в полезности нововведений. 42. Давать советы подчиненным. 43. Разрабатывать инструкции. 44. Устанавливать устойчивые связи с поставщиками.
45. Рассматривать (разрешать) конфликты. 46. Контролировать выполнение заданий. 47. Произносить речи на собраниях, совещаниях, заседаниях. 48. Читать лекции и выступать с докладами. 49. Писать отчеты. 50. Стимулировать работников. 51. Заниматься распределением материально-технических ресурсов. 52. Заниматься установлением постоянных связей с работниками других организаций и предприятий. 53. Заниматься поиском и нейтрализацией факторов, мешающих производству продукции высокого качества. 54. Работать над тем, чтобы члены коллектива становились сторонниками нововведений. 55. Работать в президиумах заседаний. 56. Разрабатывать рациональные (экономные) способы расходования ресурсов. 57. Заниматься воспитательной работой среди членов коллектива. 58. Заниматься привлечением рядовых работников к управлению. 59. Наказывать за нерадивость. 60. Осуществлять служебную переписку. Обработка результатов Ключ к расшифровке ответов: «мыслителя» характеризуют утвердительные ответы по следующим позициям (пунктам) опросника: 2, 12, 27, 34, 48, 53; «штабного работника» — по 3, 13, 32, 43, 50, 61; «организатора» — по 4, 18, 22, 30, 42, 58; «кадровика» — по 5, 15, 25, 38, 49, 60; «воспитателя» — по 6, 29, 36, 45, 48, 57; «снабженца» — по 7, 17, 21, 35, 44, 51, 56; «общественника» — по 8, 14, 24, 37, 47, 55; «инноватора» — по 9, 16, 28, 31, 41, 54; «контролера» — по 10, 20, 23, 40, 46, 59; «дипломата» — по 11, 19, 26, 33, 39, 52. Выводы Первое утверждение — «Я хотел бы быть руководителем» выявляет статусную привлекательность руководящей работы для опрашиваемого. По последующим 10 утверждениям подсчитывается средний балл, в целом отражающий силу желания опрашиваемого выполнять руководящую работу, включающую в себя различные виды управленческой деятельности. О склонности к конкретному виду управленческой работы нужно судить по сумме балов, набранной по той или иной шкале. Опросник ограничений управленческого потенциала [22] Назначение: опросник предназначен для выявления индивидуальных возможностей управления персоналом, для субъективной оценки руководителем своих сильных и слабых сторон управления. Оборудование, стимульный материал: для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст опросника, включающий 110 утверждений, бланк для ответов, таблицу результатов самооценки.
Инструкция: вам предлагается перечень суждений, касающихся управленческих способностей руководителя. Прочитайте внимательно каждое из них. Если суждение подходит вам, соответствует вашим убеждениям, то в бланке для ответов под цифрой, соответствующей номеру суждения, поставьте знак «+». Если оно вам не подходит, то поставьте знак «-». Работайте быстро и внимательно. Если какое-либо суждение вызывает у вас сомнение, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Процедура обследования: после того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание. Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания 50-60 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения. Опросник допускает многократное обследование одного и того же человека с целью контроля управленческих способностей. Обработка: в каждом столбике, обозначенном римской цифрой, подсчитывается сумма баллов, т. е. общее количество поставленных «+». Полученные суммы записываются в бланке для ответов под соответствующим столбиком. Затем в таблице «Результаты самооценки» полученные суммы вписываются в столбик «Результат» соответственно римским цифрам. Полученным результатам приписывается соответствующий ранг. Для этого наибольшему результату приписывается ранг 1, следующему — ранг 2 и т. д. Наименьшему результату приписывается ранг 11. Ранги записываются в столбик «Прямой ранг». После заполнения столбика «Прямой ранг» психолог переходит к заполнению столбика «Обратный ранг». Для этого наименьшему результату приписывается ранг 1, следующему — ранг 2 и т. д. Наибольший результат получает ранг 11. Столбики «Прямой ранг» и «Обратный ранг» необходимы для выявления сильных и слабых сторон в управлении персоналом. Слабые стороны представляют собой ограничения в реализации управленческих способностей. В таблице «Управленческие способности» в столбик «Сильные стороны» вписываются управленческие способности, которым соответствуют прямые ранги 1,2 и 3. В столбик «Ограничения» вписываются те стороны управленческой деятельности, которым соответствуют обратные ранги 1, 2 и 3.
