Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие и развитие личности




Входящий в систему действия элемент взаимодей­ствия, сочетаясь с рассмотренными выше основными пе­ременными организации поведения, является причиной чрезвычайно сложной дифференциации и организации

социальных систем и систем личности. Взаимодействие является основным процессом, который в своих различ­ных формах и вариантах обеспечивает зарождение того, что на человеческом уровне мы называем личностью и социальной системой. Взаимодействие делает возмож­ным развитие культуры на человеческом уровне и прида­ет культуре ее значимость в детерминации действия.

Социализация

Прежде чем начать анализ системы личности, мы вкрат­це рассмотрим значение взаимодействия в процессе социа­лизации. Раньше мы ссылались на потребность ребенка в социальных отношениях. Важность этой потребности оп­ределяется тем, что ребенок изначально находится в зави­симом положении. В результате этой зависимости социаль­но опосредованный контекст социальных отношений, в котором удовлетворяются или не удовлетворяются орга­нические потребности, становится, видимо, столь же важ­ным, как и непосредственное удовлетворение или отсут­ствие удовлетворения самих органических потребностей. Необычайная чувствительность ребенка к реакциям значи­мых для него взрослых, в особенности матери, открывает дорогу новым возможностям появления фрустраций и даже травм. Ребенок развивает потребности в соответствующих установках взрослых по отношению к нему. Именно на ос­нове таких новых потребностей человек достигает уровней организации, недоступных животным.

Обучение образцам поведения, принадлежащим куль­туре взрослых, требует новых типов обобщения, включа­ющих символы, которые абстрагированы от конкретных ситуаций и соотносятся с классами объектов при помощи языка. Для того чтобы научиться обобщать, необходимо отвлечься от некоторых частных привязанностей, весьма важных на ранних стадиях развития. Это замещение осу­ществляется при помощи такого рода механизма: ребенок формирует социальную привязанность, которая превос­ходит удовлетворение любой частной органической по­требности с помощью объекта. Такая привязанность по­зволяет ребенку отказываться от удовлетворения более

ранних типов и приобретать новые привязанности, кото­рые, несмотря на то, что затрудняют получение прежних удовлетворений, обеспечивают положительные реакции со стороны значимого социального объекта. Усвоение обобщения приемлемо для ребенка лишь тогда, когда он чувствует, что взрослые хотят от него совершения опре­деленных действий и что его любят.

Хотя эта проблема до сих пор не ясна, существует некоторое согласие по поводу того, что развитие способ­ности отождествления21 со взрослыми является суще­ственным механизмом процесса социализации. Для нас наиболее значимой характеристикой отождествления в этом смысле является принятие ребенком в релевантных контекстах ценностей взрослого; другими словами, ре­бенок начинает хотеть для себя того, чего хочет для него взрослый. Остается открытым вопрос, в какой мере ре­бенку необходимо для этого сформировать некоторый идеальный образ себя как во всех отношениях подобно­го взрослому (например, в отношении пола, даже если взрослый противоположного пола).

Ценностные ориентации и другие компоненты куль­туры наряду со специфическими составными частями, включающими культурную традицию в форме навыков, знаний и т. п., передаются следующему поколению. Че­рез процесс социализации системы ожиданий организу­ются в образцы выбора, эффективным критерием кото­рого является дифференциальная значимость различных альтернатив для баланса удовлетворения—отсутствия удовлетворения. Утверждение, что система действия как система имеет некоторую степень устойчивости, равно­сильно утверждению, что в ее образцах выбора существу­ют некоторые устойчивость и постоянство, что является необходимой предпосылкой для развития более высоких Уровней культурного поведения.

21 Хорошо известно, что этот термин используется в разных смыслах. Пред­ставляется важным различать: 1) интернализацию ценностей (но не роли) объекта подражания и 2) интернализацию его специфической роли. Хотя существуют другие значения этого термина, эти два представляются наи­более важными для наших целей. В обоих случаях перенимаются ценност­ные стандарты, а не действия.

