Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции молодого парламентария-управленца




 

Молодежные Парламенты являются полем для выявления компетенций интересующихся и занимающихся общественно-политической и управленческой деятельностью молодых лидеров. Вопрос о том, каким образом можно выстроить систему эффективного формирования гражданской и социальной компетенции молодежи, до сих пор остается исследованным не до конца. Компетентность парламентария и уровень его подготовленности к управленческому взаимодействию определяют качество функционирования управленца в молодежной сфере.

В Энциклопедическом словаре существует такое понятие компетенции: «Компетенция — это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью».1

Социологи из Нижнего Новгорода В.М.Соколов и В.В.Соколова приходят к такому выводу, исследуя проблему компетентности:

Компетентность... — это целостная системная совокупность свойств, позволяющих целенаправленно, успешно и достаточно эффективно разрешать проблемные ситуации и задачи, возникающие в реальной деятельности.2

Применительно к данному социологическому исследованию, компетентность молодого парламентария — это адаптация членов Парламента к условиям молодежного парламентаризма, реальная оценка своих способностей и возможностей, это совпадение целевых установок с миссией молодежного консультационно-совещательного органа.

Анализ навыков, или компетенций, позволяет оценить эффективность работы молодых парламентариев, сосредотачивающих внимание на следующем:

n В чем состоят достоинства основных навыков;

n В чем состоят слабости основных навыков;

n Области для личного развития;

n Области, развитие которых необходимо для работы;

n На чем следует сконцентрироваться в отношении карьеры или работы.3

В социологическом исследовании по выявлению особенностей компетенций молодых парламентариев Самарской области было отмечено прежде всего их возрастное состояние: от 18 до 26 лет.

Соотношение по признаку пола таково: 75% мужчин, 25% женщин.

По уровню образования: имеющих высшее образование 28,6%, незаконченное высшее — 57,1%, и среднее образование — 14,3%. Преобладающей стратой в Молодежных Парламентах являются студенты Самарского государственного аэрокосмического университета, Самарского государственного университета и Международного института рынка (см. табл. 1.).

По месту работы/учебы: молодые парламентарии работают в Губернской Думе, в Городской Думе, в профкомах, учатся в вузах.

Не проходили переобучение большинство молодых парламентариев — 57,1%; по 14,3% прошли переобучение в Москве, в Самарском госуниверситете, в Кадровом центре Международном институте рынка. Из числа парламентариев двое изучали опыт зарубежных парламентариев в Германии, один — в Финляндии (см. табл. 2.).

Организации, которые выдвинули парламентариев: Федерация детских объединений, отделы по делам молодежи (Сергиевского района), Самарский государственный педагогический университет,

 

Таблица 1. Образование молодых парламентариев.

 

 

Таблица 2. Места повышения квалификации молодых парламентариев.

политические партии (Социал-демократическая партия России, Союз коммунистической молодежи, Союз прогрессивной молодежи) и др.

По длительности работы в Молодежном Парламенте более всего работают один год — 42,8%, два года — 28,6%, 3 года — 14,3%, 4 года — 14,3%. То есть в работе Молодежного Парламента более всего избранных год назад (см. табл. 3.).

Таблица 3. Длительность парламентской деятельности.

Социологические исследования показали, что в Молодежном Парламенте Самарской области 57,2% респондентов являются руководителями определенного направления деятельности, а 42,8% являются рядовыми политическими деятелями (см. табл. 4).

По итогам социологических исследований, приняли участие в обсуждении законопроектов: одного — 14,3% опрошенных, двух — 28,6%, трех — 42,8%, четырех —14,3%(см. табл. 5.).

 

Таблица 4. Должность в молодежном парламенте.

 

Интересным является также участие 42,8% молодых парламентариев в одном проекте, принятом и утвержденном в законодательном органе власти, в двух проектах участвовали 28,6% опрошенных (см. табл. 6.).

 

Таблица 5. Участие молодых парламентариев

в обсуждении законопроектов.

Таблица 6. Активность молодых парламентариев в обсуждении законопроектов.

Названия законопроектов, в обсуждении которых приняли участие молодые парламентарии: «О государственной поддержке строительных отрядов», «Закон о молодежи», Постановление «Об изменении закона Самарской области «Об административной ответственности», закон «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Самарской области».

