Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к звуковым средствам обучения




Учебные радиопередачи, магнитные и грамзаписи должны содержать материал для иллюстрации рассказа учителя, для самостоятельной и внекласной работы учащихся.

Речь ведущего радиопередачу, как и воспроизводимая в записи, должна быть образцовой по интонации, произношению и ясности звучания. Длительность учебной радиопередачи должна быть не более 20 минут для школьников младшего возраста и 25 минут для школьников среднего и старшего возраста.

На грампластинки и магнитные ленты рекомендуют записывать упражнения для языковой лаборатории, рассказы известных ученых, литературоведов, сотрудников музеев, фрагменты из произведений в исполнении мастеров художественного слова. Длительность звукозаписи, предназначенной на урок, должна быть не более: Текст с музыкальным сопровождением.

- для младшего возраста 6 мин. 10 мин.

- для среднего возраста 11 мин. 20 мин.

- для старшего возраста 15 мин. 25 мин.

Методические рекомендации по использованию учебной грамзаписи (учебной магнитной записи) должны быть напечатаны на бумажном конверте (коробке) или прилагаться в виде брошюры (листовки).

Для уменьшения утомляемости обучающихся при длительном слуховом восприятии радиопередачи или аудитивной записи рекомендуется подбирать к ним диапозитивы, кадры диафильмов, таблицы, картины, портреты и фотографии для подкрепления воспринимаемой информации и облегчения формирования правильных представлений и понятий.

10. Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО.

Принцип художественно-педагогической драматургии - построение урока как художественного произведения.

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура». Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и


художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках — этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства, Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата — целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Художественное восприятие, сопереживание — сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. 1. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну — на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении — историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос, читаем в словаре, — «эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение., и сообщает ему единое дыхание — то, что можно назвать душой произведения. В пафосе чувство и мысль художника составляют единое целое»

2. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока ИЗО, определяющих его пафос и доносящих его до учеников, — литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений

ДРУГИХ ИСКУССТВ:

11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока его виды.

1 этап. Предворительная подготовка учителя:

- изучение специальной методической и педагогической литературы,

- изучение программы по своему предмету,

- изучение учебника и учебных пособий по своему редмету,

- учитель должен знать рограммы по смежным предметам,

- изучение опыта других учителей.

 

2 этап. Составление тематического плана года, четверти.где должно быть в краткой форме в виде таблицы отраженытема, задание,
графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд^омашнее задание по всем урокам.

3 этап. Непосредственная подготовка учителя

 

- подготовка наглядных пособий используемых на уроке.

- написание конспекта урока. Содержание конспекта:

- тип урока: 1) комбинированый-изучение новых знаний,формирование новых умений,

 

2) обобщение и систематизация изученного,

3) контроль и коррекция знаний и умений,

4) практическое приминение знаний, умений.

 

- вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпн и т.д.)

- цель урока (из программы)

- задачи конкретного урока: развивающая, воспитательная, образовательная,

- отражение межпредметных и внутеннепредметных связей (связь уроков труда, изо литературы истории),

- наглядные пособия используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд),

- материалы для учителя и учащихся к уроку,

- литература к уроку (программа, методмческое пособие, книги, фотоальбомы, литературные произведения),

- план урока по времени - это планирование времени на каждый структурный элемент урока,

- эскиз оформления доски,

- ход урока. Описание урока, где каждый структурный элементнаполняется содержанием,в нем указываются использование учителем
методы обучения.

вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения используемых учителем на уроке. Также конспект может быть

полным и кратким,в виде таблицы.

Требовании к уроку.

Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.

1. Научность обучения: изучаемый материал должен быть связан с жизнью, соответствовать современному уровню развития науки, методы
обучения должны соответствовать современным требованиям.

2. Развивающий характер обучения.
3.Развитие умственных способностей.
4.Воспитательные задачи.

5Возбуждение интереса учящихся к учебному материалу.

6. Степень трудности изучаемого материала.

7. Последовательность и систематичность в изложении.

8. Формирование Умений и Навыков.

^Систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения учебного материала. 10. Соблюдение требований учебной гигиены и режима дня школьников.

12. Рисование с натуры, по памяти, ■ по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительностл карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания.С

4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения
объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать
простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают
навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе" (Программно-методические
материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. B.C. Кузин, ИВ. Корнута- 3-е изд., перераб- М.: Дрофа, 2001 - с. 14-15).


