Замечание о месте экономической и политической теории в общей теории действия
Общие исходные точки и терминология предыдущего изложения принадлежат в основном психологии, социологии и социальной антропологии. Резонно задать вопрос о релевантности теоретических точек зрения таких хорошо развитых социальных наук, как экономика и политология. Экономика сегодня, вероятно, в теоретическом смысле наиболее хорошо разработана, искушена и утончена по сравнению со всеми науками, имеющими дело с действием. Она раньше всех занялась соответствующими феноменами, используя понятия системы и независимых переменных и, таким образом, смогла интерпретировать отдельные явления в свете их взаимосвязей с другими в некоторой системе. Так был достигнут высший уровень технического усовершенствования ее концепций и аналитических методов. Безусловно, экономическая теория — это часть теории действия в данном смысле слова. Однако со всей выше описанной техникой она не работала эксплицитно, потому что основная часть ее проблем представляет только исходную точку для исследования и дифференциации процессов развития социальных систем, следовательно, она остается вне того, чем мы занимаемся в нашем анализе. Разумеется, существует «экономический» аспект в целостной эмпирической системе действия, это тот аспект, который мы обозначили как «размещение», заимствовав термин из экономики. Но данное понятие экономики настолько обобщено, что это мешает использовать его как основу для методики теоретических построений. Эти последние имеют дело только со сферой конкретно дифференцированных типов ориентации действия внутри соответствующим образом дифференцированной социальной системы. Только с развитием денег, рынков и механизма цен, а также других дифференцированных механизмов размещения ресурсов возрастает специаль-
ный, чисто технический интерес экономистов к этим феноменам. Экономическая теория — это концептуальная схема для анализа таких явлений, как производство, ориентированное на ряд рыночных условий или политику размещения, как обмен, а также определение отдельных цен и уровней цен. Ее технический базис покоится на основаниях теории действия, как она изложена выше, в частности на инструментальной ориентации как типе действия, а также на условии взаимности такой ориентации. Ее эмпирическая релевантность основана, в частности, на некоторых типах развития социальных систем. Так как экономический вариант инструментальной ориентации может занимать определенное место относительно других типов и отдельных комбинаций компонентов действия, включенных в него, эмпирические процессы, привлекающие особый интерес экономистов, могут получить свое место в связи с другими аспектами целостной социальной системы, которые не поддаются анализу в рамках экономической теории. Экономическая теория, следовательно, — это теория для ряда процессов или субсистем внутри социальных систем высокодифференцированного типа. Эти субсистемы имеют огромное стратегическое значение в таких обществах. Концептуальная основа экономической теории выражается в категориях теории действия, описанной здесь, но она представляет собой особую субтеорию генеральной теории, значительно более разработанного уровня дифференциации, чем тот, который достигнут здесь. С политологией дело обстоит несколько иначе. Исторически в ее фокусе было гораздо больше конкретных феноменов, таких, как управление, чем концептуальных схем. То, что по традиции называется политической теорией, состоит в большей степени из философских и этических экспликаций проблем управления, чем из эмпирического анализа процессов и детерминант. В смысле особой эмпирической концептуальной схемы политическая теория, совершенно очевидно, не относится к той же категории, что и теория экономическая.
Поскольку управление — это один из наиболее стратегически важных процессов и центров, дифференцирующих структуры внутри социальных систем, его исследование дает законные основания для выделения особой дисциплины внутри социальных наук. Но, как и в экономической науке, она не будет обладать особой релевантностью, пока степень дифференциации как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях не достигнет той, которая должна проявляться в современной общей теории. Более того, оказывается, что процессы и структуры управления обладают в высшей степени диффузными функциями в социальных системах. Это, по-видимому, происходит от того что если эмпирический центр политической науки по-прежнему сосредоточен на феноменах управления, она как дисциплина оказывается неспособной добиться ясной теоретической фокусировки, сравнимой с той, которую имеет экономика. Необходимо, видимо, привлекать более широкий набор компонентов общей теории действия и добиваться гораздо большей их четкости, комбинируя эти компоненты в соответствии с конкретными эмпирическими интересами, а не пытаясь технически разрабатывать какой-то узкий и резко фокусированный сегмент теории действия, как это имеет место в экономике.
