Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя»




Данная методика разработана Е. С. Жариковым и направлена на выявление предпочтения (склонности) одного из видов управленческой деятельности. Приводится сокращенный вариант.

Проведение эксперимента

Методика представлена в виде анкеты (опросника) с 61 утверждением, продолжающим высказывание «Я хотел бы...».

Испытуемым предлагается на бланках для ответа по 11-балльной шкале (от О до 10) оценить силу своего желания заниматься перечисленными работами. Причем первое утверждение «Я хотел бы быть руководителем» выявляет статусную привлекательность руководящей работы для испытуемого. Последующие 60 утверждений служат для выявления склонности к различным видам управленческой работы, которые для удобства условно названы «мыслитель», «штабной работник», «организатор», «кадровик», «воспитатель», «снабженец», «общественник», «инно-ватор», «контролер», «дипломат».

Обследование с помощью этой методики занимает приблизительно 30 мин.

Текст опросника

Нижеследующие утверждения являются продолжением высказывания «Я хотел бы...».

1. Быть руководителем.

2. Решать управленческие проблемы.

3. Работать с управленческой документацией.

4. Организовывать подчиненных на выполнение заданий.

5. Работать с кадрами.

6. Обучать работников.

7. Осуществлять снабженческую деятельность.

8. Участвовать в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях.

9. Заниматься внедрением научно-технических достижений в производство.

10. Осуществлять работу по обеспечению выпуска продукции высокого качества.

11. Заниматься организацией связи с другими предприятиями и учреждениями.

12. Заниматься выявлением и формулированием управленческих проблем (противоречий между заданиями и возможностями).

13. Заниматься планированием.

14. Ставить задачи перед подчиненными.

15. Заниматься подбором кадров.

16. Составлять приоритетные списки проблем.

17. Организовывать работу службы материально-технического снабжения.

18. Организовывать совещания и заседания.

19. Принимать представителей других организаций и предприятий.

20. Выявлять факторы, способствующие выпуску продукции высокого качества.

21. Бывать в служебных командировках.

22. Проводить заседания и совещания.

23. Создавать или совершенствовать систему контроля качества продукции.

24. Участвовать в решении социально-бытовых проблем работников.

25. Готовить приказы.

26. Иметь «своих» людей в других организациях.

27. Искать эффективные методы решения проблем.

28. Заниматься поиском научно-технических новинок для внедрения.

29. Инструктировать исполнителей.

30. Организовывать повышение квалификации работников, направленное на приобретение навыков бездефектной работы.

31. Непосредственно решать вопросы «привязки» новинок к условиям производства.

32. Отдавать команды и распоряжения.

33. Вступать в деловые контакты с представителями других учреждений и организаций.

34. Разрабатывать перечни необходимых изобретений и рационализаторских предложений.

35. «Доставать» необходимое для выполнения производственных заданий.

36. Разъяснять работникам смысл и значение директивных документов.

37. Осуществлять социальное планирование развития коллектива.

38. Непосредственно участвовать в обсуждении и решении управленческих проблем.

39. Представлять свою организацию на совещаниях в других организациях и учреждениях.

40. Развивать заинтересованность работников в повышении качества продукции.

41. Убеждать в полезности нововведений.

42. Давать советы подчиненным.

43. Разрабатывать инструкции.

44. Устанавливать устойчивые связи с поставщиками.

45. Рассматривать (разрешать) конфликты.

46. Контролировать выполнение заданий.

47. Произносить речи на собраниях, совещаниях, заседаниях.

48. Читать лекции и выступать с докладами.

49. Писать отчеты.

50. Стимулировать работников.

51. Заниматься распределением материально-технических ресурсов.

52. Заниматься установлением постоянных связей с работниками других организаций и предприятий.

53. Заниматься поиском и нейтрализацией факторов, мешающих производству продукции высокого качества.

54. Работать над тем, чтобы члены коллектива становились сторонниками нововведений.

55. Работать в президиумах заседаний.

56. Разрабатывать рациональные (экономные) способы расходования ресурсов.

57. Заниматься воспитательной работой среди членов коллектива.

58. Заниматься привлечением рядовых работников к управлению.

59. Наказывать за нерадивость.

60. Осуществлять служебную переписку.

