Трудовая подготовка в советский период
В начале советской власти предпринимаются попытки создания единой трудовой школы, состоящей из двух ступеней: I ступень для детей 8-13 лет, и II ступень для детей 14-17 лет. Уже в 1919 году Наркомпрос пришел к осознанию необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой трудовой подготовки. В сентябре 1919 года утверждается система школ: Ø единая трудовая школа I ступени с пятилетним курсом обучения; Ø общеобразовательная школа II ступени с четырехлетним курсом обучения; Ø профессиональная школа с четырехлетним курсом обучения; Ø Институты с 4-5-летним курсом обучения; Ø Техникумы с трехгодичным курсом обучения. /15, 17/ В 20 – 30 гг. ХХ века изменяется содержание трудовой подготовки в сторону углубления изучения теоретических основ производства, что вызвано процессами индустриализации. В учебный курс вводится дисциплина «основы производства», школы прикрепляются к ближайшим предприятиям /5, с. 17/. Ведущие идеи трудовой подготовки этого периода, как отмечает В.М. Жучков, можно выразить следующим образом: труд – связующее звено между человеком и природой, трудовая школа способна обеспечить органический синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, важен развивающий аспект развития мышления, воли, характера, общетрудовых умений и навыков /11, с. 13-14/. Этот подход нашел отражение в деятельности А.С. Макаренко и детских трудовых организаций, работающих под его руководством, где сочеталось трудовое и профессиональное обучение, происходило формирование навыков самообслуживания и основ производительного труда, четко прослеживалась политехническая направленность общеобразовательных дисциплин, сочетающаяся с профориентацией /4, с. 17/.
Особое внимание уделяется политехническому обучению и трудовому воспитанию, с этой целью создавались школы ФЗУ, профессиональные школы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные станции; посильную помощь оказывали фабрики, заводы и колхозы /14, 15, 17/. В период с 1926 по 1934 гг. основными типами школ I ступени выступали: Школы фабрично-заводской семилетки (изучались основы промышленного труда с возможностью поступить на фабрики), Школы крестьянской (с 1939 года – колхозной) молодежи (осваивалось сельское хозяйство). Выпускники этих учебных заведений поступали в школу II ступени. В 1927 году труд был введен как особый предмет, задачами которого выступали: выработка умений и навыков, общих для различных трудовых процессов. К 30-м годам осознается необходимость унификации учебных заведений и 15 мая 1934 года издается постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР». Согласно этому документу на всей территории страны были установлены единые типы общеобразовательной школы: Ø Начальная школа (4 года); Ø Неполная средняя школа (3 года); Ø Средняя школа (3 года). Фабрично-заводские семилетки и школы колхозной молодежи были преобразованы в неполные средние школы /15, 17/. Однако в 1937 году трудовое обучение в школах отменено и прекратились научные исследования в этом направлении. В 1940 году была введена плата за обучение в старших классах общеобразовательной школы и техникумах, которое впоследствии было отменено в 1954 году /15, 17/. С 1943 года начинают действовать школы рабочей молодежи, где учились подростки, занятые в промышленном производстве, с предоставлением им неполного среднего и среднего образования без отрыва от производства /15, 17/. В послевоенные годы усилился контроль за деятельностью школ со стороны государства и партийных органов. В 1958-59 гг. принимается закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которому было установлено обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе составлял 11 лет /15/.
Возрождение трудового обучения в школе в 50-е годы, в период восстановления народного хозяйства, когда вновь были востребованы высококвалифицированные кадры. В 1954 году в учебный план возвращается курс трудового обучения, сочетающийся с политехническим обучением. В начальной школе введен курс «Ручной труд» с целью формирования у детей простейших трудовых навыков, в средних классах проводились практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках, где формировались знания и умения механической обработки материалов, знаний основ электромонтажа, практических ЗУНов по растениеводству и животводству, воспитание уважительного отношения к труду. В старших классах трудовая подготовка сельских и городских школ отличалась, а именно: в городских школах введена дисциплина «Основы производства» - машиноведение, основы промышленного производства, автомобиль и электротехника; в сельских школах введена дисциплина «Основы сельского хозяйства» - основы животноводства, растениеводство, основы сельского машиноведения и электротехники. Особое внимание уделялось организации материально-технической базы трудового обучения, к созданию которой подключались промышленные предприятия. В конце 50-х годов начинается подготовка преподавательских кадров для трудового обучения, а также преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для начального и среднего профессионального образования. Государственный подход дал свои положительные результаты: распространение сети технических и сельскохозяйственных кружков и т.д. Но вместе с тем, как отмечают В.М. Жучков, Ю.П. Аверичев, В.Д. Симоненко, М.В. Рятивых и др. можно выявить отрицательные аспекты действующей системы трудовой подготовки, а именно: · низкая психолого-педагогическая и методическая квалификация учителей; · декларативность и идеологичность целей и задач трудового обучения;
