Личность, социальная система и культура
Система координат теории действия в принципе может применяться и к любому сегменту универсума действия и к любому процессу действия любого сложного организма. Однако эта концептуальная схема особенно соответствует тому типу поведения, который характерен прежде всего для действия человека. При формировании систем, составленных из человеческих действий или из компонентов человеческого действия, поведение осуществляется в трех конфигурациях. Во-первых, ориентация действий любого отдельного актора и сопутствующие ей мотивационные процессы представляют дифференцированную и интегрированную систему. Эта система будет здесь называться личностью, и мы определим ее как организованную систему ориентации и мотивации действия индивидуального актора 7. 7 Психологический аспект человеческого организма уместен в теории действия лишь в той мере, в какой он приходит в соприкосновение с системой ориентации. Однако фантазии и продукты воображения, хотя они могут и не относиться непосредственно к каким-либо реалистическим объектам ситуации, определенно являются частью ориентации личности как системы действия.
Во-вторых, действие множества акторов в общей ситуации есть процесс взаимодействия, свойства которого в определенной, хотя и ограниченной степени оказываются независимыми от любой формы предшествующей общей культуры. Это взаимодействие также становится дифференцированным и интегрированным и как таковое формирует социальную систему. Разумеется, социальная система построена из взаимоотношений индивидов, однако эта система организована вокруг проблем, присущих социальному взаимодействию множества индивидуальных акторов или возникающих вследствие этого взаимодействия, а не тех проблем, которые возникают в связи с интеграцией действий индивидуального актора, который одновременно является физиологическим организмом. Личность и социальная система весьма тесно между собой связаны, но в то же время они отнюдь не идентичны и не объяснимы одна через другую; социальная система не есть множество личностей.. Наконец, "системам культуры присущи свои собственные формы и проблемы интеграции, которые не сводимы ни к личности, ни к социальной системе, ни к обеим вместе. Культурная традиция, как в значении объекта ориентации, так и в значении элемента ориентации действия, должна быть концептуально и эмпирически соотнесена и с личностями, и с социальными системами. Несмотря на свое воплощение в системах ориентации конкретных акторов, культура организована в себе не как система действия, хотя она и существует в качестве совокупности артефактов и в качестве систем символов. Следовательно, система культуры находится в иной плоскости, чем система личности и социальная система8.
8 Р. Шелдон не согласен с этой точкой зрения.
Конкретные системы действия — т.е. личности и социальные системы — имеют психологический, социальный и культурный аспекты. В частности, состояние системы должно быть охарактеризовано в терминах некоторых мотивационных свойств индивидуальных акторов. При описании систем действия должны использоваться категории мотивационной ориентации:познание,катексис и оценка. Точно так же описание системы действия должно иметь дело со свойствами системы взаимодействия двух или более индивидов или коллективных акторов (социальный аспект); в нем необходимо учитывать условия, которые взаимодействие налагает на участвующих акторов. В описании надо принять во внимание также культурную традицию как объект ориентации, культурные эталоны как интернализованные образцы когнитивных ожиданий и катектически оценочного выбора между возможными ориентациями. Культурная традиция и эталоны имеют огромную значимость для системы личности и социальной системы.
Культурные элементы как составляющие системы действия могут быть классифицированы двумя способами. Во-первых, они могут быть дифференцированы по преобладающим типам интересов, что соответствует преобладанию одного из видов мотивационной ориентации. Во-вторых, культурные эталоны как объекты ситуации можно отличить от культурных эталонов как ин-тернализованных компонентов системы ориентации актора. Эти две классификации накладываются друг на друга. Пользуясь первым методом классификации, удобно различать следующие три главных класса культурных эталонов. 1. Системы идей или верований. Несмотря на то, что катексис и оценка всегда присутствуют как компонент ориентации, эти культурные системы характеризуются преобладанием когнитивных интересов. 2. Системы экспрессивных символов, например художественные формы или стили. Эти системы характеризуются преобладанием катектических интересов. 3. Системы ценностных ориентации. Здесь главный интерес сосредоточивается на оценке альтернатив с точки зрения их возможных последствий для системы действия или одной из ее подсистем. Что касается второй классификации, совершенно ясно, что культурные эталоны часто являются объектами ориентации в том же самом смысле, в каком ими являются другие типы объектов9. Актор знает их свойства (например, он понимает идеи); он «реагирует» на них (т.е. они его привлекают или отталкивают) и оценивает их. Однако при определенных обстоятельствах способ приобщения к культурным эталонам как к объектам изменяется, и то, что было объектом, оказывается составной частью актора. В том случае, например, когда он не может нарушить этическую норму без острого ощущения вины, норма функционирует как составная часть его системы ориентации; она становится частью его личности. В этом случае культурный эталон интернализован. Прежде чем продолжить разработку каждого из трех вышеперечисленных основных типов систем — личностей, культурных систем и социальных систем, — через которые организуются и дифференцируются компоненты действия, важно кратко описать другие категории, относящиеся к действию вообще, в особенности те, которые развиты в психологии поведения.
9 Особое положение здесь занимают материальные предметы культуры, являющиеся продуктами действия. Подобно объектам природного окружения, они не взаимодействуют с акторами. Это такие объекты ситуации, которые не могут быть интернализованы в систему ориентации актора. Они могут служить инструментальными объектами в системах действия или иметь «значения», которыми они наделяются в системах ценностной ориентации; таким же образом значения приписываются объектам природного окружения.
Некоторые основания психологии поведения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|