Рисование служит одним из средств изучения формы, конструкции. Когда рисуют предметы домашнего обихода (рассказ о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Мегера, Холуя, Хохломы и других народных промыслов) рассказ о приемах промысла; показ фото (зрительного ряда) особенности их формы и орнаментики) - более осознанное рисование школьниками. Задачи:

- Рисование с натуры активизирует умственную деятельность, это не созерцание, а пониятие о предмете, полное представление о
нем, приучение мыслить.умение целенаправленно вести наблюдение.

- Развитие зрительного аппарата.

- Цель изучения формы редмета - не только знакомство с внешней формой, но и знакомство с понятиями выраженными этой
формой.

- Анализировать форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет.

- Научить изображать симметричную форму предметов с помощью средней линии.

- Различать цвета

- Обучить приемам работы с разными материалами (графическими, живописными,
пластическими).

- Навыки работы в монохроме.

- Композиционные правила (+расположение в листе, вертик. и горизонт формат).

- С помощью упражнений (зарисовок с натуры) на уроках освоение техники (штриха, мазка, лессировки) и материала. В том числе и
по форме предмета.

Во время рисования с натуры необходимо напоминать детям чтобы они рассматривали рисуемый предмет и сравнивали со своим рисунком (для младших школьников предусматриваются несложные формы: флажки, шары, мячи, фрукты, овощи, цветы, листья разной формы, ветки разных деревьев, бабочки, стрекозы, игрушки и т.д. (моя любимая игрушка)).

При рисовании с натуры небольшую по размеру модель располагают на столе ученика.Дают его потрогать и рассмотреть, затем поставить его на определенное место и нарисовать. Рисунок с одной точки зрения!! Рекомендуется выполнять в разных техниках и материалах (мелки, фломастеры, карандаш, краски) их можно менять но предпочтение следует отдавать работе с кистью без контура. Способствует созданию условий для развития у детей свободы движений руки, смелости в работе, передаче цвета контура.

"Рисование на темы и по представлению - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" Общие задачи:

- Совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций,конструктивного строения, объема,
освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра.

- Выработка умения выразитеьлно выполнять рисунок.

- Развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
свое отношение к нему.

- Развитие фантазии,воображения, логического и пространствнного мышления.
В процессе выполнения заданий красками по рисованию с натуры, по памяти и

представлению дети не только отрабатывают навыки работы с материалом, но и закрепляют приобретенные знания о цвете.

13. Структ ура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Немеиского

Программа построена так, чтооы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней

предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действидельности (наблюдение и

изучение окружающей реальности).

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет

, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Начальная школа: изображение, украшение, постройка. Состоит из тематических блоков.

I класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение
материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

2класс - «Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства

3 класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.

4 класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках
земли и у каждого народа.

II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания.

В V-VIII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

5 класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом

6 — 7 класс - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их
систематизация. Творчество художников.

 

8 класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.

9 класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».

III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
10-11 классы — Исторические связи искусств.

Итог: Основы изобразительной грамоты. Основы декоративной грамоты. Основы визуально-зрелищной культуры. Основы конструктивной грамоты и дизайна. Учебно-методические пособия

Шеменская Л А Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс: Учебник. - М: Просвещение, 2005. Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2005

Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Твоя мастерская. 2 класс.Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2005.

I

II


Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Искусство вокруг нас 3 класс Рабочая тетрадь. - М: Просвещение, 2005. Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Твоя мастерская. 3 класс Рабочая тетрадь. - М: Просвещение, 2005. Неменская Л.А. Каждый народ - художник. 4 класс: Учебник. - М: Просвещение, 2005.

Неменская Л.А. Твоя мастерская. 4 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2005.

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2005. Горяева НА., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2005.

Ю.Горяева НА. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. - М: Просвещение, 2003.

Все издания под редакцией Б.М.Неменского. Основные виды деятельности

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация;

объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка;

восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). В основе программы

Программа рассматривается как целостная система введения в художественную культуру на основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств, т.е. искусств, связанных с деятельностью художника: Изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); декоративных (различных видов декоративно-прикладного искусства: народное искусство, художественные промыслы, современное выставочное декоративное искусство); синтетических искусств (экранные, театр). В качестве системообразующей основы изучения выделяется триада художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная;

Принцип постоянства связи искусства с жизнью: «от жизни - через искусство — к жизни»;

Принцип целостности и неспешности, прочувствованности освоения материала каждой темы; Принцип единства восприятия и созидания; Принцип проживания как формы обучения и формы освоения художественного опыта, концепция и задачи

Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:

формирование понимания роли искусства в жизни людей: роль искусства в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира, в организации форм общения между людьми, в познании человеком своего мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном;

формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира как средства размышления о нем, как формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры; обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-ценностных критериев жизни;

развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей. Программа и ее особенности

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд.

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного воспитания.

