Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Исследовательская часть курсовой работы специалиста по связям с общественностью нередко связана с применением социологических процедур. Данная часть курсовой работы, помимо сугубо прикладных задач дипломной работы, призвана оценить знания, умения и навыки выпускников в сфере применения социологических методе в сфере связей с общественностью. В данной главе, мы дадим несколько рекомендаций по составлению теоретико-методологической части социологического исследования.

Для формирования релевантного понимания основных теоретических понятий, которые применяются в исследовательских процедурах, приведем ряд дефиниций.

Прежде всего, необходимо определить понятия «социологическое исследование», «методика социологического исследования», «программа социологического исследования».

Социологическое исследование – особый вид научной деятельности, представляющий собой систему логически последовательных методологических и методических, организационно-технических процедур, нацеленных на получение нового достоверного знания об изучаемых социальных процессах или явлениях.

Методика социологического исследования – система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации, средств их систематизации.

Программа социологического исследования – изложение и обоснование теоретико-методологических предпосылок исследования, его целей, задач, гипотез и предполагаемых результатов с указанием методологических приемов и правил, осуществляемых процедур по проверке гипотез, логической последовательности всех процедур.

Исходя из представленных дефиниций, социологическое исследование включает в себя две крупные структурные единицы:

1. Теоретико-методологическая, которая предполагает осмысление существующей эмпирической проблемы на умозрительном уровне. Она предполагает точную формулировку проблемы исследования, установление объекта и предмета, определение цели и задач предстоящей работы, осуществление процесса перевода качественных характеристик изучаемых понятий в количественные (операциональные) – интерпретацию и операционализацию, конструирование гипотез исследования.

2. Методическая, включающая в себя стратегический план исследования,обоснование и характеристику методов сбора социологической информации, обоснование базы исследования, формирование и обоснование выборочной совокупности, предварительное описание инструмента исследования.

Существует несколько требований к формулировке программы социологического исследования:

· составление программы должно осуществляться до момента формирования инструмента исследования;

· в программе исследования должны содержаться все обозначенные элементы;

· элементы программы исследования должны быть логически выстроены, последовательны, и отражать суть предстоящих процедур;

· она должна быть документальным подтверждением исследовательских процедур.

1. Теоретико-методологическая часть программы социологического исследования.

Первая часть программы исследования начинается с формулировки проблемы исследования. В социологической литературе выделяют две разновидности исследовательской проблемы[1]: практическая и гносеологическая. Опыт показывает, что в выпускных квалификационных работах студенты наиболее часто сталкиваются с практической постановкой проблемы, но которой мы остановимся более подробно.

Любая проблема – это, прежде всего, некоторое противоречие между имеющимся и необходимым состояниями. В практической интерпретации – это противоречие между сложившейся ситуацией и осознанными потребностями, то есть противоречие между необходимостью в информации о некотором объекте социального пространства и отсутствием таковой у исследователя.

Объект и предмет исследования. Объектом социологического исследования может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект, в смысловом отношении, всегда шире предмета. Предметом социологического исследования являются те наиболее значимые с практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальная часть объекта выступает в качестве факторов, оказывающих влияние на предмет изучения, формируя своеобразный контекст. Эти факторы и контекст функционирования изучаемого явления автор работы злагает в теоретической части.

Другими словами, в качестве объекта курсовой работы мы можем считать те специфические черты в сфере связей с общественностью и рекламы, которые оказывают активное влияние на изучаемое явление, а предметом будет считаться конкретная ситуация в деятельности специалиста по связям с общественностью и рекламе, в рамках которой исследователь испытывает информационный дефицит.

Цель и задачи исследования. Цель исследования всегда содержит в себя ориентацию на конечный результат: какие данные необходимо получить исследователь, чтобы разрешить существующее противоречие (проблему). Таким образом, цель должна отвечать на вопрос «для чего» проводится работа. Цель должна напрямую быть связана с предметом исследования и не противоречить ему. Задачи являются шагами по реализации цели, ее составляющими. Чем сложнее явление, подлежащее изучению, тем большее количество задач оно подразумевает. Выделяют три типа задач:

· основные, которые вытекают из предмета и напрямую связаны с целью;

· частные, которые находятся в отношении соподчиненности основным задачам;

· дополнительные, направлены на разведывательные процедуры (уточнение гипотезы, характер аудитории и прочее).

От формулировки задач во многом зависит точность, четкость и логичность инструмента исследования.