Регистрируемые показатели: Размытость личных ценностей: отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих современным условиям деловой и частной жизни. Смутные личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с современными условиями работы и жизни. Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям. Недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы. Недостаток творческого подхода: отсутствие способности генерировать новые идеи; неумение использовать новые идеи. Неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда: недостаток понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные методы управления. Отсутствие представления о роли руководителя. Слабые навыки руководства: отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных. Неумение обучать: отсутствие способности или желания помогать другим в развитии и расширении своих возможностей. Низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов. Текст опросника 1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе. 2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам. 3. Когда необходимо принимать важные решения в моей жизни, я действую решительно. 4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие. 5. Я способен эффективно решать проблемы. 6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их. 7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают. 8. Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению персоналом. 9. Мне нетрудно добиться эффективной работы моих сотрудников, подчиненных.
10. Я считаю себя хорошим наставником для подчиненных. 11. Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их. 12. Я забочусь о своем здоровье. 13. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе. 14. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни. 15. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития. 16. Мой подход к решению рабочих проблем систематизирован. 17. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах. 18. Я обычно успешно воздействую на других людей. 19. Я убежден, что придерживаюсь эффективного стиля управления персоналом. 20. Мои подчиненные полностью меня поддерживают. 21. Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие моих подчиненных. 22. Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения собственной эффективности в работе. 23. Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры. 24. Я редко предпочитаю более легкие решения верным. 25. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга. 26. Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями. 27. Я регулярно пересматриваю цели моей работы. 28. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я. 29. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 30. Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, так как я заинтересован в обратной связи в этой сфере. 31. Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными. 32. Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных. 33. Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп. 34. Я эффективно распределяю свое время. 35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах. 36. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения. 37. Я постоянно стремлюсь к новому опыту. 38. Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко. 39. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи. 40. Я считаю себя человеком, уверенным в себе. 41. Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе. 42. Мои подчиненные делают все возможное для организации и фирмы. 43. Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных. 44. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах. 45. Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь. 46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями. 47. Моя работа помогает мне получать удовольствие от жизни. 48. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей работы и способностей. 49. Я хорошо составляю планы. 50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу. 51. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими. 52. Я понимаю, что может заинтересовать людей в хорошей работе. 53. Я успешно справляюсь с передачей своих полномочий. 54. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными. 55. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества. 56. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе. 57. Время от времени я тщательно пересматриваю свои жизненные ценности. 58. Для меня важно чувство успеха. 59. Я принимаю вызов с удовольствием. 60. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи. 61. Я уверен в себе. 62. Я в общем влияю на поведение окружающих. 63. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы к управлению. 64. Я поощряю эффективно работающих подчиненных. 65. Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в проведении консультаций для подчиненных. 66. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах. 67. В интересах своего здоровья я контролирую то, что пью и ем. 68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями. 69. У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе. 70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в работе, и действую в соответствии со сделанными выводами. 71. Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем. 72. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные способности. 73. Мое участие в собраниях коллектива обычно удачно. 74. Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были заинтересованы в работе. 75. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с сотрудниками, подчиненными. 76. Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных. 77. Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива. 78. В целом, я чувствую себя энергичным и жизнерадостным. 79. Я анализировал влияние собственного личностного роста на изменение своих убеждений. 80. У меня имеется четкий план личной карьеры. 81. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо. 82. Я уверенно чувствую себя, возглавляя обучение по решению производственных проблем. 83. Выработка новых идей не составляет труда для меня. 84. Мои слова не расходятся с делами. 85. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения руководителя. 86. Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных. 87. Мои подчиненные развивают необходимые им навыки. 88. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп. 89. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием. 90. Я рад обсудить с окружающими свои убеждения. 91. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы. 92. Открытый и легко приспосабливающийся — это точное описание моего характера. 93. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем. 94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваюсь из-за них. 95. Я умею слушать других. 96. Мне хорошо удается распределить работу между сотрудниками. 97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех, кем я руковожу. 98. Я способен давать хорошие советы. 99. Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных. 100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами. 101. Я сопоставляю свои жизненные ценности с ценностями организации в целом. 102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал. 104. У меня сейчас не больше проблем, и они не более сложны, чем год назад. 105. В принципе я ценю нешаблонное поведение на работе. 106. Люди серьезно относятся к моим взглядам. 107. Я уверен в эффективности моих методов руководства. 108. Мои подчиненные, сотрудники с уважением относятся ко мне как к руководителю. 109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой. 110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь. Спасибо! Проверьте, на все ли вопросы вы ответили в бланке для ответов. Бланк для ответов Фамилия, имя, отчество (или символ) _____________________________________________ Возраст _________________________ Другие сведения: ______________________________________________________________ Дата обследования: ______________________ Фамилия, имя, отчество психолога: _______________________________________________
Результат самооценки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|