Анализ программы "Изобразительное искусство и художественный труд". 1-9 кл. (Под рук. Б. М. Йеменского). Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; -формирование художественно-творческой активности школьника;

-овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме


(рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа рассчитана на I -2 часа в неделю. Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. 14. Внеклассная работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе.

Внеклассная работа дает учителю полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, участвуя в работе изобразительных кружков, экскурсиях, в оформительской деятельности для школы.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности;

систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование);

воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр. Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически

Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания. Изостудия (кружок) - наиболее распространенный вид внеклассной работы в школе. Изостудия должна решать следующие задачи.

1. Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, про

буждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и помощь в овладении изобразительной грамотой и основами художественного ремесла.

2. Воспитание человека, творчески относящегося к любому делу.

3. Начальная профессиональная подготовка в области художественного творчества, т.е. выявление одаренных школьников и развитие их
творческих способностей в рамках специальной школы.

4. Развитие у учащихся начальных классов фантазии, образного мышления.

5. Активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам
красоты.

6. Формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию и воспитание
у них стремления использовать полученные в изостудии знания, умения и навыки в общественно-полезной работе-оформлении стенных
газет, школьных выставок, праздничных вечеров и т.д.

Для наиболее полного решения этих задач необходимо использовать уроки рисования и различные формы внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои

особенности. Во-первых, это занятия для тех детей, которые серьезно интересуются изобразительным искусством. Занятия в изостудии

являются для них эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках

учитель обязан проводить обучение в соответствии со школьной программой. Организация работы кружка включает разработку содержания

занятий с учетом склонностей интересов учащихся разного возраста. В кружках значительно шире применяются такие рисовальные

материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, пастель, мелки.

Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого Учащегося и возможности кружка (обеспечение изобразительными

материалами, наглядными пособиями и пр.).

Отличительной особенностью занятий в кружках является и то, что большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно

длительное время - 3-6 часов, тогда как на уроке ИЗО самый длительный рисунок выполняется в течение 2-3 часов.

Формы и методы работы в изостудии более схожи с условиями в аудитории художественной школы. В кабинете на уроке рисования с

натуры дети работают за партами, а в изостудии дети выполняют работу за мольбертами.

При хорошо организованной внеклассной работе увлечение изобразительным искусством может продолжаться и в старшем возрасте.

В работе школьной изостудии учитель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий

потенциал.

Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные

дети.

Учителю рисования необходимо хорошо знать своих учеников, их индивидуальные интересы, привычки и т.п., чтобы иметь возможность

развивать их творческие способности. Но нельзя организовывать внеклассную работу по ИЗО так, чтобы она сводилась бы к наличию

изостудии только для особо одаренных детей.

На этих занятиях можно не требовать от детей с меньшими возможностями канонического выполнения рисунков, но к одаренным детям

требования должны быть высокими.

В процессе обучения в изостудии дети больше раскрывают себя через рисунок.

Имеется возможность выявить у учащихся уровень самостоятельных действий, раскрытие их способностей в нахождении наиболее


j

выразительных средств для передачи образа. Занимаясь в изостудии, дети постепенно приобретают независимость в выборе разнообразных

художественных материалов для изображения какой-либо темы, а учитель развивает их способности, сохраняя индивидуальный стиль

каждого ученика изостудии.

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная

деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством,

составляют учебные мастерские (по обработке дерева и металла) и их учебное оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся

учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности

работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.

1 5.Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.

1)Анализировать форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет.

2)Научить изображать симметричную форму предметов с помощью средней линии.

3)Различать цвета

4)Обучить приемам работы с разными материалами (графическими, живописными,

пластическими).

5)Навыки работы в монохроме.

6)Композиционные правила (+расположение в листе, вертик. и горизонт формат).

7)Навыки работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Освоить технику и последовательность выполнения каждой работы.

Вызвать желание рисовать увиденное, и видеть красоту окружающих предметов. Научить организовывать свое рабочее место

С помощью упражнений (зарисовок с натуры) на уроках освоение техники (штриха, мазка, лессировки) и материала. В том числе и по форме предмета. Развить всесторонне ребенка. Развить эстетически художественный вкус. Познать мир.

Научить пользоваться рисунком.

Дать основу рисунка. (Технические приемы, привить умения, навыки, аккуратность, настойчивость). Развить творческие способности учащихся. Ознакомить с русским и мировым изобразительным искусством. Рассказать о натюрморте как виде искусства. 9.Научить видеть формы, пропорции, размеры в ширину и высоту.

