Система координат теории действия
Начнем обсуждение с описания фундаментальных понятий, на основе которых мы собираемся разработать унифицированную концептуальную схему для теории и эмпирических исследований в социальных науках. В соответствии с общепринятой терминологией, мы назовем эти понятия системой координат теории действия. Для того чтобы сделать описание понятным, сначала определим большую часть вводимых понятий1 и в общих чертах укажем на их отношение к рассматриваемой нами проблеме. 1 Авторы вполне сознают трудность стандартизации терминологии при существующем положении в социальных науках. Причина этих трудностей заключается, в частности, в неоднородности источников, из которых заимствованы термины, и в новых оттенках, которые мы часто придаем им. Используемые термины удовлетворяют нас в разной степени, и каждый из нас не считает себя обязанным строго придерживаться этой терминологии в собственной работе. Мы стремились лишь к предельной ясности в изложении, старались избегать натянутых неологизмов и употреблять термины, по возможности приемлемые для всех членов нашей группы. Ориентация и ситуация Основным понятием, на базе которого вводятся все термины в теории действия, является понятие действия, осуществляемого индивидуальным актором или группой акторов. Разумеется, все индивидуальные акторы в некотором аспекте являются физиологическими организмами, а группы акторов состоят именно из таких индивидуальных акторов. Однако интерес теории действия в первую очередь направлен не на внутренние физиологические процессы в организмах, а на то, как организуются ориентации актора по отношению к ситуации. Понятно, что когда термины относятся к группе как действующей единице, то имеются в виду не все действия индивидов, являющихся ее членами, но лишь те из них, которые индивиды совершают как члены группы. При описании действия мы будем говорить об ориентации действия актора независимо от того, является ли действующей единицей индивид или коллектив. Понятие мотивации в строгом смысле слова применимо лишь к индивидуальным акторам. Мотивационные компоненты действия групп представляют собой организованные системы мотивации участвующих в них индивидуальных акторов. Действие имеет ориентацию тогда, когда оно руководится тем смыслом, который приписывает ему актор, соотнося его со своими целями и интересами.
Каждая ориентация действия в свою очередь включает ряд2 объектов ориентации. Это такие объекты, которые имеют отношение к ситуации, поскольку они, с одной стороны, предоставляют в распоряжение актора или акторов альтернативные возможности удовлетворения потребностей и достижения целей, а с другой — налагают ограничения на способы удовлетворения потребностей и достижения целей3. Ситуация предполагает существование двух основных классов объектов, на которые может быть ориентирован актор, являющийся точкой отсчета. Это, во-первых, несоциальные, т.е. физические, объекты либо накопленные культурные ресурсы. И, во-вторых, — объекты социальные, т.е. индивидуальные акторы или группы. В число социальных объектов входят как собственная личность субъекта, так и личности других индивидов. В том случае, когда объектами являются группы, части систем действия множества индивидуальных акторов образуют систему, которая является объектом для актора (или для акторов), выступающего в качестве нашей точки отсчета. Специфическая комбинация выборов, относящихся к таким объектам и построенная исходя из возможностей выбора, доступных в некоторой конкретной ситуации, составляет ориентацию действия определенного актора. Организованное множество таких ориентации действия составляет систему действия4.
2 Слово «ряд» используется для обозначения множества объектов, определенным образом ограниченных в числе и в диапазоне изменений, но не обязательно рассматриваемых как взаимозависимые, т.е. образующие систему. 3 Среди целей, преследуемых актором, могут фигурировать установление определенных отношений с объектами (например, обладание ими или их изменение) или создание новых объектов. Вновь созданные объекты могут в свою очередь стать объектами ориентации в последующих действиях.
Ориентация действия на объекты влечет за собой выбор (selektion), а возможно, и отбор (choice). Выбор становится возможным благодаря когнитивным различениям, локализации и спецификации объектов, которые одновременно или последовательно переживаются как имеющие позитивную или негативную ценность для актора в связи с удовлетворением побуждения5 и организацией мотивации. Тенденцию актора позитивно или негативно реагировать на объект мы будем называть катектическим аспектом ориентации. 5 Под побуждением мы подразумеваем такой компонент мотивации, как органическая энергия, с любыми элементами организации и направленности, определяемыми генетической конституцией организма. Люди нередко поступают так, что в результате наносят ущерб своим интересам, следовательно, наивный гедонизм, утверждающий, что удовлетворение желания объясняет любой человеческий поступок, попросту несостоятелен. Однако и отрицание того, что даже действия индивидов в ущерб самим себе мотивированы, в равной мере не выдерживает критики. Для любой логической теории поведения важен постулат о том, что направление поведения, по меньшей мере в тех пунктах, где альтернативы являются открытыми, имеет мотивационное значение для актора, что в некотором смысле он «хочет» так поступать.
Катексис, т.е. влечение к объектам, способным принести удовлетворение, и стремление избежать тех объектов, которые могут причинить вред, лежит в основе избирательной природы действия. К тому же, поскольку выбор должен производиться между альтернативными объектами и удовлетворениями в некоторой временной точке или в течение какого-то времени, должны существовать некоторые оценочные критерии. Склонность организмов к интеграции требует определения значимости и сравнения непосредственно воспринимаемых объектов и катектических интересов в связи с более отдаленным последствиями для более крупной единицы оценивания. Оценка основывается на стандартах, которые могут быть либо когнитивными стандартами истинности, либо вкусовыми (appreciftive) стандартами соответствия, либо моральными стандартами справедливости. И мотивационные ориентации, и ценностные ориентации являются способами различения, испытания, сортировки и отбора. Короче говоря, оценка — категория для описания на наиболее элементарных уровнях ориентации действия, которая является комбинацией выборов из определенного набора альтернатив. Важно отметить, что описание систем действия должно соотноситься не только с особыми комбинациями ориентации и наборами действительно выбираемых объектов, но и с наборами альтернатив, из которых выбор мог быть сделан, хотя фактически не делается. Другими словами, нас интересует не только то, как актор в действительности рассматривает ситуацию, но и то, как он мог бы ее рассматривать. Это определяется целями динамической теории действия, которая представляет собой попытку объяснить причины, по которым одна альтернатива предпочитается другой. Диапазон альтернатив ориентации действия ограничен. Это ограничение задается отношением актора к ситуации и выводится в конечном счете из некоторых общих свойств организмов и природы объектов, раскрывающейся в их отношении к этим организмам. Ограниченность диапазона альтернатив, допускающих выбор, определяет пределы, внутри которых возможна вариабельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|