Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики совокупности профессий, относимых к ПР.




Термины «пиар» и «пиарить» происходят от английской аббревиатуры PR (public relations), которая произносится как «пиар». В переводе с английского это выражение означает «связи с общественностью», или наука и искусство налаживания взаимовыгодного сотрудничества между участниками процесса коммуникации.

 

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio, что означает — «единство, передача, соединение, сообщение». Есть разные типы коммуникаций, но в контексте «связей с общественностью» преимущественно имеется в виду социальная коммуникация, т. е. общение между людьми и другими социальными субъектами. Как правило, различают три основные (базовые) функции социальной коммуникации:

 

информационную, означающую, что благодаря социальной коммуникации в обществе передается информация о предметах, их свойствах, явлениях, действиях и процессах;

 

экспрессивную, определяющую способность социальной коммуникации передавать оценочную информацию о предметах или явлениях;

 

прагматичную, означающую, что социальная коммуникация является средством, активизирующим человека к определенному действию и реакции.

 

Указанные основные функции социальной коммуникации — основа для функциональных обязанностей работников, которые в той или иной степени осуществляют «связи с общественностью», обычно от лица работодателей. Таких работников в мировой практике также иногда называют «специалистами по коммуникациям», или «медийными специалистами», т. е. специалистами по средствам массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет и т. д.). Нередко они, особенно в правительственных учреждениях, работают на должностях пресс-секретарей или пресс-атташе (преимущественно в заграничных представительствах).

 

От профессионализма этих работников в значительной мере зависит репутация, прибыльность, а иногда и само существование предприятия или организации, в конце концов, зависит то, как соответствующие категории населения, преимущественно партнеры и клиенты предприятия, понимают и поддерживают цели его деятельности, осуществляемую политику, мероприятия, планы и т. д. Именно специалисты по связям с общественностью обеспечивают такое понимание и поддержку непосредственными контактами с представителями соответствующих категорий населения или с помощью средств массовой коммуникации. Поэтому, осознав роль, которую играют прочные связи с общественностью для предприятий, менеджеры, разрабатывая и осуществляя их планы, особенно в последние годы, все больше полагаются именно на специалистов по связям с общественностью.

 

Для того чтобы квалифицированно выполнять свои функции, специалисты по связям с общественностью должны хорошо знать не только «историю» своего предприятия, соответствующие средства массовой коммуникации, а также интересы, стремления, увлечения или проблемы «целевых» групп, на которых они фокусируют свое внимание: потребителей, клиентов, местных общин, конкурентов, политических партий, различных организаций по интересам, правительственных органов и т. д. Со всеми подобными «целевыми» группами специалисты по связям с общественностью должны налаживать отношения взаимного согласия, выгоды, сотрудничества.

 

Часто такие отношения устанавливаются с помощью представителей средств массовой коммуникации, т. е. журналистов, для которых специалисты по связям с общественностью готовят разнообразные информационные материалы для дальнейшей публикации, например пресс-релизы. Значительная часть программ на телевидении, репортажей на радио или публикаций в газетах сначала «рождается» на рабочем столе специалиста по связям с общественностью.

 

Они также обеспечивают постоянный контакт представителей предприятия с общественностью. Например, организовывают выступления руководителей предприятия перед разнообразными аудиториями, готовят проекты этих выступлений. Кроме этого, специалисты по связям с общественностью готовят отчеты об осуществлении различных проектов и принимают участие в подготовке визуальной информации о каких-либо событиях: фильмов, фотографий, слайдов и т. д.

 

В правительственных структурах специалисты по связям с общественностью (их должности могут иметь различные официальные названия, в частности пресс-секретарь, руководитель пресс-центра и т. д.) обеспечивают информирование общественности о деятельности этих учреждений и их должностных лиц. Например, в Министерстве иностранных дел руководитель пресс-центра может информировать общественность о будущих визитах за границу государственных должностных лиц высшего уровня или об официальной позиции страны о возможном решении определенной международной проблемы. Пресс-секретарь министра или другого политического деятеля может разъяснить общественности его позицию относительно какого-либо предложенного законопроекта или осуществленных правительством действий, и, тем самым, положительно влиять на его имидж в глазах будущих избирателей и дальнейшую политическую карьеру.

 

Конкретные функции, роль и численность специалистов по связям с общественностью в значительной мере зависят от типа предприятия или организации, в которых они работают, и от того, насколько они крупные. Скажем, в больших транснациональных корпорациях может существовать должность вице-президента, который, являясь ответственным за связи с общественностью, принимает участие в разработке стратегических планов и политики корпорации. А в специализированном структурном подразделении по связям с общественностью могут работать специалисты с узкой специализацией в сфере связей с общественностью: специалисты по написанию статей и выступлений, изучению общественного мнения, по установлению контактов с представителями средств массовой информации, подготовке ответов на обращения и письма граждан и т. д.

 

Иногда специалисты по связям с общественностью работают в специализированных рекламных или маркетинговых структурных подразделениях предприятий, большей частью коммерческих, так как цель деятельности таких работников очень близка или совпадает с целью деятельности этих подразделений: рекламной, продвижением на рынке или маркетингом продукции предприятия, что невозможно без создания привлекательного ее «имиджа» среди общественности, т. е. потенциальных покупателей. Нередко в результате этого грань между некоторыми работниками, относящимися к формально разным профессиональным категориям, становится чисто условной, так как они работают в тесном контакте и решают одинаковые задачи.

 

Например, менеджеры по связям с общественностью могут оценивать программы рекламного характера, направленные на продвижение на рынке продукции предприятия, и организованные менеджерами по рекламе или маркетингу, с точки зрения их соответствия программам предприятия.

 

Нередко они играют роль «глаз и ушей» высшего руководства предприятия, наблюдая за социальными, экономическими и политическими тенденциями и событиями, могущими повлиять на деятельность предприятия по продвижению на рынки сбыта продукции.

 

Менеджеры по связям с общественностью также могут тесно взаимодействовать со специалистами в других отраслях (вне сферы рекламы и маркетинга). В частности, совместно с менеджерами по персоналу они могут принимать участие в подготовке и выпуске средств «внутренней коммуникации» на предприятии, например, таких как стенды, брошюры или специальные открытки, которые могут быть посвящены отношениям между руководством или собственником предприятия и персоналом. А вместе с менеджерами в области экономики и финансов — принимать участие в подготовке и публикации отчетов и докладов о результатах деятельности предприятия, используя разнообразные средства коммуникации как внутри предприятия, так и за его пределами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...