Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Середины XIX –начала ХХ вв.




Развитие промышленности, внедрение новых способов работы, производства, усовершенствование технических средств труда определяли создание различных уровней технического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий. Как отмечают Н.Н. Кузьмин, уже в первой половине XIX века идет быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Осуществляется переход от одной формы промышленности к другой (от мануфактуры к фабрике), а быстрое экономическое развитие страны поставило задачу подготовки специалистов для работы по различным отраслям хозяйства. Положение промышленности требовало специалистов, которые могли не только управлять техникой, но и совершенствовать ее, управлять промышленными предприятиями. Все это актуализировало целенаправленную подготовку специалистов в области промышленности /21, с. 6/.

Техническое образование в России середины XIX – начала ХХ века представлено различными уровнями – высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.

Вопросы развития высшего, среднего, низшего технического образования рассматриваются в работах Е.Н. Андреева, А.Г. Неболсина, П.А. Мясоедова, И.А. Анопова и др., кроме этого в работах Н.Н. Кузьмина, А.Н. Веселова, С.Я. Батышева и др. рассматриваются вопросы низшего и среднего технического образования.

А.Г. Неболсин отмечает, что значительно раньше развития средних и низших технических училищ, уже существовали различные высшие технические учебные заведения: Горный институт, Практический Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, а во второй половине XIX века открывается Петровская земледельческая и лесная академия, Лесной институт в Санкт-Петербурге и др. /25, с. 131-132/. Энциклопедический словарь к этому списку добавляет следующие учебные заведения: Харьковский технологический институт, Рижский политехнический институт, Императорское московское техническое училище, Томский технологический институт, Императорское московское инженерное училище, Варшавский технологический институт /37, с. 128/.

Высшие технические учебные заведения в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров – руководителей в технических и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для замещения правительственных технических должностей. Поступление в эти учебные заведения предусматривало получение среднего общего образования /37, с. 128/.

В рамках этого рассмотрим деятельность технических учебных заведений, деятельность которых отражает сущность высшего технического образования. Так, в 1773 году был утвержден устав Горного училища, открывшегося в следующем году. По уставу училище разделялось на семь классов – математический, маркшейдерский, химический, механический, минералогический, физический и рисовальный. В 1833 году учебное заведение было переименовано в Горный институт, а затем в Институт корпуса горных инженеров и разделялся на четыре низших и два высших класса. По уставу 1834 года в институте было положено преподавать: Закон Божий, географию, общую статистику, горную статистику, историю горного русского промысла, историю, математику, теоретическую механику, астрономию, горную механику, зоологию, механику, минералогию, геологию, физику, физическую географию, химию, маркшейдерское искусство, горное искусство, металлургию, пробирное искусство, основы отливки артиллерийских снарядов, горные законы, бухгалтерия, архитектура (применительно к горнозаводским строениям), черчение, рисование, чистописание, языки: русский, французский, немецкий, музыку.

С 1865 года полный курс обучения составлял пять лет. Первые три года преподавались общие дисциплины. К таким дисциплинам относили аналитическую механику, строительное искусству, высшую математику, начертательную геометрию, черчение, ботанику, зоологию, физику, минералогию, кристаллографию, политическую экономию, законоведение, языки: французский, немецкий, английский. Последние два курса разделялись на два направления: горное (маркшейдерское искусство, горное искусство, геология, палеонтология) и заводское (металлургия, пробирное искусство, неорганическая и аналитическая химия). Во время каникул учащиеся посещали горные заводы, рудники, производили минералогические, палеонтологические наблюдения и т.д. В институт принимались лица окончившие курс гимназии без древних языков.

К экзамену на звание инженера допускались и лица, не слушавшие курс в институте. Эти лица должны были предоставить свидетельство о том, что они работали на горном заводе не менее одного года, а затем они сдавали экзамены по всем дисциплинам, которые существовали в институте особой комиссии.