Один из опрошенных молодых парламентариев не считает себя политическим деятелем.

Изучая качественные данные в анкетном исследовании молодых парламентариев, следует выстроить такую иерархию предложений, которые они выдвинули:

· сделать побольше площадок для взаимодействия молодежи с властью;

· обратить внимание на студенческую молодежь, предоставить ей больше льгот;

· развивать молодежные спортивные организации;

· улучшение ипотечного кредитования для молодежи;

· обратить внимание на патриотическое воспитание молодежи, ее нравственности;

· принять закон «О молодежи»;

· начать реформирование молодежной политики;

· вернуть Департаменты по молодежной политике.

Из числа молодых парламентариев 21 человек опрошенных оценивали себя по пятибалльной шкале:

как некомпетентные — 1 человек, что означало неиспользуемую или непроверенную сторону деятельности, где полностью отсутствовали знания;

как немного компетентные — 2 человека, что означало, что в области парламентской деятельности у них имеются налицо некоторые знания и навыки;

как достаточно компетентные — 12, в области парламентской деятельности, у них налицо средний уровень знаний и навыков;

как весьма компетентные — 3 человека имеют достаточный уровень знаний и навыков (выше среднего), демонстрируемых в области парламентской деятельности;

как чрезвычайно компетентные — 3 человека, считающих себя экспертами в данной области.

Респонденты из числа действующих парламентариев оценили, насколько важна данная компетенция для успеха в общественной политической деятельности.

Не требуется — никто из парламентариев не заявил, что компетенции не требуются для успеха или эффективной работы.

Имеет некоторое значение — у 4 человек налицо некоторые навыки и умения, необходимые для успеха или эффективности в работе.

Достаточно важно — 11 парламентариев считают, что для успеха и эффективности в работе требуется средний уровень знаний и навыков.

Очень важно — у 3 человек уровень знаний и навыков, необходимых для успеха и эффективности в работе признается выше среднего.

Чрезвычайно важно — 3 человека считают себя экспертами в данной области.

При структурировании процесса компетенций молодых парламентариев в области парламентской деятельности были взяты для анализа три ключевые группы: навыки общения, личные навыки и рабочие навыки.

Во время социологического опроса были выделены из числа компетенций, прежде всего, навыки общения:

работа в команде — сотрудничество и взаимопонимание с коллегами, командно-ориентированный подход к парламентской деятельности;

влияние — парламентарий умеет убедительно склонить на свою сторону коллег, конструктивно использует чужие идеи, завоевывает преданность других;

лидерство — берет на себя ответственность за других, влияет на них и мотивирует их собственным примером;

инструктирование — парламентарий помогает другим развиваться, предлагая свою поддержку, совет, инструкции и ресурсы;

делегирование — передавая полномочия другим людям, обеспечивает их преданность и личную подотчетность;

мотивирование — понимает нужды других людей и сопереживает им, чтобы получить от них по максимуму.

Вторую группу компетенций составили у опрашиваемых личные навыки:

самоуправление — способность молодого парламентария эффективно планировать и организовывать действия, время и расставлять приоритеты;

общение — парламентарий излагает свои мысли и информацию четко, выразительно и открыто, как устно, так и письменно;

умение слушать — опрашиваемый внимательно относится к мнениям и идеям других людей и работает над тем, чтобы понимать их точку зрения;

креативность — использует оригинальный и инновационный подход, чтобы находить новые решения старых проблем;

личная эффективность — демонстрирует энергию, целеустремленность, настойчивость и уверенность в работе, нацеленные на осуществление проектов и уверенность в их успехе;

решение проблемы и принятие управленческих решений — анализирует проблему, чтобы принять эффективное решение.

В третьей группе компетенций выявлялись деловые навыки:

понимание парламентской деятельности — респондент имеет хорошее понимание парламентской деятельности в целом;

понимание финансовых вопросов — понимает и использует ключевые финансовые данные в каждодневной работе;

понимание технологии парламентской деятельности — убежден в использовании технологии и понимает ее значение;

понимание стратегии — демонстрирует понимание долгосрочного направления парламентской деятельности;

понимание оперативного управления — понимает значение управления для эффективной деятельности.

