Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николай Николаевич Ланге (1858 – 1921)




Ланге окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, стажировался во Франции и Германии (в Лейпциге), после чего был назначен на должность приват-доцента Новороссийского университета (Одесса), затем он стал профессором. При кафедре философии он создал кабинет экспериментальной психологии.

 

Ланге приобрел известность не только в России, но и на Западе своими исследованиями восприятия. Он сформулировал концепцию его стадиальности (фазовости). Всякое ощущение начинается с «простого толчка» в сознании («что-то случилось»), затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. Ланге видел в этом основу всех простейших психических процессов.

Им была разработана моторная теория внимания, согласно которой движение рассматривается как условие не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. Двигательный компонент, считал он, присутствует в процессах мышления наряду с такими его составляющими, как память.

Ланге в те годы выступал как главный оппонент Челпанова. Он критиковал Челпанова за его защиту субъективного метода (интроспекции). Ланге называл интроспекцию «игрой воображения», которая «почти также далека от действительного исследования, как воображаемая охота на воображаемых львов в воображаемой Сахаре – от действительной охоты».

 

Ланге выделил ряд стадий в развитии психики, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой:

  • стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа;
  • стадию индивидуально приобретенного опыта;
  • развитие психики у человека как социокультурного существа. На этой стадии решающая роль отводится языку. В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество «полей сознания», уходящих все глубже в неопределенную темную даль.

Согласно эмпирической доктрине, психические процессы начинаются и кончаются в индивидуальном сознании. Ланге же ставил их в зависимость от недоступных рефлексии субъекта, уходящих в глубь веков «напластований», «археологии» мысли.

Таким образом, в русской психологии Ланге был пионером в постановке вопроса о необходимости перехода из биологического в социокультурный план анализа человеческой души, чтобы объяснить ее суть и судьбу. В своей последней обобщающей книге «Психология» он переходил от дарвинизма к истинному историзму. В его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением российской экспериментальной психологии на рубеже XIX – XX веков.

 

Наряду с общей психологией в России начинают развиваться и другие отрасли психологического знания.

Патопсихология – Н.А.Бернштейн, В.П.Сербский.

Психология слепых – А.А.Крогиус.

Психология ребенка – Д.М.Трошин, В.М.Сикорский.

Зоопсихология – В.А.Вагнер.

Медицинская психология – С.С.Корсаков, И.Р.Тарханова, В.М.Бехтерев, В.Ф.Чиж.

Педагогическая психология – К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.С.Лесгафт.

 

Вопросы для самопроверки

  1. В чем разница в понимании предмета и методов психологии между Кавелиным и Сеченовым?
  2. Какие вопросы были подняты В.Соловьевым и его последователями?
  3. Что способствовало развитию экспериментально-психологических исследований в России?
  4. Кто из отечественных ученых способствовал становлению экспериментальной психологии?
  5. Охарактеризуйте основные достижения российской психологии на рубеже XIX – XX веков.
  6. Какие проблемные области получили наиболее активную разработку в психологических исследованиях начала XX в.?
  7. Укажите основные научные направления в российской психологии XX в. и охарактеризуйте их особенности.

 

Тема 20. Психология в России в советский период

И на современном этапе.

Отечественная психология в первой половине ХХ века

Психология в России в советский период

Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии, развитие которой имело особый характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об «особом пути» марксистской психологии как единственно верной отрасли знания. Все факты и концептуальные построения советских психологов 20-50-х годов должны рассматриваться с учетом данных обстоятельств.

На Первом Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) в докладе Корнилова впервые было выдвинуто требование применить марксизм в психологии, что явилось началом идеологизированной «перестройки» психологической науки. В этот момент в отечественной психологии было несколько школ и направлений, сторонники которых резко расходились во взглядах на многие проблемы. Отсюда и неизбежный отрыв теоретических исследований от практики, и большое количество конференций, широких дискуссий по проблемам психологии.

Ведущими учениями, которые в это время развивались в России, стали:

  • учение о поведении, основы которого были заложены Сеченовым;
  • педология;
  • психотехника, которые были ориентированы на практическое использование психологии в новой школе и на новом производстве.

 

Учение о поведении

Иван Петрович Павлов (1849 – 1936)

В 1890 году произошло открытие Императорского Института экспериментальной медицины. 46 лет жизни и деятельности Павлова были неразрывно связаны с этим институтом, где он возглавил Отдел физиологии. Основное внимание Павлов сконцентрировал на изучении проблем физиологии пищеварения. В 1904 году Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения.

В 1907 году И.П.Павлов был избран академиком Российской Академии Наук и стал заведовать физиологической лабораторией при Академии.

Работы Павлова по физиологии пищеварения послужили толчком для развития нового направления в физиологии – физиологии высшей нервной деятельности. Этому направлению исследований И.П.Павлов посвятил 35 лет своей деятельности, изучая условный рефлекс (термин введен Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретает новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов. Для проведения экспериментов по выработке условных рефлексов в 1913 году было построено специальное здание с двумя башнями, названными «Башнями молчания». Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «ошибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами Павлов выделил другие категории рефлексов – ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели, объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности.

Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей. Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий, и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

В 1925 году физиологическая лаборатория при Академии Наук была преобразована в Физиологический институт, директором которого стал Павлов. В 1926 году под Ленинградом в пос. Колтуши была создана Биологическая станция, где впоследствии развернулись исследования по генетике поведения и исследования высшей нервной деятельности на антропоидах.

Научная школа И.П.Павлова имела существенное значение для прогресса отечественной и зарубежной психологии, физиологии и медицины.

Однако в середине ХХ века в СССР имели место чрезвычайно широкая трактовка идей Павлова и попытки их насильственного внедрения в психологию и педагогику. В 1950 году по указанию Сталина была проведена объединенная сессия АН и АМН СССР (т.н. «Павловская»), которая санкционировала безудержную догматизацию и абсолютизацию учения Павлова. Было выдвинуто требование перестроить всю психологию на «павловской основе», сделать курс физиологии ВНД основным при подготовке психологов; переписать все учебники так, чтобы каждая глава опиралась на учение Павлова. Это не только противоречило нравственным и научным воззрениям ученого, но и доводило их до абсурда.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...