Другим высшим техническим учебным заведением являлся Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт, который был учрежден в 1828 году с целью подготовки людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, для управления фабриками и заводами или отдельными отделами таковых. В институт принимались дети купцов, мещан, цеховых и разночинцев в возрасте от 13 до 15 лет, умеющих читать и писать по-русски. Среди изучаемых предметов можно выделить следующие: Закон Божий, русский язык, география, история, чистописание, рисование, арифметика, геометрия, прикладная механика, курс технологии (красильное дело, строительство различных машин).

В 1862 года было утверждено новое положение об институте, которым определялось, что Санкт-Петербургский технологический институт является специальным высшим учебным заведением с четырехлетним курсом с разделением на два отделения – механическое и химическое. В институт допускались лица выдержавшие экзамен по физике, математике и окончивших курс гимназии или реальных училищ с дополнительным классом. На первом курсе обучения дисциплины были одинаковы для всех отделений (богословие, высшая математика, физика, неорганическая химия, начертательная геометрия, элементарная механика, иностранные языки, черчение и рисование). На втором курсе для механического отделения преподавались интегральное исчисление, теоретическая механика, а для химического отделения – минералогия, интегрирование функций. Остальные предметы были общими. На третьем курсе к общим предметам относились – механическая теория теплоты, геодезия, технология строительных материалов, технология металлов. На механическом отделении добавлялись – гидравлика, детали машин, металлургия, проектирование по механике, а на химическом – органическая и неорганическая химия, химическая технология (производство минеральных веществ), анатомия и физиология. На четвертом курсе обучения преподавали политическую экономию, статистику, электротехнику, технологию обработки волокнистых веществ, гидравлические сооружения и дополнительно на механическом отделении – механическая технология (обработка металлов, дерева, устройство заводских машин, подвижного состава железных дорог), строительная механика и проектирование по механике, а на химическом отделении – химическая технология (производство органических веществ), проектирование по производству минеральных веществ.

Впоследствии был введен и пятый курс, предназначенный для выполнения проектных работ по строительной механике, механическому производству для слушателей механического отделения; проекты заводов или фабрик по производству органических веществ, для слушателей химического отделения. Следует отметить, что работы слушателей института принимались к участию на всероссийских и международных выставках /25,с. 135-145/.

Еще одним из показательных высших технических учебных заведений рассматриваемого периода являлось Рижское политехническое училище, учрежденное Рижским биржевым комитетом в 1861 году с целью предоставления практического и теоретического образования лицам,специально посвящающих себя промышленности во всех ее видах (гражданская архитектура, инженерное искусство, сельское хозяйство и торговля). В училище принимались лица всех сословий не моложе 16 лет, за установленную плату. Политехническое училище состояло из следующих отделений: сельскохозяйственное, химико-техническое, межевое, инженерное, машиностроительное, архитектурное, коммерческое. В училище преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, история, география, зоология, минералогия, ботаника, опытная физика, общая химия, математика (элементарная и высшая), начертательная геометрия, черчение, промышленная статистика и политическая экономия, история торговли, товароведение, торговое, вексельное и морское законодательство, торговое делопроизводство, агрономия, механическая и химическая технология, теоретическая и практическая механика, геодезия, строительное искусство и архитектура, проектирование по механике, физике, технологии, а также языки: русский, немецкий, французский и английский. Эти предметы разделялись в зависимости от избранной учениками специальности на обязательные и дополнительные. В качестве практики ученики должны были посещать различные фабрики, заводы, постройки, производить разнообразные технические работы, заниматься производством съемок /25, с. 145-147/.

Характеристика только этих высших учебных заведений дает представление о качественной подготовке специалистов в интересах промышленности. Анализ содержания обучения в высших технических учебных заведениях, их целевого назначения, нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что подготовка в рамках высшего технического образования в России середины XIX века была ориентирована преимущественно на освоение механической и химической технологии, наблюдалась практическая направленность в обучении.

Для развития промышленного потенциала страны было недостаточно развития только высшего технического образования. В дальнейшем требовались не только «хорошие управленцы», но специалисты среднего и низшего звена.