Обработка результатов

Ключ к расшифровке ответов: «мыслителя» характеризуют утвердительные ответы по следующим позициям (пунктам) опросника: 2, 12, 27, 34, 48, 53; «штабного работника» — по 3, 13, 32, 43, 50, 61; «организатора» — по 4, 18, 22, 30, 42, 58; «кадровика» — по 5, 15, 25, 38, 49, 60; «воспитателя» — по 6, 29, 36, 45, 48, 57; «снабженца» — по 7, 17, 21, 35, 44, 51, 56; «общественника» — по 8, 14, 24, 37, 47, 55; «инноватора» — по 9, 16, 28, 31, 41, 54; «контролера» — по 10, 20, 23, 40, 46, 59; «дипломата» — по 11, 19, 26, 33, 39, 52.

Выводы

Первое утверждение — «Я хотел бы быть руководителем» выявляет статусную привлекательность руководящей работы для опрашиваемого. По последующим 10 утверждениям подсчитывается средний балл, в целом отражающий силу желания опрашиваемого выполнять руководящую работу, включающую в себя различные виды управленческой деятельности. О склонности к конкретному виду управленческой работы нужно судить по сумме балов, набранной по той или иной шкале.


Опросник ограничений управленческого потенциала [22]

Назначение: опросник предназначен для выявления индивидуальных возможностей управления персоналом, для субъективной оценки руководителем своих сильных и слабых сторон управления.

Оборудование, стимульный материал: для однократного обследования одного человека необходимо иметь текст опросника, включающий 110 утверждений, бланк для ответов, таблицу результатов самооценки.

Инструкция: вам предлагается перечень суждений, касающихся управлен­ческих способностей руководителя. Прочитайте внимательно каждое из них. Если суждение подходит вам, соответствует вашим убеждениям, то в бланке для отве­тов под цифрой, соответствующей номеру суждения, поставьте знак «+». Если оно вам не подходит, то поставьте знак «-». Работайте быстро и внимательно. Если какое-либо суждение вызывает у вас сомнение, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво.

Процедура обследования: после того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый начинает выполнять задание.

Опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому участнику необходимо предоставить отдельное место для работы. Длительность выполнения задания 50-60 мин. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

Опросник допускает многократное обследование одного и того же человека с целью контроля управленческих способностей.

Обработка: в каждом столбике, обозначенном римской цифрой, подсчитывается сумма баллов, т. е. общее количество поставленных «+». Полученные суммы записываются в бланке для ответов под соответствующим столбиком.

Затем в таблице «Результаты самооценки» полученные суммы вписываются в столбик «Результат» соответственно римским цифрам. Полученным результатам приписывается соответствующий ранг. Для этого наибольшему результату приписывается ранг 1, следующему — ранг 2 и т. д. Наименьшему результату при­писывается ранг 11. Ранги записываются в столбик «Прямой ранг».

После заполнения столбика «Прямой ранг» психолог переходит к заполнению столбика «Обратный ранг». Для этого наименьшему результату приписывается ранг 1, следующему — ранг 2 и т. д. Наибольший результат получает ранг 11.

Столбики «Прямой ранг» и «Обратный ранг» необходимы для выявления сильных и слабых сторон в управлении персоналом. Слабые стороны представ­ляют собой ограничения в реализации управленческих способностей. В таблице «Управленческие способности» в столбик «Сильные стороны» вписываются управленческие способности, которым соответствуют прямые ранги 1,2 и 3. В стол­бик «Ограничения» вписываются те стороны управленческой деятельности, ко­торым соответствуют обратные ранги 1, 2 и 3.

Регистрируемые показатели:

Размытость личных ценностей: отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих современным условиям деловой и частной жизни.

Смутные личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с современными условиями работы и жизни.

Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.

Недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.

Недостаток творческого подхода: отсутствие способности генерировать новые идеи; неумение использовать новые идеи.

Неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда: недостаток понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные методы управления. Отсутствие представления о роли руководителя.

Слабые навыки руководства: отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.

Неумение обучать: отсутствие способности или желания помогать другим в развитии и расширении своих возможностей.

Низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.

Текст опросника

1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам.

3. Когда необходимо принимать важные решения в моей жизни, я действую решительно.

4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие.

5. Я способен эффективно решать проблемы.

6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их.

7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают.

8. Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению персоналом.

9. Мне нетрудно добиться эффективной работы моих сотрудников, подчиненных.

10. Я считаю себя хорошим наставником для подчиненных.

11. Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их.

12. Я забочусь о своем здоровье.

13. Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе.

14. Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни.

15. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития.

16. Мой подход к решению рабочих проблем систематизирован.

17. Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах.

18. Я обычно успешно воздействую на других людей.

19. Я убежден, что придерживаюсь эффективного стиля управления персоналом.