Натюрморт - живопись и рисунок. Рисунок с натуры - метод наглядного обучения для общего развития. Рисование с натуры

связано с аппликацией - помогает видеть силуэт и лепкой - ощутить форму. Развитие глазомера. Научить сравнивать. Все это средства эстетического воспитания.

Во время рисования с натуры необходимо напоминать детям чтобы они рассматривали рисуемый предмет и сравнивали со своим
рисунком (для младших школьников предусматриваются несложные формы: флажки, шары, мячи, фрукты, овощи, цветы, листья
разной формы, ветки разных деревьев, бабочки, стрекозы, игрушки и т.д. (моя любимая игрушка)). Чтобы было легче детям
воспринимать натюрморт задать контрастные предметы по форме и цвету несложных по форме и разных по цвету. Помочь

увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели (описать, эмоционально выразить).

При рисовании с натуры небольшую по размеру модель располагают на столе ученика.Дают его потрогать и рассмотреть, затем поставить его на определенное место и нарисовать. Рисунок с одной точки зрения!! Рекомендуется выполнять в разных техниках и материалах (мелки, фломастеры, карандаш, краски) их можно менять но предпочтение следует отдавать работе с кистью без контура. Способствует созданию условий для развития у детей свободы движений руки, смелости в работе, передаче цвета контура.

Учатся распознавать цвета и их оттенки. Настроение - цвет Цветовой круг

Учатся распознавать дополнительные цвета Учатся распознавать теплые и холодные цвета (их оттенки) Светлота цвета

Учатся распознавать основные и составные цвета. Смешивать и находить нужный. Осваивают приемы передачи объемной формы изображения предметов с помощью света.

Цвет для детей наиболее доступное средство передачи образа в рисунке, с помощью которого они показывают своё отношение к изображаемому. (Эту особенность надо использовать).

Учебные задачи заложены в процессе обучения рисованию с натуры. (Фрукты, овощи -информация - где растут; инструменты, рассказ об их назначении) не только рассказ о пропорциях и конструкциях, но и о назначении и функции. Рисование служит одним из средств изучения формы, конструкции. Когда рисуют предметы домашнего обихода (рассказ о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Мегера, Холуя, Хохломы и других народных промыслов) рассказ о приемах промысла; показ фото (зрительного ряда) особенности их формы и орнаментики) - более осознанное рисование школьниками.

Изучение натуры и ее особенностей.

Учебная задача в натюрморте развитие у детей способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. (Находя сущность). Направленность зрительного восприятия эстетической сущности. Соразмерность, пропорциональность объёмных форм

и поверхностей, гибкость, изящество линий и очертаний предмета, гармоничность отношений светотени и цветовых оттенков, причем направленность зрительного восприятия на те особенности, которые определяют эстетическое содержание объекта, должна носить эмоциональный характер.

Научить анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок.


живописную фактуру драпировки.

Предусматривается глубокое изучение законов перспективы (линейной и воздушной, оптики и светотени, композиции и

цветоведения).

Ученики постигают закономерности строения пространственного расположения и другие характерные особенности предметов

действительности - объектов изображения.

Учебная задача: наблюдение - сравнение, отбор главного.

От простого к сложному: форма, цвет, количество предметов, наброски, пространственное отношение.

I класс. Осмысление связи между предметами и некоторые пространственные отношения (крупнее - меньше, основания предметов
дальше - ближе).

II класс. Переработка растительных форм, иллюстраций, рисование человека.

III класс. Фронтальная и угловая перспектива, градации светотени, с хроматических и ахроматических, холодных и теплых цветов.
В начале простые формы от 1 предмета -

- - квадрат, круг - стул, бидон, кастрюля;

- комбинированные, к натюрморту. Творческие задачи:

-научить работать в разных техниках (коллаж, карандаш, графика, живопись, скульптура); цветовых гаммах (холодная, теплая), на сближенных цветах, на контрасте.

-Развить глазомер

-Научить рисованию по памяти

- Обучить технике правильного пользования карандашом или кистью
Цель:

- Не только научить школьников рисовать, но и помочь им с помощью рисунка глубже узнать разнообразие окружающей
действительности

От натуры к декоративным и тематическим работам

1) Должны овладеть построением предметов с учетом горизонтах 1,2 точки схода). 2).Горизонт в зависимости от замысла. 3).Перспектива в сюжетной композиции. 4).3нать законы композиции

Анализ натуры должен осуществляться при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени, цвета - от общего к частному. Анализ цвета (локального цвета, оттенков, рефлексов, бликов) В процессе выполнения заданий красками по рисованию с натуры, по памяти и

представлению дети не только отрабатывают навыки работы с материалом, но и закрепляют приобретенные знания о цвете. Научить выполнять от общего к частному (к деталям). 16. Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...