Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 – 1942)
Ухтомский практически всю жизнь проработал в Петербургском университете, возглавляя физиологическую лабораторию, кафедру физиологии животных, а затем и организованный им Физиологический институт, который теперь носит его имя. С начала 20-х годов Ухтомский начинает публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой, одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. При этом доминанта, по Ухтомскому, - это не единый центр возбуждения, а «комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности». В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Другими словами, доминанта – это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной (доминирующей), а все остальные потребности, поэтому, оказываются как бы второстепенными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавлена. При этом происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Когда цель достигнута, мгновенно на первый план выступает новая доминанта. Следы же предыдущей доминанты записываются в долговременной памяти. Так в цепи событий постепенно обогащается наш жизненный опыт. И если в дальнейшей жизни возникает такая же или похожая проблема, то для ее решения потребуется извлечь из памяти прежнюю доминанту, лишь незначительно видоизменив сообразно новым внешним обстоятельствам.
Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов:
Для доминанты характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызвавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения. Она становится источником навязчивых образов, но она же выступает и в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса. Истинное значение творчества Ухтомского выходит далеко за пределы изучения физиологических процессов. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени. Он привлекает внимание специалистов различных областей знания, т.к. позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические проблемы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена общества. Ухтомский, по сути, создал стройную концепцию человека, разработанную на стыке различных научных направлений: физиологии, психологии, философии, социологии и этики. Актуальность социальных и этических взглядов Ухтомского для теории и практики современной психологии несомненна. Можно сказать, что человеку свойственны как бы две противоположные тенденции:
1. искать в собеседнике нечто, отвечающее собственным настроениям, побуждениям, чаяниям, т.е. нашим собственным доминантам. Зачастую бессознательно, мы стремимся навязать собеседнику свои взгляды, свое мировоззрение, свою позицию, даже свое настроение. Из собеседника мы стремимся сформировать своего двойника. Эту тенденцию человеческой психофизиологии можно назвать эгоистической. Конечно же, многое в оценке этой тенденции зависит от характера исходной доминанты: действительно ли она направлена на удовлетворение чисто личных устремлений субъекта или преследует какие-то общественно-полезные цели; 2. настолько изменить собственные доминантные установки, чтобы суметь понять позицию, настроение или состояние своего собеседника. Иногда даже суметь пожертвовать собственной доминантой, усомниться в ее правильности и справедливости. Эта тенденция может именоваться альтруистической. Это тенденция высокого порядка, она свойственна истинно интеллигентному человеку, который сам является личностью. Воспитание у себя такой тенденции – умения слушать другого, считаться с его взглядами и уважать их, не навязывать своих взглядов, а уж ели не соглашаться, критиковать, то так, чтобы не обидеть, а убедить – вот это и есть цель, к которой должен стремиться человек. Концепция Ухтомского, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине, педагогике. Большое значение имели работы Ухтомского, посвященные изучению работоспособности, природе утомления. Также Ухтомский много сделал для народного образования. Он принимал деятельное участие в создании рабочего факультета в Ленинградском университете. По его инициативе была организована лаборатория физиологии труда при Ленинградском университете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|