Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль общественности в решении вопросов технического образования (на примере Русского Технического общества)




Деятельность Русского Технического общества была направлена на решение технических вопросов в рамках промышленности, решение педагогических вопросов подготовки специалистов, обеспечивающих оптимальную деятельность промышленности, что требовало привлечения широкого общественного интереса к данным проблемам. Одной из задач Технического Общества являлось привлечение всех заинтересованных лиц к решению проблем качественной подготовки специалистов по различным направлениям производства. Эта задача реализовывалась через организацию технических музеев, созыв съездов деятелей по техническому образованию, организацию публичных лекций и многое другое.

С этой точки зрения показательным является открытие музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге, которое состоялось 3 января 1875 года с целью распространения научных сведений в рамках техники, промышленности и определения способов приобретения этих знаний.

В рамках этого организовывались постоянные и временные выставки предметов, которые могли бы содействовать распространению прикладных знаний при изучении, объяснении практического и научного значения этих предметов. Кроме того, организовывались публичные лекции и чтения, учебные занятия посетителей в самом музее в рамках его отделов, осуществлялась реализация способов к приобретению технических знаний: издание книг, брошюр, периодических журналов. Устанавливались контакты с другими музеями и лицами, нуждающимися в услугах музея. Музей делился на две основные части: технический и педагогический. При музее были открыты мастерские: фотографическая, литографическая, граверная, типографическая. Музею предоставлялось право без таможенных сборов выписывать из-за границы предметы, предназначенные для помещения в отделах музея /13, 1875 №1, с. 19-23/.

Другим средством привлечения общественности к вопросам технического образования выступала организация учебно-промышленного музея, цель которого состояла в сборе учебных пособий, необходимых для преподавания технических предметов и обучения ремеслам, а также коллекции моделей, образцов изделий и руководств употребляемых как в русских, так и в иностранных учебных заведениях. Музей состоял из трех отделов:

1. Естественно-исторического отдела;

2. Отдела прикладных знаний;

3. Художественно-промышленного отдела.

Первый отдел был ориентирован на сбор учебных коллекций и пособий по преподаванию естественных наук: физики, химии, механики, технологии, минералогии, ботаники, зоологии. Второй отдел предназначался для собрания коллекции образцов, моделей, необходимых для преподавания специальных предметов: ручного труда, различного рода ремесел, отдельных фабрично-заводских производств. Третий отдел предназначался для коллекций образцов, копий и снимков известных художественных произведений по различным отраслям ремесленной и фабричной промышленности и учебных коллекций для преподавания графических предметов /34, 1896/1897 гг., с. 70-72/.

Принципы, заложенные в основу организации данного музея схожи с организацией Подвижного музея учебных пособий.

Подвижной музей учебных пособий возник в 1894 году по причине явной необходимости наглядных пособий на уроках в низших и средних учебных заведений для обеспечения успешности процесса обучения. Музей составляли четыре отдела:

1. Отдел выдачи наглядных пособий во временное пользование;

2. Мастерские наглядных пособий, которые занимались починкой и изготовлением наиболее употребляемых учебных пособий по физике, химии, зоологии, технологии и т.д.;

3. Литературно-издательский отдел, который занимался составлением и изданием указателей книг и наглядных пособий, занимался проектированием журнала посвященного библиографии и музеографии;

4. Склад книг и учебных пособий, который занимался составлением и распространением библиотеки и коллекции наглядных пособий /19, с. 40-41/.

Но среди этих средств привлечения внимания общественного интереса к вопросам технического образования особо следует отметить организацию и проведение съездов деятелей по техническому образованию.

Первый съезд деятелей по техническому образованию и профессиональному образованию был проведен по инициативе РТО в Санкт-Петербурге в 1889/90 гг. с целью выяснения положения и потребности в развитии технического образования. К участию в съезде был приглашен достаточно широкий круг лиц – от преподавателей, промышленников, управляющих заводами, фабрикантов, до высокопоставленных правительственных чиновников /13, 1890 год №5, с. 28/.

Деятельность съезда распределялась в рамках следующих секций:

1. по высшим техническим учебным заведениям;

2. по реальным и коммерческим учебным заведениям;

3. по сельскохозяйственным учебным заведениям;

4. по учебным заведениям при министерстве путей сообщения;

5. по мореходным классам;

6. по женским общеобразовательным и профессиональным учебным заведениям;

7. по ручному труду в школе /13, 1890 год №5, с.31-45/.