Интерпретация и операционализация основных понятий исследования. Интерпретации подлежат основные термины и понятия, закрепленные автором выпускной квалификационной работы в задачах. Исследователю необходимо объяснить, что он понимает под каждым центральным[2] понятием задачи, как оно интерпретируется в научной литературе. Дефиниция должна отражать как сущностные характеристики, так и структуру изучаемого явления, поскольку это существенно облегчит процедуру операционализации.

Последующий порядок процедур описан В.А. Ядовым, который определяет эти этапы следующим образом: «Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответ­ствующих эмпирических признаков – операциональ­ным определением»[3].

Таким образом, процесс перехода от интерпретации к операционализации подразумевает определение качественных характеристик изучаемого явления через количественные индикаторы. Другими словами, если интерпретация отвечает на вопрос «что мы изучаем?», «какие элементы содержит в себе изучаемое явление?», то операционализация помогает исследователю ответить на вопрос «как мы сможем об этом узнать?», «о чем мы должны спросить, чтобы получить необходимые данные?».

Для каждого метода прикладной социологии можно представить собственную технику формулировки индикаторов. В качестве индикаторов для опросных методик будут являться предварительные вопросы будущей анкеты (вне зависимости от типа и вида вопроса), а в качестве системы кодов необходимо прописывать все возможные варианты разрешения этого вопроса. Для качественно-количественной (количественной) методики контент-анализа характерно составление таблицы операционализации, где указываются категории контент-анализа, единицы контент-анализа и единицы счета (для традиционного контент-анализа – категории анализа и единицы контент-анализа).

Категория контент-анализа Единица контент-анализа Единица счета
Мифы о врагах Миф об угрозе со стороны Запада (США) план Запада против России
спецоперация против России
США готовятся к войне с Россией
«холодная война»
американский шпион
Мифы о чиновниках и власти чиновники виноваты
власть обманывает
коррупция
взятка / взяточник
чиновник-вор
криминал во власти
Заговор против России Россию окружили
«антироссийский заговор»
заговорщики

 

Для проведения некоторых видов качественных исследований, необходимо осуществить перечень позиций, согласно которым в ходе полевых работ будет проведен анализ.

Метод анализа документов предполагает в качестве операционализации подробный перечень критериев отбора, согласно которым будет осуществлен отбор вторичной информации. Чем подробнее будет данный перечень, тем меньше сложностей будет у студента в процессе осмысления необходимых данных.

Для неформализованного и группового интервью (фокус-группа) важным аспектом является вербализация предполагаемых тем для дискуссии, которые в дальнейшем могут быть конкретизированы, либо с помощью дополнительных процедур (например, ассоциативного ряда в рамках метода фокус-группы) расширить круг необходимых данных.

Например, в одном из исследований, нацеленных на получение знания о том, как воспринимаются англицизмы, автор получил любопытные данные для анализа: у женщин слово «лифтинг» четко ассоциировалось с повышением социального статуса, что позволило визуализировать связь между использованием косметики и процессом идентификации индивида в обществе.

Выдвижение и формулировка гипотез социологического исследования. Необходимо оговориться, что гипотезы социологического исследования всегда локальны и не соотносятся с задачами и гипотезой выпускной квалификационной работы.

Гипотезы социологического исследования выдвигаются относительно задач СИ, в отличие от гипотезы ВКР. Количество гипотез должно соответствовать количеству поставленных задач. Гипотеза всегда содержит в себе социальный прогноз ситуации, а также имеет предположительный характер. Логическая конструкция ги­потезы представляет собой условно-категорическое умо­заключение "Если..., то...". Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного усло­вия. По словам В.А. Ядова, принципиальным требованием к хорошей гипотезе является следующее: чем больше следствий она содер­жит, тем более вероятно ее подтверждение.

Существует несколько важных требований к формулировке гипотез:

· гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

· она не должна противоречить ранее установлен­ным научным фактам;

· гипотеза не должна обрастать большим числом возможных допущений и ограничений;

· гипотеза должна быть принципиально проверяе­ма при данном уровне теоретических знаний, методичес­кой оснащенности и практических возможностях иссле­дования[4];

· формулировка гипотез не должна содержать в себе конкретных цифр, что является типичной ошибкой студентов.

2. Методический раздел программы социологического исследования.

