Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекции как основная форма организации учебной деятельности в вузе.




Лекция. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой. Она представляет основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.

Многообразие в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала

Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.

При дистанционном обучении традиционные лекции оказываются практически не реальной формой организации учебной деятельности в силу удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Для изучения теоретического материала должны, очевидно, использоваться иные технологии, учитывающие специфику дистанционного обучения. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается при чтении лекций в условиях очного обучения, может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе.

Лекция выполняет следующие функции:

· информационную (излагает необходимые сведения),

· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

· воспитывающую,

· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).

· ориентирующую (в проблеме, в литературе),

· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),

· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.

Мнение «противников» лекций, как основной формы обучения в вузе:

· Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

· Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

· Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

· Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

Типы лекций.

К классификации лекций можно подходить с разных позиций. Традиционные и нетрадиционные лекции различаются долей участия студентов в освоении лекционного курса. Активность студента в усвоении знаний определяется формой учебного занятия и методами учебной деятельности. Если они обеспечивают определенную интенсивность работы, то их называют активными, а лекцию - нетрадиционной или новационной. Если предлагаемые методы и формы не получили широкого внедрения, находятся в стадии апробации, лекция называется инновационной (лекция - исследование, лекция - спектакль). По месту лекции в учебном процессе выделяют вводную лекцию, установочную, информационную, заключительную и обзорную.

типы лекций:

^ Вводная лекция обычно начинает лекционный курс предмета или блок тем. Содержание ее обычно отражает структуру науки, ее взаимосвязь с другими областями знания, задачи и значение данной науки и т.п. Цель такой лекции чаще всего - пробуждение интереса к предмету или подготовка студентов к изучению предмета.

^ Установочная лекция может рассматриваться как разновидность вводной. Она наиболее уместна для работы со студентами заочной формы обучения. Цель - организация самостоятельного изучения курса. Основной акцент в ней делается на пояснение структуры науки, объяснение содержания и способов работы с программой, учебными пособиями и литературой, определение форм и сроков отчетности и т.п.

^ Информационная лекция направлена, в первую очередь, на исследование, логичное разъяснение основных положений темы. Преобладающая форма деятельности преподавателя - монолог. Задача студентов - понять логику развития темы, осмыслить центральные вопросы содержания.

^ Заключительная лекция завершает чтение курса или тематического раздела. Главным образом заключительная лекция направлена на обобщение и систематизацию изученного содержания, рассматривает перспективы развития науки и практики, возможно определение перспектив дальнейшего развития знаний, создает основы дальнейшего углубленного изучения предмета. Данный тип лекции может проводиться в разнообразных формах: монологическое изложение, учебная дискуссия, “работа в лабиринте”, решение проблемных ситуаций.

^ Обзорная лекция преподносит уже изученный материал в краткой обобщенной форме. Главная задача данной лекции - структурирование, корректирование знаний. Обзорная лекция наиболее уместна в работе со студентами заочной формы обучения или в процессе подготовки студентов всех форм обучения к государственным квалификационным экзаменам. Особые требования предъявляются не к формам организации занятия, а к отбору и реализации содержания. Оправдано чтение лекций на базе интегрированного, надпредметного знания. Допустимо обозначение только отдельных моментов той или иной темы, ограничение по какому-либо вопросу ссылкой на литературные источники.

 

Понятно, что рассмотренные типы лекций могут быть как традиционными, так и нетрадиционными по форме и методам работ. В реальном учебном процессе вуза преобладают традиционные лекции. Данная практика оправдана, так как позволяет систематично и системно в четкой логике изложить, объяснить, комментировать научное знание. Такая форма не только экономична, она позволяет последовательно и всесторонне осуществить передачу социально- значимого опыта. Вместе с тем результативность и качество образования не могут быть обеспечены только традиционными формами.

Нетрадиционные лекции отличаются огромным разнообразием. Обратимся к наиболее известным:

 

Лекция - беседа; лекция - дискуссия; лекция с использованием видеоматериалов; проблемная лекция; лекция с оппонентами (оппонентами); лекция - спектакль.

Лекция-беседа отличается тем, что по ходу занятия преподаватель ставит перед аудиторией вопросы и предлагает ответить на них. Нецелесообразно задавать на лекции вопросы для контроля знаний. Вполне эффективны вопросы, направленные на выявление уровня общей подготовки, понимания рассматриваемого материала, саморефлексии. Смысловые центры темы акцентируются главным образом при помощи вопросов. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответы на них были однозначными и четкими. Последующее изложение строится преподавателем в зависимости от реакции аудитории - вводятся пояснения, дополнения, обоснования логики развития явления и т.п. Данная форма занятия обеспечивает более эффективную обратную связь с аудиторией, интенсифицирует процесс восприятия и осмысления учебной информации.

Лекция - дискуссия отличается постановкой перед аудиторией вопросов и организацией их обсуждения (дискуссия). Дискуссия по какому - либо вопросу составляет ориентировочно 10-12 мин. Вопросы для дискуссии выбираются по многим критериям (актуальная проблема, наличие множества мнений и подходов, неразрешенная окончательно научная проблема и др.). Вопросы для дискуссии могут быть поставлены перед студентами предварительно, что позволяет последним более четко и обоснованно формулировать собственное мнение.

Лекция с использованием видеоматериалов может применяться на различных этапах изучения курса и выполнять множество дидактических задач. В практике вуза она чаще всего встречается в том случае, если рассматривается сложная структура какого - либо явления, многоступенчатые процессы, технически сложные или времяемкие процессы, сравниваются различные точки зрения, приводятся доказательства, осуществляются широкие обобщения и т.п. При планировании такой лекции необходимо сначала представить собственную концепцию занятия, а затем осуществлять “стыковку” видео- (кино-) материалов с собственной идеей предложения материала. Фильм, как правило, рассчитан на 40 - 45 минут демонстрации. Здесь могут быть представлены очень удачные примеры и сравнения, приведены блестящие доказательства, а нередко очень красочно подобран видеоряд и поставлены звуковые акценты. Неудивительно, что такие сведения в 2 раза лучше усваиваются студентами по сравнению с традиционным сообщением информации.

 

 

Проблемная лекция признается наиболее сложной и вместе с тем наиболее эффективной в вузовском образовании. Не следует относиться к разработке и прочтению проблемной лекции как к самоцели: главное - не их массовое присутствие в практике, а в том, чтобы такая лекция давала реальный результат. Даже 2-3 такие лекции в учебном курсе способны вызвать интерес к предмету, значительно повысить мыслительную активность, способствовать глубокому и прочному усвоению знаний, овладению навыками и методами деятельности.

Проблемное чтение лекций – это особое их построение, заключающееся в создании по рассматриваемым вопросам проблемных ситуаций, в основе которых лежит противоречие между известным и неизвестным, в принятии этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучаемых и преподавателя, при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.

Проблемное изложение лекционного материала имеет свои преимущества:

развивает творческий потенциал студентов и прививает им исследовательские навыки;

активизирует познавательную деятельность и формирует их логическое мышление;

дает возможность использовать собственные наблюдения и жизненный опыт студентов и преподавателей.

Сердцевиной проблемного изложения является внутренний и внешний диалог, указание способов и этапов решения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...