В рамках проведения съезда обсуждалось состояние технического образования в России, учебные планы и программы в технических учебных заведениях, участие учебных заведений в развитии промышленности, значение ручного труда в начальных и низших технических учебных заведениях, значение черчения и рисования в рамках технического образования, требования к преподавателям специальных ремесел и технических предметов, различные вспомогательные мероприятия, обеспечивающие успешность учебного процесса, вопросы школьной гигиены, требования к учебникам и справочным книгам для подготовки инженеров, техников, мастеров и их помощников и т.д., сравнения различных способов оценки знаний учащихся технических учебных заведений /13, 1890 год №5, с. 30-31/.

При съезде, для наглядного ознакомления с современным состоянием технического образования в России, была устроена выставка работ учеников технических и ремесленных учебных заведений, правил, руководств, учебных пособий и т.д. Выставка делилась на шесть отделов:

1. Мужские технические учебные заведения;

2. Женские общеобразовательные и профессиональные учебные заведения;

3. Обучение труду и ремеслам в школах общеобразовательного характера;

4. Графические искусства;

5. Отдел учебных пособий;

6. Специальные и общеобразовательные учебные заведения для обучения малолетних и взрослых рабочих /13, 1890 год №5, с. 52-53/.

Подобная организация была и при устройстве второго и третьего съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходившие в 1895 и в 1903 годах соответственно /20, с. 61/.  Как отмечает А.Н. Веселов, разносторонний состав участников съездов давал возможность не только коллективно обсуждать вопросы технического образования, но и определять требования к техническому образованию, которые иногда шли в разрез с официальной политикой (доктриной). С проведением каждого съезда увеличивалось количество их участников, что отражало возросший интерес общественности к проблемам технического и профессионального образования /9, с. 52/. В рамках проведения съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию рассматривались важнейшие вопросы для сферы образования, а именно: вопрос о всеобщем образовании, вопрос о нормировании рабочего дня для малолетних рабочих и условий их работы на предприятиях, вопрос о предоставлении свобод малолетним рабочим в плане их обучения и введении специального школьного налога и т.д. Проводилась критика официального курса в рамках технического образования (принцип сословности), которая послужила поводом к закрытию третьего съезда.

С позиции деятельности съездов деятелей по техническому и профессиональному образованию важно отметить осознание их участниками необходимость законодательного обеспечения работы малолетних рабочих, без чего невозможны были успехи в деятельности училищ для рабочих. Был разработан проект закона о работе малолетних рабочих, в который в последствии были внесены изменения, коснувшиеся минимального возраста детей, с которого разрешалось принимать их на работу (с 10 лет этот возраст был изменен до 12 лет), а для особо вредных производств был запрещен прием лиц моложе 17 лет; наибольшая продолжительность работы для 12-14 летних устанавливалась на уровне 6 часов в день, а для 14-17 летних – на уровне 10-12 часов. Было признано целесообразным в целях устройства школ для малолетних рабочих и курсов для взрослых рабочих взимать с фабрикантов и заводчиков специальной платы в размере 2% от всей суммы заработной платы. Несовершеннолетние рабочие могли быть приняты на работу без посещения школы при условии окончания начального училища, если же данные ученики не удовлетворяют такому требованию, то они обязаны были посещать школу по 2 часа в день /13, 1875 год №1, с.34-50; 1874 год №6, с. 89-90/.

Эти идеи нашли отражение в докладе А.Г. Неболсина «Школьное обучение малолетних рабочих на фабриках и заводах» на первом съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию, в котором также было признано полезным установить налог для фабрикантов на содержание школ для малолетних рабочих в не зависимости от того имеются ли у них малолетние рабочие, и напротив те фабриканты, которые устроят при своих заводах школы, должны быть освобождены от такого налога, посещение таких школ должно быть обязательным для малолетних рабочих /13, 1890 год №4, с. 13-14/.

Таким образом, можно сделать вывод о значительной роли Русского Технического Общества в привлечении общественности к проблемам (решению вопросов) промышленности и технического образования.

Следует также отметить о печальной судьбе РТО. Дело в том, что проблемами обучения РТО перестало заниматься, начиная с 1917 года, рассматривая только научно-технические вопросы. Деятельность союза деятелей по техническому и ремесленному образованию, возникшему на основе Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию, выступившего в 1918 году против политизации и «огосударствования» профессионального образования (Гриневский, Д.С. Зернов и др.) была осуждена. Многое его деятели были репрессированы,  а в 1929 году было закрыто и само общество. Вместо РТО были созданы инженерно-технические отраслевые общества /29, с. 300/.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...