Если данный комплекс компетенций усваивается молодыми парламентариями, это означает, что данные представители молодежи профессиональны, эффективны в политической деятельности и могут служить востребованным резервом во «взрослой» парламентской деятельности.

Молодые политики получают некоторые академические знания в процессе парламентской деятельности в Молодежных Парламентах, приобретают навыки практической управленческой работы, повышают свой социальный статус. Молодые лидеры выбирают сегодня вертикальную мобильность восходящего характера (по П.А.Сорокину) как наиболее предпочтительное направление в жизни, так как отличаются от других страт молодежи повышенными требованиями к жизни, максимализмом, амбициями и некоторой степенью идеализации действительности. Объяснение некоторых истоков активного участия современных молодых людей в политике позволило провести фактическое социологическое исследование политической идентичности.

В работе М.Вебера «Политика как призвание и профессия» выделены три группы людей по степени их включенности в политическую жизнь.

I группа — люди, не осознающие своих политических интересов. Это масса, исполнители, хотя это вовсе не обозначает, что у них выработалась психология безразличия к политической деятельности.

II группа — люди, имеющие осознанные политические интересы. Это масса, исполнители, их активность связана непосредственно с деятельностью государственных и партийных институтов.

III группа — люди, занимающиеся профессиональной или близкой к ней общественно-политической деятельностью. Для них политика — призвание и профессия. Они выражают волю граждан в сфере принятия политических решений.4

Молодые парламентарии Самарской области более соответствуют третьей группе, выделенной М.Вебером. Это представители наиболее активной части молодежи, проживающие на территории страны, региона, малого города и села. Это молодые политики, решающие социальные проблемы молодежи. Они, как правило, имеют четкую и устойчивую политическую ориентацию. Они являются управленцами в сфере социальной и политической деятельности, которая требует серьезного анализа политических интересов молодежи, ее политического сознания и политического поведения, а также политической культуры в целом.

К особенностям формирования Молодежных Парламентов можно отнести желание организаторов видеть в их составе молодежных лидеров, представляющих все социальные группы молодежного социума, группы единомышленников с активной жизненной позицией.

Сложился достаточно устойчивый стереотип представления о том, что парламентарий — это человек, имеющий большой жизненный опыт, многолетнюю практику работы на руководящей должности. Молодежные парламентарии нарушили данный стереотип: они молоды, зачастую не имеют опыта руководящей работы, но они проявляют большую заинтересованность в решении социальных проблем молодежи, они энергичны, социально эффективны, они непрерывно обучаются и обладают лидерскими качествами, имеют способности к прогнозированию ситуации, к построению гибкого управленческого процесса, осуществляют апробацию социальных решений, алгоритмизируют инновационные технологии.

Перед молодыми парламентариями стоит цель — взять на вооружение привлекательность, компетентность и конкурентоспособность.

Председатель Молодежного Парламента Д.Панков подробно разъяснил СМИ, каким образом молодые люди могут стать парламентариями в соответствии с изменениями в Положении о Молодежном Парламенте Самарской области: «Желающим вступить в Молодежный Парламент следует написать заявление на имя спикера Областного Парламента В.Сазонова и представить выписку из протокола заседания молодежной общественной организации о делегировании кандидатуры в Молодежный Парламент. Кандидат в депутаты Молодежного Парламента выбирает комиссию, в которой собирается работать, и в течение месяца выполняет задание ее председателя. После этого Совет Молодежного Парламента оценивает его работу, а Совет Губернской Думы утверждает его на должность». 5 Таким образом, небольшой испытательный срок служит прежде всего средством проверки компетенции будущего парламентария.

В социологии существуют разнообразные теории лидерства: поведенческая, теория черт, стилевая, ситуационная. В условиях транзитивного общества более действенной является теория преобразующегося лидерства.

Основными принципами лидерства преобразований выступают следующие составляющие: осознание необходимости в инновационных изменениях и моделирование процесса их осуществления.6

Лидеры, привлекая внимание общественности формируют свое отношение к бюрократии. Молодые люди наделены полномочиями властвования и организации, они поддерживаются депутатами Государственной Думы и Президентом, и это играет большое значение. Для Общественной Молодежной Палаты очень важна гласность.