Средние технические заведения, как отмечает Н.Н. Кузьмин, имели целью предоставить общее и среднее специальное образование, срок обучения составлял от 6 до 8 лет /21, с. 57-58/. Некоторые из этих учебных заведений предоставляли право своим выпускникам поступать в высшие специальные (технические) учебные заведения. К средним техническим учебным заведениям следует отнести, прежде всего, ремесленное училище в городе Лодзи, Иркутское техническое училище, Комисаровское техническое училище в Москве, но этих учебных заведений было мало, что подтверждает данные Энциклопедического словаря Брокгауза, где говорится, что средних технических учебных заведениях в России было 18 /37, с. 128/.  Это было вызвано тем, что высшие правительственные круги не были заинтересованы в данных технических учебных заведениях как базы для поступления молодежи в высшие учебные заведения.

В указанные выше средние технические учебные заведения принимались лица с вступительными экзаменами не моложе 10 лет, окончившие курс начального училища /21, с. 59/.

Показательным является устройство Лодзинского высшего ремесленного училища, которое было создано в 1869 году с целью предоставления научных сведений, необходимых для успешного производства ремесленной и промышленной деятельности, соответствующим местным условиям /1, с. 10/. Курс обучения составлял 6 лет, причем последние три года преимущественно для специальных дисциплин. В училище принимались дети умеющие писать, читать по-русски, знающие основы молитвы, четыре арифметических действия. В работах И.А. Анопова, Н.Н. Кузьмина отмечается, что в училище преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык и словесность, история, география, зоология, немецкий язык, тригонометрия, начертательная геометрия, ботаника, минералогия, арифметика, алгебра, бухгалтерия, физика и химия, химическая и механическая технология, прядильное и ткацкое искусство, учение о машинах, красильное искусство, рисование и черчение  /1, с. 11; 17, с. 59-60/, организуются поездки учеников за границу для усовершенствования ремесла /1, с. 12, 18/.

В училище наблюдается увеличение количества часов на изучение физики, химии, механической и химической технологии, географии, чистописания. В тоже время снижено количество часов на изучение иностранных языков. Ученики проходили практики на фабриках и заводах, после которой представляли обстоятельный отчет. Существенным недостатком является чрезмерная перегрузка и многопредметность, что сказывалось на здоровье учеников /21, с. 60-61/.

Другим не менее значительным средним техническим учебным заведением являлось Иркутское училище, созданное в 1873 году на базе реальной прогимназии /1, с. 20; 21, с. 61/. Училище готовило сведущих лиц по различным техническим производствам, в соответствии с потребностями Восточной Сибири. В училище принимались лица не моложе 10-13 лет, а курс обучения составлял шесть лет, не считая подготовительного класса /1, с. 20-21/.  Изучаемые предметы делились на общие (Закон Божий, русский язык, география, история, чистописание, рисование, черчение, арифметика, алгебра, тригонометрия, начертательная геометрия, зоология, космография, физика, ботаника) и специальные (химия, химическая технология, технология металлов, технология дерева, строительное искусство, минералогия, геология, металлургия, землемерие, счетоводство). К этому добавлялись занятия в мастерских и лабораториях. Ученики обучались столярно-модельному, слесарному, токарному, кузнечному, литейному делу /1, с. 25-26/.

Еще одним популярным средним техническим учебным заведением было Комисаровское училище в Москве, основанное в 1865 году, где с 1886 года устанавливался семилетний срок обучения. Целью училища выступало предоставление среднего технического образования по механическому делу. Выпускники училища, проработав три года на предприятии, могли получить звание «Техник по механическому делу» /21, с. 62-63/. В училище преподавали дисциплины: Закон Божий, русский язык, географию, тригонометрию, историю, немецкий язык, черчение, алгебру, начертательную геометрию, геометрию, механику, физику, технологию /1, с.31/. Также ученики проходили практику в мастерских: слесарно-модельной, токарных по дереву, слесарной.

В качестве основных недостатков данного типа учебного заведения Н.Н. Кузьмин называет отсутствие единых программ по специальным предметам /21, с. 63-64/. В тоже время отмечается ограниченность спектра специальностей в средних технических учебных заведениях: обычно готовили слесарей, столяров, токарей, кузнецов, оставляя без внимания металлургию, электротехническое производство. Специалисты данных производств готовились в процессе практической работы у мастера на предприятии /9, с.13-14/.

