Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и особенности оценки в высшей школе.




Оценка - способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пересдаче, доучивании.

В учебном процессе названные виды контроля и оценки могут быть использованы как педагогическое стимулирования. В этом случае необходимо принимать во внимание, что стимулирующее воздействие одного и того же вида контроля и оценки, во-первых, на разных учащихся будет различное, во-вторых, при различных технологиях обучения один и тот же вид контроля и оценки может иметь различную значимость.

Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

 

  1. оценка как фактор оптимизации учебной деятельности.

Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке. Оценка - это определение и выражение в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений, установленных программой.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподаватель - студент. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет студенту отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося. В средних специальных учебных заведениях знания и умения студентов оцениваются по пятибалльной системе,

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Всякая оценка имеет организующее воздействие. Проверку каждый студент встречает с ожиданием отметки. Такое ожидание организует на определенную деятельность - стимулирует тренировку способности собраться, обдумать, соответствующим образом оформить всю необходимую при проверке информацию правильно поставленная оценка унифицирует познавательные интересы студентов, развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества личности.

Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:

§ объективность. Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, показывать, насколько сознательно и прочно обучаемый владеет этим материалом, самостоятельно его использует;

§ индивидуальный характер. Оценка фиксирует результаты сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента;

  1. Творчество как необходимый компонент гуманитарного знания. Одной из самых важных задач системы профессионального образования является подготовка специалиста с высоким уровнем готовности к творческой деятельности.
    Вся технология учебно-познавательной деятельности в системе профессионального образования должна выполнять задачу формирования специалиста, способного заниматься творческой деятельностью. К вопросу технологии учебно-познавательной деятельности относятся содержание образования, методика обучения, материально-техническая, информационная, нормативная базы, требования, сложившиеся в данном учебном заведении и. т. д.
    Многие качества, знания, практические навыки, необходимые для формирования и развития творческой личности приобретаются в процессе учебно-познавательной деятельности. По получение профессионального образования у всех обучающихся должна быть сформирована готовность к творческой профессиональной деятельности. Готовность к творческой деятельности выражается в аналитических, экспериментальных, исследовательских навыках и умениях, сформированных у обучающегося в процессе обучения.
    Проблема формирования и воспитания творческой личности является актуальной проблемой современности, хотя изучается учеными давно. Например Р.Декартом было разработано пять принципов, которые необходимо соблюдать «для правильного направления ума» (надо понимать для развития творческих способностей):
    1. Не торопиться в суждениях;
    2. Избавляться от предвзятых мнений;
    3. Делать обзоры всего сделанного предшественниками;
    4. Разделять сложные вопросы на простые вопросы;
    5. Начинать с простейшего;
    Ю.Г.Фокин добавляет к ним еще три правила:
    6. Убежденность в возможности решения задачи;
    7. Необходимость периодического возвращения к решению нерешенной задачи, активизирующей интуитивное решение;
    Творчество охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности, включая практическую, интеллектуальную, общественную, социальную и другие сферы.
    Дж. Гилфорд, считает что, процесс творчества проявляется в той или совокупности следующих шести основных способностей: это беглость мышления, беглость использования приема аналогий и противопоставлений, беглость экспрессии, спонтанной гибкости, адаптационная гибкость или оригинальность, способность придавать вербальной или визуальной форме задуманные очертания. Дж Гилфорд считает, что все интеллектуальные способности являются творческими, но значимыми для творчества является способность к дивергентному мышлению(способность давать различные реакции, в том числе и неожиданные, нестандартные на стандартизованные тесты способностей. одним из условий формирования готовности к творческой деятельности является достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, которые характеризуются: глубиной, полнотой, осознанностью. Всего этого можно добиться при наличии высокой личностной мотивации. Учиться должно быть интересно, захватывающе. Творческие способности эффективно реализуются в определенной области, если в этой области исследования субъект свободно ориентируется. Значимыми для обучения творчеству являются по нашему мнению наличие: нестандартности мышления, гибкости мышления, высокой скорости восприятия и обработки информации, интеллектуальной и личностно-характериологической адаптации, постоянного стремления к совершенству, развитого чувства новизны.
    Таким образом, из исследований выше указанных ученых следует, что высокий уровень теоретических знаний, высокий уровень интеллекта способствуют более качественной организации работы по формированию творческих способностей обучающихся.
    С творчеством, творческой деятельностью тесно переплетается творческая активность личности. Творческая активность представляет собой высший уровень активности. Именно творческая активность наиболее объективно характеризует отношение обучающегося к учебно-познавательной деятельности и степень включенности его в творческий процесс. Она определяется степенью сформированности и развитости совокупности параметров, характеризующих целостность и ценность личности: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, интерес к учебной работе, обширная база общеучебных умений, способствующих успешному достижению целей творческой деятельности.
    При изучении вопроса о формировании готовности к творческой деятельности важным является вопрос сотрудничества между преподавателем и обучающимся. Учебное творчество формируется и реализуется в первую очередь в процессе выполнения учебных заданий. Учебный процесс реализуется в деловом партнерском сотрудничестве двух основных субъектов образовательного процесса: обучающий(преподаватель), и обучаемый по производству социально-значимого для общества продукта: творчески развитого компетентного специалиста. Данное сотрудничество будет эффективным и качественным при выполнении следующих условий. Обучаемый должен осознанно относиться к изучаемым наукам. У обучающегося должны быть выработаны качества: ответственность, обязательность, исполнительность. Обучающий обязан выработать четкие требования к портрету знаний обучающегося, ответственно относиться к своей работе, осуществлять систематический контроль и диагностику знаний обучающихся. По существу, от степени профессиональной педагогической культуры и научного потенциала преподавателя зависит в какой степени будет инициироваться процесс развития и саморазвития обучающегося. Одним из необходимых условий формирования творческой личности является высокий профессионализм и методическое мастерство преподавателя. Чтобы воспитать и формировать творческую личность надо самому преподавателю иметь качественно сформированный творческий потенциал.
  2. Особенности творческого мышления.

Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творческое мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим. Первая особенность собственно творческого мышления заключается в том, что в решении известных или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых решений известных задач и в первую очередь пробует известные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкивается с совершенно новой для него задачей, он все равно многократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов решения задачи до тех пор, пока они не будут полностью исчерпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствующей задачи. Вторая особенность творческого мышления состоит в том, что творчески мыслящий человек не довольствуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задачи, почти всегда стремится отыскать все возможные способы решения одной и той же задачи. В отличие от этого, нетворчески мыслящий человек почти всегда довольствуется единственным найденным способом решения задачи.Третья характерная черта творческого мышления состоит в стремлении творчески мыслящего человека среди всех воз­можных, доступных ему способов решения задачи найти самое лучшее решение или максимально усовершенствовать известное решение. Эта тенденция не характерна для нетворческого или репродуктивного мышления.Четвертая особенность творческого мышления заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под подсказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользовавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказки, даже если они очевидны.

  1. Факторы формирования творческого мышления у студентов.

В дидактике высшей школы веками складывался догматический тип обучения. Его продуктом, как правило, являются формальные знания. Наряду с этим получил развитие объяснительный тип преподавания, преимущество которого состоит в том, что у обучающегося развивают не только память, но и мышление, наблюдательность, значительное внимание уделяют также применению знаний, широко используя упражнения, практические работы. Однако среди всех упражнений преобладает выполнение заданий по инструкции, готовому образцу, хотя в реальной ситуации действия «по инструкции» носят приближенный характер. Таким образом, широко применяемое в современной высшей школе объяснительное обучение имеет много неоспоримых преимуществ, но оно делает акцент на воспроизводящее (репродуктивное) и не способствует развитию творческого (продуктивного) мышления у студентов. Разумеется, не следует противопоставлять воспроизводящее мышление творческому. Но если в вузе станет господствовать только объяснительное обучение, то будет выпуск специалистов созерцательного типа. Это будут специалисты, умеющие усваивать знания и воспроизводить научные истины, но пасующие в ситуациях, требующих самостоятельного мышления, не способные самостоятельно добывать знания и творчески относиться к делу. Такие специалисты нуждаются в рецептах для решения любой задачи, что потребует постоянного обращения к услугам экспертовНа смену догматическому объяснительному преподаванию в высшую школу приходит система обучения, в основе которой лежит не информационное сообщение знаний, а организация самостоятельного «добывания» их студентом. Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента.Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности, Е.П. Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.Так, например, при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:

− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;

− стимулирование ответственности и независимости;

− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях[5].

В процессе обучения в вузе практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. И студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип – все задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за рамки данной схемы, считается неверным.Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

 

  1. Возможные направления реализации творческого потенциала у студентов.

Процесс формирования у студентов опыта креативного мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий.

Формы и методы организации занятий используются в комплексе и зависят от задач конкретного этапа формирования.

Можно выделить следующие группы методов, направленных на формирование опыта профессионально-творческого мышления.

По способу организации учебной деятельности:

a) структурно-логические (задачные) методы. Они характеризуются поэтапной организацией постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов (от простого – к сложному, от теории – к практике) (Г.А. Балл, И.П. Калошина);

б) тренинговые методы. Они представляют собой систему деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические задания, в содержание которых на нормативном этапе следует добавлять элементы творчества);

в) игровые методы. Данная группа методов характеризуется игровой формой взаимодействия субъектов образовательного процесса; образовательные задачи включены в содержание игры (деловые игры, профессиональные бои, дискуссии);

По формирующей направленности:

а) методы развития опыта творческой деятельности:

- методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений, метод внезапных запрещений, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод абсурда;

– методы группового решения творческих задач: метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников;

– методы коллективного стимулирования творческих поисков: метод мозгового штурма, синектики. «Обобщенная мысль людей, направленная в единое русло, неизбежно сталкивается, переплетает десятки разномастных идей, рождая при этом оригинальные жизнеспособные решения. Один предлагает, другой развивает, третий формирует. Но каждый включается в творческий процесс придумывания. Кроме чисто практического результата – решения предложенной задачи, достигаются побочные эффекты, например, ломка стереотипов мышления. Кроме того, при принятии коллегиального решения, а именно такое подразумевает мозговой штурм, никто в будущем не откажется от него, так как в этом решении присутствует и его творчество»;

– перечисление атрибутов и ассоциативные приемы, которые заключаются в побуждении к созданию новых словесных ассоциаций; метафорический синтез, предполагающий использование метафор и сравнений для возбуждения творческой мысли и направленный на то, чтобы «делать знакомое странным» (Л. Мун, Д.В. Ушаков).

б) методы эмоционального воздействия (формируют опыт через переживание собственной профессионально-творческой и учебно-познавательной деятельности и создают установку на позитивное эмоциональное отношение к ней): поощрение, учебно-эмоциональная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор творческих заданий, побуждение к выбору альтернативных решений, подчеркивание личностной значимости учащихся (Е.Я. Яковлева).

в) методы формирования готовности памяти. Профессиональные компоненты проявляются в умственной деятельности как направленность личности на решение профессиональных задач и оперирование профессиональными знаниями и умениями. Следовательно, их развитию способствует профессиональное содержание деятельности в целом и конкретных заданий в частности. На данном содержании и будут развиваться операциональные и качественные компоненты опыта профессионально-творческого мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...