Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Владимир Николаевич Мясищев (1893 – 1973)




Вся его деятельность была связана с Санкт-петербургским Психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева, которым он руководил более 20 лет. Также он в течение многих лет заведовал кафедрой психологии Санкт-Петербургского университета. Занимался исследованиями в области нейрофизиологии, изучением индивидуальных психических особенностей человека, типологией личности и характера.

Концепция Мясищева опирается на воззрения А.Ф.Лазурского. Мясищевым был предложен новый подход, названный им психологией отношений. Концепция построена наконкретных исследованиях нормы и патологии личности. Ядро личности, по мнению Мясищева, составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием индивида окружающей действительности. Такой подход к личности обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Данная теория составила основу исследований Мясищева в области медицинской психологии. Им была разработана патогенетическая концепция неврозов.

Во время Великой Отечественной войны Мясищев возглавлял цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм и ранений.

Борис Герасимович Ананьев (1907 – 1972)

Учился в аспирантуре Института мозга в Ленинграде. В начале 30-х годов психологи Института мозга начали коллективное исследование, посвященное развитию школьников. Изучались кругозор учащихся, одаренность, формирование характера. Ананьев стал заведовать лабораторией психологии воспитания и одним из первых в СССР организовал школьную психологическую службу на базе средней школы в выборгском районе Ленинграда.

С 1937 года Ананьев стал заведующим сектором психологии Института мозга, где развернул два новых цикла исследований. Первый посвящен истории психологии, второй – психологии чувственного отражения. Истории психологии Ананьев посвятил свою докторскую диссертацию, которую защитил в 1939 году, став самым молодым доктором наук среди психологов того времени.

Во время войны Ананьев был в эвакуации в Тбилиси, где работал в психопатологическом кабинете госпиталя. Он занимался восстановлением речевых функций, утраченных в результате ранений.

В 1943 году Ананьев вернулся в Ленинград и с 1944 года стал заведовать кафедрой психологии ЛГУ. Следуя традициям В.М.Бехтерева, Ананьев выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины («Человек как предмет познания»), включающей 4 раздела:

o человек как биологический вид;

o онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

o изучение человека как личности;

  • проблема человечества.

Ананьев выделял иерархические соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязей особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

В трудах Ананьева наиболее ярко представлено учение о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы. В отличие от представителей московской школы, рассматривающих три уровня организации человека «индивид – личность – индивидуальность», Б. Г. Ананьев выделяет следующие уровни: ''индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность''. В этом заключается основное различие в подходах, которое связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека. Единство позиций двух школ заключается в том, что обе школы включают в понятие «личность» социальные характеристики человека.

По мнению Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойств индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

В структуру понятия «личность» по Б. Г. Ананьеву входят: темперамент, задатки и способности, мотивация (направленность), характер, воля, чувства.

Ананьев отмечает, что личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путём усвоения общественно-исторического опыта человечества. Таким образом, представителями санкт-петербургской школы признаётся роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. Следует отметить, что разногласия по данному вопросу обуславливает определённые различия и во взглядах на природу индивидуальности. Так, Ананьев считает, что индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду надо стать личностью.

Одним из первых Ананьев начал изучение проблем зрелости и старения. Были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностей протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

 

Начало комплексных исследований в школе Ананьева совпало с общим подъемом психологической науки в период «оттепели». В 1959г. в ЛГУ была создана первая в СССР лаборатория инженерной психологии, которую возглавил ученик Ананьева Б.Ф.Ломов. В 1962г. – лаборатория социальной психологии, заведующий Е.С.Кузьмин, также ученик Ананьева. В 1966г. психологическое отделение философского факультета ЛГУ было преобразовано в факультет психологии. Первым деканом его был назначен Ломов, но потом он уехал в Москву, и руководство факультетом принял Ананьев. Он сделал на этом посту необычайно много для развития психологического образования. Он осуществил новые формы обучения студентов в виде творческих встреч с ведущими психологами страны.

 

В силу разных причин в отечественной психологии возобладало направление, представленное Московской психологической школой, которая опирается на культурно-историческую концепцию формирования психики и теорию деятельности.

Учение о деятельности начало разрабатываться в отечественной психологии, исходя от Л.С.Выготского. Развитие психологической системы Выготского стало делом жизни многих выдающихся психологов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...