Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная организация руководителя




Когнитивная организация руководителя

Мы видим, таким образом, что структура когнитивной организации, обеспечивающая функционирование познавательной сферы в ходе овладения и развертывания управленческой деятельности, имеет преимущественно два основных структурных образования.

Во-первых, это формирование когнитивных механизмов, отражающих складывающуюся систему своеобразного «поля сил» в межличностном окружении и формирующих схемы логического описания, объяснения и предсказывания как линий поведения сотрудников, так и своей собственной системы поступков.

Во-вторых, когнитивное структурирование ситуации предполагает генерирование когнитивных карт, описывающих перспективное функционирование объекта управления: иерархию целей, вытекающую из них логику и последовательность задач, привлекаемые ресурсы и др.

Однако когнитивные структуры субъекта управленческой адаптации, являясь важными ее механизмами, не позволяют полностью раскрыть комплексный характер овладения профессиональной управленческой деятельностью.

1. 1. 4. Поведенческие подходы к адаптации личности

В соответствии с общей парадигмой бихевиористской психологии в фокусе соответствующих концепций адаптации находится широкий спектр поведенческих актов, их взаимосвязанных конфигураций, направленных на снятие дезаптогенных факторов, на установление такого поведения, которое позволило бы полнее (шире, быстрее) приспособиться к окружающим условиям. Развивая подход о выделении внешнего и внутреннего вектора адаптации (А. А. Реан), можно указать, что поведенческие концепции адаптации (социальной и профессиональной) центрируются на рассмотрении операциональных признаков интерактивного внешнего критерия, различных аспектов взаимодействия субъекта адаптации с предметным, социальным и профессиональным окружением.

Воззрения бихевиористов

Проблеме объективно регистрируемых поведенческих актов в ходе адаптации уделяли большое внимание ученые, стоявшие У истоков бихевиористского направления в психологии. Так, Э. Ч. Толмен, предложивший концепцию так называемого молярного бихевиоризма, подробно исследовал целостную поведенческую картину, что позволило ввести понятие приспособительных актов {behavior-adjustments). Благодаря наличию подобных структур поведение, по мнению Э. Ч. Толмена, является не непосредственной функцией исходной стимуляции, а опосредуется за счет частичного «замещения актуального открытого поведения», некоторого предвосхищения будущей ситуации. В результате организм за счет подобных «имманентных факторов» получает возможность более полно приспособить свою целостную поведенческую реакцию к условиям внешней среды.

Другой классик бихевиоризма, К. Халл, предложил рассматривать поведение субъекта как саморегулирующийся механизм. В рамках данного подхода выделяются два принципиальных, «но близко связанных способа эффективной поведенческой адаптации»: первый из них обеспечивает адаптивные поведенческие решения в кратковременных ситуациях, которые являются достаточно простыми и поэтому не требуют сложного реагирования; второй способ поведенческой адаптации представляет, по мнению К. Халла, «одно из наиболее впечатляющих достижений эволюции» — когда организм самостоятельно формирует системы приспособительных поведенческих актов в достаточно сложных ситуациях. Если первый способ поведенческой адаптации обеспечивается комплексом рефлекторно-эффекторных связей межнейрональной интеграции, то второй способ основан на работе центральной нервной системы в целом и лежит в основе такого вида социального поведения, как научение.

На ведущую роль выделенного и исследованного им так называемого оперантного реагирования в адаптивном поведении человека и животных указывает Б. Ф. Скиннер. Здесь адаптивное поведение проявляется в последовательном и целенаправленном подкреплении приспособительных реакций, которые не вызваны определенным стимулом или ситуацией, а осуществляются внешне спонтанно, что и составляет суть оперантного реагирования) (Подробнее см.: История зарубежной психологин. Тексты, с. 37-95).

Изучение адаптации к стрессу

Дальнейшие исследования проводились в области изучения особенностей адаптивного поведения в стрессогенных жизненных ситуациях. Рассматривая как положительные, так и отрицательные жизненные события, Г. Холмс и М. Масуда высказали предположение: «общим свойством стрессогенных жизнен-

ных событий является то, что при их возникновении происходит запуск у индивида некоторого адаптивного или преодолевающего трудности поведенческого стереотипа» (цит. по статье: Л. Г. Дикая, А. В. Махнач, с. 138). Как показали результаты исследований других авторов, наиболее валидными для измерения субъективной стрессогенности являются неприятные жизненные события, которые позволяют более точно оценить степень «количества требуемой адаптации».

В серии других экспериментов изучались система индивидуальных представлений широкого спектра стрессогенных жизненных событий, а также субъективная значимость таких событий в зависимости от времени их представленности в жизненном пути. С применением метода многомерного шкалирования и процедуры многостороннего анализа черт личности испытуемых выявлено, что отдаленные в прошлое важнейшие жизненные события и непосредственные ежедневные стрессовые факторы имеют одинаково сильное влияние на адаптивное поведение человека. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что использование различных терминов (например, «жизненный стресс» или «адаптация») вызывает различные цепочки мнемических и эмоциональных ассоциаций у испытуемых.

Концепт «техники жизни». Класс поведенческих моделей адаптации был пополнен введенным немецкими учеными X. Томэ и У. Лер концептом «техника жизни» (Л. И. Анцыферова, 1994). Под этим понятием авторы подразумевают совокупность комплексной поведенческой активности, форм реагирования человека на возникающие многочисленные проблемы своей повседневности. С использованием лонгитюдного метода исследователи выделили пять базисных техник существования, или реакций на проблемные моменты жизни. Для нас особый интерес представляют две первые, непосредственно связанные с особенностями адаптивного поведения в усложнившейся социальной среде.

Первая техника жизни объединяет действия, направленные на достижение успеха, практическое изменение сложившейся жизненной ситуации. Данное комплексное поведение базируется на высоком уровне саморегуляции, интенсивном поиске релевантной информации, глубоких раздумьях, вовлечении в орбиту своих действий окружающих людей.

Вторая базисная техника жизни носит не менее выраженный адаптивный характер и заключается в поведении, направленном на приспособление к институциональным аспектам ситуации, к установившимся социальным нормам поведения и правилам деловых взаимодействий.

Остальные три техники жизни направлены в основном на межличностные аспекты взаимодействия людей в тяжелых жизненных обстоятельствах: приспособление к своеобразию и потребностям других людей, забота об установлении и поддержании социальных контактов, принятие ситуации в совокупности ее отрицательных и положительных моментов (акцептация ситуации).

Особую группу поведенческих реакций по X. Томэ составляют формы, затрудняющие приспособление ктрудностям жизни. К числу таких неадаптивных реакций относятся: безропотное смирение, депрессия, а также стремление к избеганию тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике возникших трудностей, широкое использование механизмов психологической защиты.

В результате теоретическая модель «техники жизни» дает возможность достаточно полно отразить как основные паттерны реагирования, позволяющие человеку приспособиться к трудностям жизни, так и аспекты неадаптивного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...