Стратегический план исследования отражает характер наших знаний на момент начала исследовательских процедур. В социологии различают пять основных:

· разведывательный: применение данного плана исследования возможно в том случае, когда у исследователя отсутствуют четкие представления о состоянии изучаемого предмета. В подобных исследованиях часто возникают трудности с четкой формулировкой гипотез. Кроме того, данный план подразумевает изучение максимально гетерогенной выборочной совокупности (полярные по какому-либо признаку группы с дальнейшей корреляцией результатов);

· описательный (дескриптивный): специфика этого плана исследования в процессе досконального качественно-количественного описания предмета исследования, подразумевает сплошную или квотную выборочную совокупность;

· экспериментально-практический: предназначен для выявления причинно-следственных связей, функциональных зависимостей, а также на социальное прогнозирование;

· аналитико-экспериментальный: поиск новых алгоритмов и стратегий управления;

· и, наконец, повторно-сравнительный план исследования применяется в том случае, когда существуют верифицированные данные о состоянии изучаемого предмета.

Определение выборочной совокупности. Понятие выборочной совокупности неразрывно связано с количественными методами в социологии. Соответственно, множество социальных объектов, которые являются предметов изучения в пределах, очерченных программой исследования и территориально-временными границами – это генеральная совокупность[5].

В свою очередь, часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью[6].

Основным требованием к выборочной совокупности является требование репрезентативности: по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности[7].

Следующей характерной чертой выборочной совокупности является мера подобия структуре генеральной совокупности, которую регулируется предельной ошибкой выборки.

Существует несколько предельно возможных значений ошибки выборки:

· повышенная надежность данных – ∆ = 3%;

· стандартное отклонение – ∆ = 5%;

· доверительный интервал распределения – ∆ = 6 – 10%;

· приближенный интервал распределения – ∆ = от 10 до 20%;

· ориентировочной – ∆ = от 21 до 40%;

· прикидочный – свыше 41%.

Расчет объема выборочной совокупности представлено в монографии В.И. Паниотто и В.С. Максименко «Количественные методы в социологических исследованиях»[8] можно представить в виде таблицы:

Таблица

Зависимость объема выборки от объема генсовокупности

при допустимой ошибке 5% доверительная вероятность — 0,954)

Объем генеральной совокупности Бесконечная
Объем выборки

 

Существует несколько типов и видов выборочной совокупности.

1. Вероятностные выборки

1.1 Случайная выборка (простой случайный отбор)

Подобный тип выборки предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.

1.2 Механическая (систематическая) выборка

Разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку (алфавитный порядок, номер телефона, дата рождения и т.д.). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом «n» отбирается каждый «k»-ый элемент. Размер генеральной совокупности, при этом – N=n*k

1.3 Стратифицированная (районированная)

Применяется в случае неоднородности генеральной совокупности. Генеральная совокупность разбивается на группы (страты). В каждой страте отбор осуществляется случайным или механическим образом.

1.4 Серийная (гнездовая или кластерная) выборка

При серийной выборке единицами отбора выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнёзда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри групп обследуются сплошняком.

2. Невероятностные выборки

Отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д..

2.1. Квотная выборка

Изначально выделяется некоторое количество групп объектов (например, мужчины в возрасте 20 – 30 лет, 31 – 45 лет и 46 – 60 лет; лица с доходом до 30 тысяч рублей, с доходом от 30 до 60 тысяч рублей и с доходом свыше 60 тысяч рублей). Количество критериев, задающих квоту, зависит от поставленных задач и степени необходимости выстраивания выборки в точном соответствии со структурой генеральной совокупности. Для каждой группы задается количество объектов, которые должны быть обследованы. Количество объектов, которые должны попасть в каждую из групп, задается пропорционально заранее известной доле группы в генеральной совокупности, либо одинаковым для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки используются в маркетинговых исследованиях достаточно часто.

2.2. Метод снежного кома

Применяется в том случае, когда у исследователя нет точного представления о генеральной совокупности, либо доступ к респондентам, по каким-либо причинам, затруднен. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)

2.3 Стихийная выборка

Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов.

2.4 Выборка типичных случаев

Отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения.

Последним принципиальным вопросом, касающимся программы социологического исследования, мы мыслим базу исследования. Для опросных методик в качестве базы исследования выступают социальные общности и группы, которые подлежат обследованию. Для метода контент-анализа процесс отбора источников подробнее описан в статье автора Контент-анализ: специфика отбора источников при изучении пространства массовой коммуникации региона (на примере Челябинской области)[9]

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.