Другой частью технического образования выступали низшие технические учебные заведения. Которые по своей сущности не являлись однородными, как по общему образованию, так и по специальному, которое они предоставляли.

 Существует несколько классификаций низших технических учебных заведений. Одна из них предложена Н.Н. Кузьминым, который выделяет следующие типы низших технических учебных заведений:

· Учебные заведения, в которые принимались подростки, окончившие начальные училища. За время обучения ученики получали общеобразовательные знания на уровне городского училища. Кроме этого они получали теоретическую подготовку по избранной специальности;

· Училища, которые принимали лиц, окончивших начальную школу. В этих училищах общеобразовательные дисциплины не преподавали, а обучали только специальным дисциплинам;

· Учебные заведения, при поступлении в которые не требовалось общеобразовательной подготовки. В учебных заведениях этого типа предусматривалось прохождение курса начальной школы в сочетании с определенной специальной подготовкой /21, с. 69-70/.

Несколько иная классификация низших технических учебных заведений предложена А.Н. Веселовым. В частности он отмечает, что основные низшие технические учебные заведения можно распределить по следующим группам:

· Низшие технические училища, готовившие младший технический персонал, мастеров, механиков, машинистов и т.д. К ним относились низшие технические училища, железнодорожные, мореходные, горные училища, художественно-промышленные школы, промышленные школы;

· Ремесленные учебные заведения, готовившие квалифицированных рабочих, ремесленников. К этой группе относились ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные заведения, ремесленные заведения с особыми уставами /9/.

В основу данной классификации положен законодательный документ, установивший на территории России унифицированные типы средних и низших технических учебных заведений, а именно «Основные положения о промышленных училищах», который был принят в 1888 году.

Согласно этому документу промышленные училища предназначались для мужского населения и предоставлявшие образование техническое (среднее) и ремесленное (низшее). Средние технические училища предназначались для сообщения знаний и умений, необходимых техникам (помощникам руководителей промышленных предприятий). Низшие технические училища, наряду с обучением приемам какого-либо определенного ремесла или производства, сообщают знания и умения, необходимые руководителям (непосредственным) труда рабочих. Ремесленные училища имели цель – практическое обучение приемам работы, используемых в различных производствах, и сообщение знаний и умений, необходимых для осознанной в этом производстве работы /1, с. 543/. В училище принимались лица, имеющие общее образование не ниже двухклассного начального училища или сдавшие экзамен в рамках данного курса, при этом продолжительность обучения была не менее трех лет /9, с. 20-21/.  В программу ремесленного обучения в общем случае включались такие предметы как: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, технология столярного отделения, технология металлов, рисование, чистописание, техническое черчение, пение, использовались практические занятия в мастерских /1, с. 553/.

В низшие технические училища принимались подростки не моложе 13 и не старше 15 лет с образованием на уровне начального училища, уездного или сельского училища /21, с. 15/. В этих училищах существовало три отделения: механико-техническое, химико-техническое, строительно-техническое. Преподаваемые дисциплины: Закон Божий, арифметику, геометрию, физику, химию, механику, химическое производство, строительные материалы, счетоводство и землемерие, рисование, техническое черчение, чистописание. Также проводились практические работы в мастерских и лабораториях при училище и на заводах /1, с. 552/.

Положением о промышленных училищах также регламентировалась деятельность средних технических учебных заведений, в рамках которых существовало три отделения: механико-техническое, химико-техническое, строительно-техническое. На этих отделениях изучали предметы: Закон Божий, математику, естественную историю, физику, химию, механику, устройство машин, механическое и химическое производство, строительное искусство, съемку местности, политическую экономию, черчение (техническое, строительное, геометрическое), рисование, а также проводились практические занятия в мастерских (технико-химических и химических) /1, с. 551/.

Среди низших технических учебных заведений можно выделить следующие наиболее показательные: Александровское техническое училище в Череповце, ремесленное училище цесаревича Николая в Петербурге, Охтинское ремесленное училище, Дом призрения для образования ремесленного образования бедных детей и др.

