Принципы и закономерности педагогического процесса.
В педагогическом принципе как теоретическом обобщении отражаются устоявшиеся и проверенные практикой общественные ориентиры, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса, а также педагогического руководства познавательной, трудовой, творческой, игровой, всякой иной деятельностью детей. Принципы обучения и воспитания относятся к группе собственно Педагогических закономерностей,.. Педагог как носитель педагогической деятельности направляет свои усилия на управление учебно-воспитательным процессом, Организацию отношений и детской жизни. Вместе с тем, он руководит познавательной, трудовой, творческой, игровой и иной деятельностью и самодеятельностью детей. В соответствии с этим произведена классификация. Первая группа принципов общей организации учебно-воспитательного процесса определяется единством воспитания и общественной жизни. Вторая группа принципов обусловлена особенностями возрастного развития детей, их познавательный, трудовой и иной деятельности: эти принципы широко опираются на да данные смежных с педагогикой наук: анатомии, физиологии, психологии, медицины и гигиены. Рассмотрим содержательно первую группу принципов организации учебно-воспитательного процесса. Принцип общественно-ценной целевой направленности учебно - воспитательного процесса. В нем выражено требование организации учебно -воспитательной работы в целях всестороннего развития каждого ребенка, подготовки: всех к участию к переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве... В соответствии с этим принципом духовно-ценностная работа школы строится на прочном научном фундаменте.
Каждый факт, процесс, явление жизни природы и общества необходимо анализировать в развитии, в тесном единстве и взаимосвязи с другими природными и общественными процессами, фактами, явлениями, в их противоречивой сущности. Важным принципом педагогического процесса является осуществление комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности. Целостность учебно-воспитательного процесса проявляется в органических связях учебной, трудовой деятельности школьников с формирующимся мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравственным отношением к ученью, труду, природе, самому себе, другим людям... Большую роль в организации педагогического процесса играет принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью. Практически он реализуется s посредством связи содержания воспитания и образования с процессами перестройки, экономической реформы, демократизацией, а также через политехническое образование и соединение обучения и воспитания с производительным трудом. Процесс обучения связан с жизнью также организационными формами и методами. Эта связь осуществляется наиболее интенсивно, когда в формах обучения используются элементы форм и методов организации общественной деятельности и труда. Так, изучение трудовых процессов, наряду с уроком может осуществляться в сельскохозяйственных производственных или строительных бригадах. Знакомство с современной наукой может быть осуществлено в научных лабораториях. Методы научного познания используются в учебном процессе. Связи с жизнью реализуются школой, и в процессе воспитания. Сила, формирующая сущность человека, находится не вне его и не стоит над ним, а возникает в нем самом в процессе обновления устаревших обстоятельств, созидания современных. Педагогика в условиях перестройки не просто готовит детей к жизни, но формирует людей мыслящих, умеющих скрывать и преодолевать противоречия, способных бороться со старым и отживающим, имеющих мужество утверждать передовое, новое, прогрессивное.
Принцип целостного и гармоничного интеллектуально - эмоционального, эмоционально - волевого и действенно - практического формирования личности в процессе обучения и воспитания предполагает одновременно ее развитие как в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так и относительно заложенных в ней сущностных сил, задатков, физических и духовных возможностей. Общее образование и развитие в том и состоит, чтобы обеспечить возможность проявиться и окрепнуть внутренним силам личности, внутреннему духовно-нравственному человеку, с его убеждениями и природными силами. Гармоничное и всестороннее проявление всех сущностных сил вселяет уверенность, помогает найти себе место в жизни, определить профессию, отстаивать свои убеждения. Одним из фундаментальных принципов организации учебно -воспитательного процесса в светской школе является обучение и воспитание детей в коллективе. Это предполагает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы. Гуманистический принцип воспитания в коллективе имеет глубокое социально-политическое, идеологическое и психолого-педагогическое Обоснование... Необходимо овладение навыками коллективистических отношений: солидарности, взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимотребовательности. Коллективные формы воспитания и обучения, в сочетании с групповыми и индивидуальными, позволяют одновременно оказывать влияние на массы детей и на каждого ребенка в отдельности. Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требовательность к ребенку воспитывает в нем чувство человеческого достоинства, формирует представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений... Педагогическое значение единства уважения и требовательности состоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.
