Темы докладов, рефератов, сообщений, эссе.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Системный подход
Модульная программа по подготовке к семинарским занятиям по курсу "Педагогические теории, системы, технологии"
Самара 1998
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета
Педагогический процесс: системный подход: Модульная программа по подготовке и семинарскому занятию по курсу "Педагогические теории, системы, технологии." /Сост. И.В. Руденко. Самара: Изд-во СамГПУ, 1998 г. 36 с.
Предназначено для студентов, изучающих курс " Педагогические теории, системы, технологии."
Предлагаются отрывки из статьей П.Ф. Каптерева, Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева и других авторов по проблеме целостности педагогического процесса, его функций, принципов, закономерностей. Пособие содержит методические указания и практический материал, который поможет в подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также в самостоятельной и индивидуальной работе над данной темой.
Автор - составитель: кандидат педагогических наук, старший преподаватель И.В. Руденко.
Ответственный за выпуск: кандидат медицинских наук А.А. Писаренко.
Рецензенты: кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики, доцент Забайкальского педагогического университета Т.К. Клименко
кандидат педагогических наук, доцент ТФСГПУ Е.Б. Агеева
Издается на средства автора © И.В. Руденко, сост., 1998 г.
Введение. В курсе "Педагогические теории, системы, технологии" к одной из сложнейших относится тема "Педагогический процесс".
Ведущей задачей изучаемой дисциплины является сопоставление и осмысление концептуальных положений педагогической теории разных научных школ, выработка системных собственных взглядов к окружающим явлениям. Именно поэтому статьи П.Ф. Каптерева, Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого дают возможность познакомиться с многообразием подходов отечественных педагогов к проблеме целостности педагогического процесса, его функций, принципов, закономерностей, основных компонентов.
Пособие ставит целью восполнить дефицит учебной литературы по теории педагогического процесса и дать рекомендации студентам в организации самостоятельной работы при изучении данной темы.
Важной формой индивидуальной работы по теоретическому изучению материала является подготовка к семинарским занятиям, на которых происходит обсуждение наиболее важных и сложных вопросов. Предлагаемый план семинарского занятия поможет определить логику изучаемого материала, а терминологические понятия станут своеобразными опорными сигналами в усвоении темы.
Думается, что пособие поможет будущим педагогам глубже и четче понять суть системного подхода в моделировании педагогического процесса, способствовать формированию умения выбирать в практической деятельности свой путь, ориентируясь на опыт ученых и практиков.
Предлагаемый материал, может быть использован в научно-методической и учебной деятельности преподавателями педучилищ, вузов, учителями, методистами, воспитателями образовательных учреждений.
Семинарско - практическое занятие по теме: "Педагогический процесс: системный подход" Вопросы для обсуждения
1. Понятие о целостном педагогическом процессе и педагогической системе. Теоретические подходы Каптерева П.Ф., Бабанского Ю.К., Лихачева Б.Т. к проблеме. 2. Принципы, функции, закономерности и противоречия целостного педагогического процесса.
3. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Критерии их выделения у разных авторов. 4. Этапы подготовки и осуществления педагогического процесса (на примере "авторских школ ").
Методические указания по подготовке К семинарскому занятию. При подготовке к занятиям рекомендуем следующий порядок самостоятельной работы: 1. Основное внимание при изучении темы следует уделить анализу статей, написанных по проблеме различными авторами. Термин "педагогический процесс" получил широкое распространение в теории воспитания и образования со времени выхода книги П.Ф. Каптерева "Педагогический процесс".(1904 г.) Впервые в истории отечественной педагогики П.Ф. Каптерев обосновал педагогический процесс как единство биологического и социального (природного и культурного, личного и общественного, наследуемого и формируемого). Изучите суть подхода П.Ф. Каптерева к понятию "педагогический процесс". Сделайте короткий конспект. 2. Исследования Л.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.В. Краевского и др. продвинули теорию этого вопроса, отразив всю сложность и противоречивость педагогического процесса в своих трудах, рассмотрев его как систему, выделив главные характеристики педагогического процесса -целостность, общность, единство. Найдите в статьях Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева определение этой педагогической категории. Сравните их. Почему профессор Ю.К. Бабанский считал собственное определение недостаточным и не совсем точным. 3. Обратите внимание, какие компоненты педагогического процесса выделяет Ю.К. Бабанский, какие Лихачев Б.Т. Запишите их. Осмыслите общее строение каждой системы. Структуру системы авторы определили по принятому критерию анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показатель процесса, условий его протекания или величины достигнутых результатов
В статье Б.Т. Лихачева дана подробная характеристика содержательного компонента педагогического процесса. Познакомьтесь с ней. 4. Принципы, функции, закономерности педагогического процесса. Напомним, что в закономерностях отражаются объективные, необходимые, повторяющиеся связи. В педагогическом процессе проявляется большое количество разнообразных связей и закономерностей.