Часть 2 Ценности, мотивы и системы действия (Талкотт Парсонс и Эдвард Шилз, при участии Джемса Олдса) *
I. Категории ориентации- и организации действия Действие и его ориентации Теория действия1 — это концептуальная схема для анализа поведения живых организмов. Она рассматривает это поведение как ориентированное на достижение целей в ситуации с нормативно регулируемой затратой энергии. Существует четыре момента, которые необходимо отметить в концептуализации такого поведения: 1) поведение ориентировано на достижение целей или задач или какого-либо предвидимого положения дел; 2) оно имеет место в ситуациях; 3) оно нормативно регулируется; 4) оно включает затрату энергии или усилий, т.е. "мотивацию" (которая может быть более или менее организованной независимо от ее включенности в действие).
* Values, motives and systems of action {Talcott Parsons, Edward A. Shils with the assistance of James Olds)// Toward a General Theory of Action, p. 47-109. Так, например, человек, управляющий автомобилем, едущий к озеру, чтобы ловить там рыбу, может быть в своем поведении проанализирован следующим образом. В этом случае: 1) «чтобы ловить рыбу» — цель, на которую поведение нашего человека ориентировано; 2) его ситуация — данная дорога и данный автомобиль, а также то место, в котором они находятся; 3) затраты его энергии нормативно регулируются — например, его направленное движение имеет рациональное2 значение: достигнуть озера; 4) и он затрачивает энергию, чтобы прибыть туда: он держит руль, нажимает акселератор, сосредоточивает внимание и адаптирует свои действия к изменяющимся условиям дороги и транспорта на ней. Если поведение может быть так проанализировано, и когда такой анализ произведен, его можно называть «действием». Это значит, что любое поведение живого организма может быть названо действием; но для того, чтобы его можно было так назвать, оно должно быть проанализировано в терминах предвидимого положения дел, к которому оно направлено, ситуации, в которой оно имеет место, нормативной регуляции (т.е. рассудка), поведения и затраты энергии или «мотивации», включенных в него. Поведение, которое можно подвести под эти термины, следовательно, и является действием.
Каждое действие есть действие актора, и оно имеет место в ситуации, состоящей из объектов. У каждого актора есть система его отношений к объектам; это мы называем «системой его ориентации». Объектами могут быть целевые объекты, запасы, средства, условия, препятствия или символы. Они могут становиться катекти-ческими3, и они могут обладать различной значимостью, которая им придается (т.е. они могут означать различное для разных людей). Благодаря значимости и катек сису, которые им придаются, объекты ориганизуют систему ориентации актора. 2 Нормы рассудка (интеллекта) — это один из нескольких возможных рядов норм, которые функционируют в процессах регулирования затрат энергии.
Система ориентации актора создается из большого числа отдельных ориентации. Каждая такая «ориентация действия» есть «представление» (эксплицитное или имплицитное, сознательное или бессознательное), которое есть у актора по отношению к ситуации, с точки зрения того, что он хочет (его цели), что он в ней видит (как ситуация ему представляется) и как он намеревается поступать с объектами, которые видятся ему как предметы его желаний (его эксплицитный или имплицитный нормативно регулируемый «план» действия). Далее, позволим себе кратко остановиться на источниках энергии или мотивации. Они по преимуществу заключаются в энергии изначально потенциальной, присущей физиологическому организму. Но способ, которым эта энергия расходуется, — это вопрос, требующий эксплицитного анализа ориентации действия, т.е. анализа нормативно регулируемых отношений актора к ситуации. Поскольку эта система ориентации именно и устанавливает те способы, которыми энергия направляется и распределяется между отдельными целями и объектами, именно система ориентации регулирует ее поток и интегрирует множество каналов ее проявления в единое целое, в систему. Мы ввели термины «действие» и «актор». Мы сказали нечто о целях действия, ситуации действия, ориентации действия и мотивации действия. Теперь поговорим об организации действия в систему. Действия эмпирически не разрозненны, но совершаются как бы плеядами, которые мы называем системами. Мы имеем дело с тремя системами, тремя видами организации элементов действия; элементы организуются в социальные системы, в системы личности и культурные системы. Все три вида концептуально абстрагированы от конкретного социального поведения, эмпирические референты этих трех абстракций существуют не в одном и том же плане. Социальные системы и личности рассматриваются как способы организации мотивированного действия (социальные системы — это системы мотиви-
