Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)




Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации (см. п. З. 1. ). О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д. ), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, со всех точек зрения более эффективны и более желательны, чем внешние отрицательные мотивы.

Измерение мотивации

Инструкция

Прочитайте перечисленные ниже мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.

 

В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В не большой, но и в не маленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере

1. Денежный заработок _____________________________________________________

2. Стремление к продвижению по работе ______________________________________

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег _____________

4. Стремление избежать возможных наказанийили неприятностей ________________

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других __________________________________________________________________________

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы _______________________

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности _________________________________________________________________________

 

Обработка

 

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (BПM) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

 

 

 

 

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 ( в том числе, возможно, и дробное).

Интерпретация

 

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ> ВПМ> ВОМ        и      ВМ = ВПМ> ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ> ВПМ> ВМ

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

  ВМ ВПМ ВОМ
1.
2.

И первый и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во вто-

ром случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = +0, 409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, r = -0, 585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...