· Формальный характер производственных практик в ряде подшефных предприятий. Следствием этого стала низкая профессиональная адаптация выпускников школ к производству /4, 5, 11, 30/. Выход был найден в принятии государственного решения об усилении соединения трудового обучения с основами наук, политехническим образованием, полезным и производительным трудом. В школах вводится производственное обучение, когда выпускники 8-х классов обязаны, были получать не только среднее образование, но и профессиональную подготовку, этим был вызван переход на одиннадцатилетнее обучение. Производственное обучение включало – общетехническую подготовку (машиноведение, электротехника), общепроизводственную и специально-производственную подготовку. Практическое обучение было организовано на подшефных организациях /4, с.4/. К концу 50-х годов определилась система учебных заведений среднего образования: Ø Трехгодичные общеобразовательные школы; Ø Трехлетние вечерние школы; Ø Техникумы и др. Кроме того, был учрежден новый тип учебного заведения – Профессионально-техническое училище (ПТУ), в которые преобразованы ремесленные училища и фабрично-заводские семилетки. В данных учебных заведениях параллельно с профессиональной подготовкой предоставлялась и общеобразовательная. В ПТУ могли поступать лица до 30 лет /15, 17/. В 1960 году в Москве был открыт НИИ производственного обучения АПН РСФСР (НИИ профессионального самоопределения молодежи РАО). Уже к середине 60-х годов стала очевидной нереальность профессиональной подготовки в школе (неготовность, как школ, так и предприятий), поэтому в 1966 году производственное обучение в школах было отменено, сократилось количество часов на трудовое обучение, снизился престиж трудовой подготовки /11, с. 18-19/. Развитие научно-технического прогресса инициировало разработку в конце 70 – начале 80-х годов новой концепции трудовой подготовки (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), ориентированной на экономику страны, социальный заказ, опирающуюся на личностноориентированную модель образования. Для этого периода характерно смещение акцентов в сторону усиления системы профессиональной подготовки через работу профессионально-технических училищ, возникших в начале 50-х годов, созданную в 1975 году сеть учебно-производственных комбинатов, поиск путей соединения обучения с производительным трудом.
К 1980/81 учебному году закончился переход к новым дифференцированным программ по трудовому обучению. В 5-8 классах городских школ для мальчиков введен «Технический труд», для девочек – «Обслуживающий труд»; в сельских школах для мальчиков – «Сельскохозяйственный и технический труд», для девочек – «Обслуживающий и сельскохозяйственный труд», вследствие чего старшеклассников подготавливали к овладению профессии /4, с. 5/. Одно из основных направлений этого периода – это укрепление взаимодействия школы и предприятий. В 1978 году принимается «положение о базовом предприятии (организации) средней общеобразовательной школы». Начиная с 1978 года, открываются профориентационные центры в городах и районах, а при министерстве просвещения создается межведомственный совет по профориентации молодежи. Реализация этой концепции требовало качественно иной подготовки учительского состава, что выразилось в создании индустриально-педагогических факультетов, где осуществлялась подготовка труда, а позже – инженерно-педагогических факультетов в технических вузах для подготовки инженеров-педагогов /11, с. 20-21/. К концу 80-х годов, как отмечает В.М. Жучков, такой практико-ориентированный подход, как и предметная область «Труд» исчерпали себя и система трудового обучения опять встали на путь реформирования, что выразилось в реформе 1984 года, основной задачей которой было – совершенствование трудовой подготовки. Основная идея реформы в следующем: учащиеся получают среднее образование одновременно овладевают профессией, и с учетом этой профессии подвести ученика к осознанному выбору дальнейшего пути. Профессиональная подготовка вводилась с 8 класса, значительно увеличивалось количество часов на трудовую подготовку. Вводится типовая программа «Основы производства», но, несмотря на увеличение количественных показателей по качеству трудового и профессионального образования, в целом реформа не принесла ожидаемого результата /11/. Реформа школы 1984 года в СССР была направлена на уравнение (слияние) общего и системы профессионально-технического образования с точки зрения их задач. На школу возлагались функции всеобщей профессиональной подготовки, усиление единообразия в системе профессионально-технического образования осуществлялась путем создания нового звена – среднего профессионально-технического училища (СПТУ). Для этого была расширена сеть межшкольных комбинатов /14, 15/.
Развитие в России новых социально-экономических отношений еще более обострило проблему необходимости перехода от трудового обучения к технологическому образованию. Проблемы технологического образования, структура и содержание формируемой предметной области «Технология», отдельные аспекты методики обучения технологии в школе и вузе разрабатываются научными школами под руководством П.Р. Атутова /6/, В.Д. Симоненко /30, 31/, В.А. Полякова /28/, Ю.Л. Хотумцева /40/, Н.В. Котряхова /18/. / 11, с. 21-23/. Исходя из всего вышеизложенного, можно выстроить эволюционную цепочку образования: специальное образование – техническое образование – политехническое образование – профессионально-техническое образование – технологическое образование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|