рованного действия, организованные вокруг отношений акторов друг к другу; личности — это системы мотивированного действия, организованные вокруг живого организма). Культурные же системы — это системы символических эталонов (эти эталоны создаются или демонстрируются индивидуальными акторами и передаются социальными системами в процессе диффузии, а также от личности к личности посредством обучения). Социальная система -— это система действия, обладающая следующими характеристиками. 1) Она включа-ет^процесс взаимодействия между двумя или более акторами; этот процесс взаимодействия сам по себе и есть главный центр внимания для наблюдателя. 2) Ситуация, на которую ориентирован актор, включает других акторов. Эти другие акторы — «другие» — объекты катекси-са (удовлетворения). Действия «других» принимаются во внимание когнитивно4 как данные. Различные ориентации «других» могут быть либо целями, которые нужно достигнуть, либо средствами для осуществления целей. Ориентации других могут, следовательно, быть объектами оценочных суждений. 3))В социальной системе может осуществляться как независимое, так отчасти и согласованное действие, в котором согласие зависит от коллективной целевой ориентации или общих ценностей5 и от консенсуса нормативных и когнитивных ожиданий. 4 Т.е. познавательно. — Прим. пер. 5 О человеке можно сказать, что он имеет «общие ценности» с другими, если он 1) либо желает, чтобы группа, к которой он и эти «другие» принадлежат, осуществила какие-то групповые цели, которые желательны также и для других, 2) либо он ценит конформность по отношению к тем требованиям, которые предъявляются «другими».
Система личности — это система действия, которая обладает следующими характеристиками. 1) Это система, обеспечивающая взаимосвязанность действий отдельного актора. 2) Действия актора организованы в структуру с помощью диспозиции потребностей 3) Поскольку действия некоторого множества акторов не могут оцениваться как случайные, но должны быть организованы на основании совместимости и интеграции, постольку и действия отдельного актора определяются совместимостью и интеграцией с действиями других акторов. Точно так же, как цели или нормы, которые актор внутри социальной системы должен осуществлять или соблюдать, получают содействие или ограничение со стороны целей и норм, осуществляемых или соблюдаемых другими акторами, цели или нормы, включенные в отдельное действие отдельного актора, получают поддержку или сопротивление других акторов, а также других целей и норм того же самого актора. Культурная система — это система, которая обладает следующими характеристиками. 1)Юна формируется не с помощью взаимодействия инее помощью организации действий отдельного актора (как такового), а с помощью организации ценностей, норм и символов, которые руководят выбором актора, и которые ограничивают виды взаимодействия, возможные для данного актора. 2) Таким образом, культурная система — это не эмпирическая система, в том смысле как социальная система или личность, поскольку она представляет собою особый тип абстрагирования элементов указанных систем. Эти элементы, однако, могут существовать отдельно как физические символы и передаваться от одной эмпирической системы действия к другой. 3) В культурной системе эталоны регулирующих норм (и других культурных элементов, которые управляют выбором конкретных акторов) не могут быть случайными или несвязанными друг с другом элементами. Если, следовательно, система культуры участвует в организации системы эмпирического действия, она должна обладать определенной степенью консистентности. 4) Таким образом, культурная система — это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов. Социальные системы, системы личности и культурные системы являются главным предметом рассмотрения в теории действия. В первых двух случаях эти системы сами рассматриваются как актегры, действие которых ориентировано на цели и удовлетворение диспозиции потребностей, имеющих место в ситуациях, требующих затрат энергии и нормативно регулируемых. Анализ систем третьего типа существенен для теории действия, потому что системы ценностных эталонов (критериев выбора) и других моделей культуры, если они институционализированы в социальных системах и интернализованы в системах личности, руководят актором как в ориентации на цели и нормативные регуляторы значений, так и в экспрессивных действиях, везде где диспозиция потребностей актора требует выбора в обстановке действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|