Дискуссионные формы проведения учебных занятий.
Большинство традиционных методов обучения направлены на сообщение истины, констатацию проблемы или метода её решения, не отводя должной роли отстаиванию мнения субъекта обучения. Вместе с тем, наиболее полное раскрытие личности учащегося, его взглядов и понимания проблем достигается именно через полемику, обсуждение в дружеских спорах и дискуссиях на уроках и во внеурочное время. Поэтому сегодняшний наш разговор посвящен применению дискуссионных форм обучения. Итак, что же такое дискуссия? Синонимы к слову «дискуссия» - Спор, Дебаты, Диспут, Полемика, Прения, Обсуждение, Обмен мнениями, Беседа. В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.
В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров. Основными характеристиками учебной дискуссии являются: 1) – проблемность, противоречивость 2) – актуальность, мотив 3) - целенаправленность 4) - диалогичность 5) - рефлексивность 6) - самостоятельность В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать: - соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам
- значение, своевременность, значимость для всех членов общества - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии. Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения. Процесс общение в ходе учебной дискуссии направлен так или иначе на достижение учебных целей: 1) ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и даже контроль усвоения знаний 2) обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности 3) освоение мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умения перерабатывать информацию для изложения) В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся: – симпозиум / конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса); – круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса); – заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей.
– форум – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы, в ходе котором эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);. На форуме обычно обсуждается одна проблема. – судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» какой-то одной точки зрения – дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны. По окончании обсуждения происходит деление аудитории («болота») на стороны «за» и «против» в зависимости от перевеса аргументов, таким образом определяется результат дискуссии «Техника аквариума». Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Этот вариант проведения дискуссии интересен тем, что упор делается на сам процесс представления точки зрения её аргументации. При этом в первоначальное обсуждение вовлечены все участники, а при последующем обсуждении происходит индивидуальное осмысление каждым всех точек зрения. Эта процедура заимствована из практики ведения групповых психологических тренингов. Процедура «техники аквариума» выглядит следующим образом: 1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.
2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу. 3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу. 4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения. 5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками. 6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций. 7. «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения. 8. После такого обсуждения проводится ею критический разбор всем классом. Любая дискуссия имеет три этапа: 1 – подготовительный, в ходе которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал 2 – ход дискуссии 3 – этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы. Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы: - изложение проблемы или описание конкретного случая - ролевая игра - демонстрация кинофрагмента - обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации) - обсуждение текущих новостей
Обычно руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии: 1) воздерживаться от собственных суждений 2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов 3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений
4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования 5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа 6) давать время для обдумывания ответов 7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии – Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками. – Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. – Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены. – В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|