Активность молодежи, избранной в Общественную Молодежную Палату, очень большая. Это самостоятельно мыслящие, думающие и делающие свое дело парламентарии, это собрание независимых людей. Но, тем не менее, и для молодых людей здесь существуют опасности: бюрократизация, ничегонеделание. Все зависит от молодых людей, что они будут делать.

Для любой самоорганизующейся парламентской структуры необходимое условие – высококвалифицированные кадры, что предполагает высокий общекультурный и профессиональный уровень молодых парламентариев, что позволит им самостоятельно и грамотно принимать решения. Но для этого нужно специально обучать парламентариев принципам законодательной работы, социально-психологическим методам работы: правилам коммуникаций, ведению дискуссий, способам повышения умения слушать, методам развития творческой инициативы, преодолению трудностей, изменению негативных личностных установок, разрешению конфликтов и т.д.

При социологическом анализе деятельности парламентариев были выявлены некоторые трудности, которые являются индикаторами личностного поведения.

Главные из этих трудностей:

* члены Парламентов имели разные знания, различную степень подготовки для работы в Молодежном Парламенте, что приводило к значительным затратам времени для приведения знаний членов Парламента «к одному знаменателю», а также уходу из Парламента некоторых «продвинутых членов»;

* некоторые члены Парламента во время обсуждения вопросов не представляли организаций, которые их выдвинули, высказывали только свое личное мнение;

* не все члены Парламента отличались активностью в доведении идей до конечного результата;

* в некоторых Парламентах не происходит объединения членов Парламента по направлениям деятельности: каждый пытается лоббировать свои интересы и пассивен к предложениям других;

* некоторые эксперты Парламента (активисты, участвующие в деятельности Парламента, но не являющиеся официально ее членами) гораздо активнее включались в деятельность Парламента, чем большинство его членов;

* если Парламенты имели большую численность, некоторые члены не являлись на его заседания, поэтому решения Парламента не всегда можно считать легитимными;

* в Парламенте важно появление ярко выраженного лидера, который мог бы объединять членов Парламента вокруг наиболее значимых тем;

* деятельность молодых лидеров в Парламенте отвлекала их от деятельности в своих общественных организациях.

В период первоначальной организации молодым депутатам было трудно лоббировать интересы молодежи через Молодежные Парламенты, так как обнаружилось отсутствие собственных компетенций молодых лидеров.

Как свидетельствуют социологические исследования, в образовательные программы молодых парламентариев обязательно включаются основы государственного и муниципального права, технологии и методики нормотворческой деятельности, принципы формирования федерального, областного и муниципального законодательных собраний, алгоритмы создания и утверждения законопроектов.

Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом грамотных, компетентных специалистов для соответствующего субъекта РФ. За период работы Молодежной Парламентской Ассамблеи Калининградской области из числа делегатов Ассамблеи два человека стали государственными служащими, один делегат стал депутатом, и одиннадцать делегатов стали муниципальными служащими разного уровня. Три председателя комиссий Общественной Молодежной Палаты перешли на другую работу, повысив свой социальный статус. А.И.Лопухин назначен советником Министра образования и науки РФ. Член Молодежного Парламента города Муром Владимирской области А.Шубин стал депутатом Городского Совета.

Многие члены Молодежного Парламента Волгоградской области первого и второго созыва стали помощниками депутатов и работают в плане законотворческой деятельности.

Члены Молодежного Правительства Белгородской области работают в департаментах и управлениях «взрослого» Правительства, вносят свои проекты, предложения по обсуждаемым вопросам. Зарекомендовавшие себя хорошо члены Молодежного Правительства приглашены на работу в администрацию области. За время работы Молодежного Правительства I созыва 9 человек были приняты в департаменты и управления администрации области.

Из числа членов Молодежных Парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовая поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти, направленные на развитие региона.7

Таким образом, лидеры, прошедшие школу политики и управления, научились эффективному взаимодействию с высшими партийными органами и парламентскими фракциями в вопросах, требующих вмешательства на общегосударственном уровне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...