Общее образование предоставлялось только в таком объеме, который применим в практике ремесленника. Как отмечает Н.Н. Кузьмин, общее образование, предоставляемое в учебных заведениях этого типа представляло из себя отрывочные сведения по отдельным дисциплинам, необходимые для освоения работы слесаря, токаря, столяра. Практическая подготовка велась по двум направлениям: токарная, столярная, паяльная, кузнечная, что было вызвано потребностями производства и сравнительной легкостью организации мастерских при училище /21, с. 70-74/.

Вскоре возникают новые типы ремесленных заведений: в 1893 году утверждено положение о школах ремесленных учеников, в 1895 году – о низших ремесленных школах, в 1897 году – о сельских ремесленных учебных мастерских.

Трехгодичные школы ремесленных учеников должны были сообщать знания и умения, необходимые для успешного изучения, по выходе из школы, какого-либо ремесла у частного мастера. В школе изучались первоначальные приемы ремесла, совершенствование которого проходило уже на практике.

Низшие ремесленные школы имели целью подготовку рабочих по определенным профессиям или специальностям, причем обучение велось преимущественно практическим путем.

Сельские ремесленные мастерские ставили перед собой задачу подготовить рабочих по ремонту сельскохозяйственного инвентаря и ремесленников по различным видам промышленности. Наряду с обучение ремеслу в мастерских предоставлялись сведения из черчения, рисования. Обучение продолжалось 3-4 года. В мастерские принимались мальчики не моложе 14 лет, имеющих общее образование на уровне начального училища. Преподавали следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметику, счетоводство, геометрию, физику, технологию обработки дерева и металлов, практические занятия в мастерских /9,с. 36/.

Кроме самостоятельных технических учебных заведений, специальную подготовку давали ремесленные отделения и классы при общеобразовательных училищах (городских, начальных, уездных и т.д.), а с 1912 года и при высших училищах. Ремесленные отделения при общеобразовательных учреждениях, которые стали возникать с середины XIX века, представляли собой упрощенный тип низших ремесленных школ. Ремесленные отделения предназначались для обучения ремеслам обработки дерева, металла, других видов материалов. В этих отделениях кроме практических занятий по ремеслу преподавались такие дисциплины: черчение, рисование, технология изучаемого ремесла или производства. Срок обучения не оговаривался отдельным положением. Это определялось потребностью ремесла и степенью готовности ученика. Специальная подготовка осуществлялась по: столярному, слесарному, кузнечному, портновскому, белошвейному ремеслам, реже по – сапожному, ювелирному и др. ремеслам. Отделения предоставляли образование необходимое мелкому ремесленнику /9, с. 25-26/.

В начале ХХ века произошли изменения в содержании обучения низших технических училищах. Распространение получают ремесленные отделения при общеобразовательных учебных заведениях, четырехклассные низшие технические училища. Содержание обучения (определено программами, одинаковыми для многих учебных заведений) было представлено следующими предметами: русский язык (этимология, синтаксис, чтение и разбор изучаемых произведений, теория словесности и литературы), арифметика, алгебра, геометрия (планиметрия, стереометрия, тригонометрия), география, история, физика (свойства тел, жидкости и газы, теплота, свет, электричество, магнетизм, электротехника, аккумуляторы, телефон), технология (дерева, чугуна, железа, стали), черчение (техническое), строительное искусство (строительство и укладка фундамента), счетоводство, рисование (орнамент и части машин) /9, с.86-87/.

Можно говорить и об общей программе практических работ по ремеслам для низших технических учебных заведениях: столярные работы (квадратный, трехгранный брусок, прямое соединение брусков, прямого угла, угол, и шип, цилиндр, конус, ручки для слесарных пил, стол, табурет, шкаф), слесарные работы (рубка и опиловка плит, линейка, ручник, отвертка, сверла, угольник простой, кронциркуль, нутромер, болт, ключ), слесарно-токарные и паяльные работы (обрубка, обточка изделия, медный кран, патрон, плашки), кузнечно-кровельные и сборочные работы (преобразование квадратного железа в круглое, преобразование круглого в шестигранное, ковка, изготовление ручника, угольника, гаечного ключа, зубила, трубы, совка, ведра, котелка, линейки и др.; сборка различных частей станков и машин) /9, с. 88-89/.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...