Выберите себе любого автора для осмысления этого вопроса. Обратите внимание, что в статье Б.Т. Лихачева принципы учебно-воспитательного процесса являются его закономерностями. Вдумчиво и внимательно прочитайте общие закономерности педагогического процесса. Постарайтесь не просто заучить, но и понять их всеобъемлющее действие. Для этого под каждую закономерность подведите известные вам факты, примеры, а также попытайтесь найти закономерное объяснение известным вам событиям школьной жизни. 5. Прочитайте в статье Ю.К. Бабанского характеристику основных этапов педагогического процесса. Используйте при ответе на этот вопрос статью И.П. Подласого. На примере любой известной вам " авторской школы " или детского сада проследите основные этапы педагогического процесса. При ответе на этот вопрос можно использовать следующую литературу: Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1987 г. Блажкунов В. Школа, которую мы задумали и выстрадали // Народное образование - 1993 г. - № 1 // Карановский В.А. Воспитательная система школы. М.,1992 г. Лысенкова О.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск. М: Педагогика, 1989г. с. 59-100// Погодина Л. Открыть самих себя // Народное образование. - 1994 г. - № 4. // Ямбург Б. Разработка и запуск новой модели школы // Народное образование. - 1994 г. - № 1. // Единое образовательное пространство // Народное образование. - 1994 г. - № 1. // 6. Осмыслите основные понятия и термины, которые встретились вам в ходе изучения темы. 7. Ответьте на контрольные вопросы по теме, проверив уровень собственной подготовки. Контрольные вопросы. 1. Что такое педагогический процесс? 2. Кто из ученых отечественной педагогики разрабатывал теорию этого вопроса? 3. Что представляет собой педагогический процесс как система? 4. Что означает целостность педагогического процесса?
5. Как вы определите динамику педагогического процесса?
6. Что такое педагогическое взаимодействие? 7. Сформулируйте основные закономерности педагогического процесса. 8. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса. 9. Что такое педагогическая диагностика? 10. Что такое прогнозирование? Проектирование? 11. Каковы функции педагогического процесса? Контрольный тест. 1. Педагогический процесс объясняет в себе процессы... 2. Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются... 3. Компонентами педагогического процесса являются… (указать автора) Темы докладов, рефератов, сообщений, эссе. 1. Школа, которая мне нравится (сообщение о сущности педагогического процесса в одной из авторских школ). 2. Детский сад, который мне нравится, (сообщение) 3. Педагогическая диагностика в школе (в детском саду). 4. Стимулирование деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе, (доклад) 5. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса в средней школе. (доклад) 6. Педагогическое целеполагание с последующей концепцией личностного подхода, (доклад, реферат) 7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. (эссе по произведениям Ш.А. Амонашвили.) Рекомендуемая литература. 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - М., 1990 г. 2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические произведения М., 1987 г. С. 250-261. // 3. Битинас Б. Структура процесса воспитания. Каунас - 1984 г. 4. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения т - 1, 2. - М., 1979 г. 5. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. // Антология педагогической мысли России 2-ой половины XIX и начала XX века - М.: педагогика, 1990 г. С.232-243. // 6. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике //Проблемы теории воспитания. ч I - М., 1974 г.// 7. Краевский В.В. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса в средней школе // Сов. пед. - 1984 г. № 9 // 8. Лихачев Б.Т. Педагогический процесс: структура и основные компоненты. //Педагогика. Курс лекций. М: Прометей, 1992 г. С. 102-120// 9. Подласый И.П. Этапы педагогического процесса // Педагогика - М; Просвещение, 1996 г. С.193-198 // 10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии // Монография - Волгоград, 1994 г. //
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|