 

В силу зависимости ребенка от взрослого образцы реакций последнего становятся решающими факторами в организации образцов выбора ребенка. Ребенок начи­нает ориентироваться на желания, в которых для него воплощаются ценности взрослого, и его органические потребности становятся культурно организованными потребностями, оформленными таким образом, что их удовлетворение ищется в направлениях, позволяющих ребенку интегрироваться в эту систему взаимодействия.

Личность как система

Развитие «личности» (или «структуры эго») ребен­ка следует рассматривать как установление относитель­но специфичной определенной и устойчивой системы потребностей-предрасположений, выполняющих роль избирательных реакций на альтернативы, предоставляе­мые ребенку объектной ситуацией или организуемые им для себя путем поиска новых объектных ситуаций и фор­мирования новых целей. Поэтому для связного описания и анализа человеческой личности как системы нужны категории и гипотезы, основанные на четырех основных рядах переменных:

1. Обсуждавшиеся выше основы психологии поведения: мотивация, баланс между удовлетворением и отсутствием удовлетворения, первичные потребности и возможные потребности в социальных отношениях, познание и обучение, так же как и основные механизмы
когнитивного и катектически-оценочного обучения и регулирования. Последние включают исследование таких механизмов обучения, как дифференциация и обобщение, в которых главенствует когнитивный интерес, а также подкрепление, подавление, торможение, замещение,отождествление и имитация, в которых главенствуют катектические или оценочные интересы.

2. Процессы размещения22, посредством которых усилия, направленные на удовлетворение, распределяются между различными доступными объектами и обстоя­тельствами, а возможности удовлетворения распреде­ляются между различными потребностями-предрасполо­жениями. Эти процессы удерживают конфликт и трево­гу в границах, необходимых для нормальной работы системы личности; при нарушении же беспрепятственно­го хода этих процессов требуется включение в действие специальных механизмов защиты и регулирования.

3. Механизмы защиты и регулирования23, с помощью которых различные компоненты диспозиций потребностей-предрасположений внутренне интегрированы в систему и направлены на объекты.

4. Интеграция различных потребностей-предрасположений в «длящуюся» личность, в какой-то мере способную к самоконтролю и целенаправленным действиям. Характер длящейся личности может быть понят только в соотнесении сравнительно независимых промежуточных уровней интеграции в структуре личности с механизмами регулирования, связывающими эти уровни друг с другом. Органические основания структуры потребностей-предрасположений личности продолжают функционировать в течение всей жизни. Но в силу пластичности человеческого организма они непосредственно детерминируют поведение взрослого человека гораздо меньше, чем поведение многих других биологических видов. Через обучение и опыт взаимодействия они интегрируются с сим­
волическими структурами культурных традиций, образуя систему взаимозависимых приобретенных потребностей-предрасположений, многие из которых тесно переплетены с привязанностями к специфическим объектам и со специфическими системами ролевых ожиданий. Структура человеческой личности в высшей степени автономна и социализирована в сравнении со своим физиологи­ческим основанием. Кроме того, личность обычно обла­дает высокой степенью автономии по отношению к соци­альной ситуации в любой конкретный момент в том смысле, что изменения социальной ситуации не вызыва­ют полностью соответствующих изменений в системах личностей.

22 Под размещением мы понимаем распределение значимых компонентов внутри системы таким образом, который совместим с функционировани­ем системы в данном состоянии. Термин заимствован из экономики.
23 Под механизмами защиты мы понимаем мотивационные процессы, по­средством которых в системе потребностей-предрасположений личности либо разрешаются, либо смягчаются в своих последствиях внутренние кон­фликты. С другой стороны, механизмы регулирования - это процессы, по­средством которых устраняются напряжения в отношениях актора с объек­тами. Полное разрешение этих конфликтов и напряжений может происходить в процессе нормального обучения, но при неполном обуче­нии действуют специальные механизмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...