20. Мои подчиненные полностью меня поддерживают.

21. Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие моих подчиненных.

22. Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения собственной эффективности в работе.

23. Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры.

24. Я редко предпочитаю более легкие решения верным.

25. Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга.

26. Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

27. Я регулярно пересматриваю цели моей работы.

28. Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я.

29. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

30. Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, так как я заинтересован в обратной связи в этой сфере.

31. Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными.

32. Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных.

33. Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп.

34. Я эффективно распределяю свое время.

35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах.

36. При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения.

37. Я постоянно стремлюсь к новому опыту.

38. Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко.

39. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи.

40. Я считаю себя человеком, уверенным в себе.

41. Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе.

42. Мои подчиненные делают все возможное для организации и фирмы.

43. Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных.

44. Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах.

45. Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь.

46. Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.

47. Моя работа помогает мне получать удовольствие от жизни.

48. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей работы и способностей.

49. Я хорошо составляю планы.

50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу.

51. Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими.

52. Я понимаю, что может заинтересовать людей в хорошей работе.

53. Я успешно справляюсь с передачей своих полномочий.

54. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными.

55. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества.

56. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе.

57. Время от времени я тщательно пересматриваю свои жизненные ценности.

58. Для меня важно чувство успеха.

59. Я принимаю вызов с удовольствием.

60. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи.

61. Я уверен в себе.

62. Я в общем влияю на поведение окружающих.

63. Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы к управлению.

64. Я поощряю эффективно работающих подчиненных.

65. Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в проведении консультаций для подчиненных.

66. Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах.

67. В интересах своего здоровья я контролирую то, что пью и ем.

68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями.

69. У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе.

70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в работе, и действую в соответствии со сделанными выводами.

71. Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем.

72. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные способности.

73. Мое участие в собраниях коллектива обычно удачно.

74. Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были заинтересованы в работе.

75. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с сотрудниками, подчиненными.

76. Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных.

77. Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива.

78. В целом, я чувствую себя энергичным и жизнерадостным.

79. Я анализировал влияние собственного личностного роста на изменение своих убеждений.

80. У меня имеется четкий план личной карьеры.

81. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

82. Я уверенно чувствую себя, возглавляя обучение по решению производственных проблем.

83. Выработка новых идей не составляет труда для меня.

84. Мои слова не расходятся с делами.

85. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения руководителя.

86. Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных.

87. Мои подчиненные развивают необходимые им навыки.

88. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп.

89. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием.

90. Я рад обсудить с окружающими свои убеждения.

91. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы.

92. Открытый и легко приспосабливающийся — это точное описание моего характера.

93. Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем.

94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваюсь из-за них.

95. Я умею слушать других.

96. Мне хорошо удается распределить работу между сотрудниками.

97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех, кем я руковожу.

98. Я способен давать хорошие советы.

99. Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных.

100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами.

101. Я сопоставляю свои жизненные ценности с ценностями организации в целом.

102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал.

104. У меня сейчас не больше проблем, и они не более сложны, чем год назад.

105. В принципе я ценю нешаблонное поведение на работе.

106. Люди серьезно относятся к моим взглядам.

107. Я уверен в эффективности моих методов руководства.

108. Мои подчиненные, сотрудники с уважением относятся ко мне как к руководителю.

109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой.

110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.

Спасибо! Проверьте, на все ли вопросы вы ответили в бланке для ответов.

Бланк для ответов

Фамилия, имя, отчество (или символ) _____________________________________________

Возраст _________________________

Другие сведения: ______________________________________________________________

Дата обследования: ______________________

Фамилия, имя, отчество психолога: _______________________________________________

 

I II III IV V VI VII VIII IX X XI
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Результат самооценки

 

  Результат Сильные стороны Прямой ранг Обратный ранг Ограничения
I   Способность управлять собой     Неумение управлять собой
II   Четкие личные ценности     Размытость личных ценностей
III   Четкие личные цели     Смутные личные цели
IV   Продолжающееся саморазвитие     Остановленное саморазвитие
V   Хорошие навыки решения проблем     Недостаточность навыка решать проблемы
VI   Творческий подход     Недостаток творческого подхода
VII   Умение влиять на окружающих     Неумение влиять на людей
VIII   Понимание особенностей управленческого труда     Недостаточное понимание особенностей управленческого труда
IX   Способность руководить     Недостаток способности руководить
X   Умение обучать     Неумение обучать
XI   Умение наладить групповую работу     Низкая способность формировать коллектив
      Сильные стороны Ограничения  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...