Принципом организации учебно-воспитательного процесса является положение о сочетании руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании. Педагогическое руководство преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс. Самодеятельность и инициатива являются не только средством организации детской жизни. Они развиваются в такие черты характера человека как предприимчивость и ответственность... Принципом организации учебно-воспитательного процесса является идея эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности. Формирование у детей эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов... Вторая группа принципов касается непосредственного руководства познавательной, трудовой, общественной, эстетической, игровой деятельностью детей, их самодеятельностью в процессе обучения и воспитания. Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их интеллектуальному, эмоциональному, нравственно-волевому, действенно-практическому, эстетическому, физическому развитию... Практическое педагогическое значение этого научного положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры и, что сила проявления таланта, дарования.каждого ребенка зависит от условий его обучения и воспитания. Принцип ведущей роли обучения и воспитания в развитии сущностных сил и дарований ребенка требует от педагога постоянного внимания и активного отношения как к общему развитию детей, так и к формированию их индивидуальных наклонностей и талантов. Принцип сочетания в стимулировании познавательной, трудовой и иной деятельности школьников, активизации их нравственно-волевых сил возбуждением непосредственного интереса к делу.
Принцип оптимизации (Ю.К. Бабанский), постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, всякой иной деятельности в соответствии с целями учебно-воспитательной работы, ее содержанием и реальной психологической ситуацией... В целостной методической системе мастерства педагогического труда учитывается уровень общего развития воспитанников, состояние мотивов и стимулов их поведения, разнообразие способностей, интересов, уровень воспитанности. В этом случае методическая система приходит в соответствие с реальными возможностями детей и дает нормальный педагогический эффект обогащает детей знаниями, способствует их нравственно - интеллектуальному развитию. Принцип сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления: эмпирического и абстрактного с его разновидностями (формально-логического, диалектического, конкретно-исторического, а также образно-эмоционального)... Овладение в ходе общения и воспитания разнообразными типами мышления вооружает детей всем арсеналом средств для разностороннего познания мира, духовно богатого общения и творческой деятельности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы. В процессе обучения и воспитания постоянно возникает необходимость учета как общевозрастных, так и сенситивных периодов развития детей, особенностей формирования их общечеловеческих и индивидуальных задатков. Различия возрастных периодов развития детей в самой общей форме заключается в обращенности младшего школьника к внешнему миру в целях накопления необходимого жизненного опыта; в активизации внимания подростка к самому себе, своему внутреннему миру и осмысления своего места в обществе; в настойчивом самоутверждении юношей своей индивидуальности.Индивидуальность представляет собой своеобразие личности, неповторимость проявления ее способностей и дарований в выборе деятельности и в манере исполнения... Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании... Принцип систематичности и, последовательности в обучении и воспитании является отражением структурно-системного подхода в науке. В соответствии с таким подходом весь материал, подлежащий изучению, необходимо представить в обоснованной структуре, системе и последовательности. Суть системности в педагогическом процессе состоит также в четкости структуры каждого звена системы: занятия, организованного вида деятельности, мероприятия. Принцип наглядности. Какой бы степени развития логического мышления ни достигли учащиеся, наглядность всегда будет важнейшим средством их обучения.
Принцип доступности. Его значение в воспитании и обучении обусловлено возрастными особенностями детей. Педагогу необходимо знать особенности школьников: их образовательный уровень, степень воспитанности, характер их жизненного опыта, уровень их развития. В зависимости от этого он осуществляет подбор содержания обучения и воспитания, определяет структуру, способы подачи материала и дальнейшего его закрепления... Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков имеет принципиально важное воспитательное значение. Знание фактов, их правильная оценка, умение их анализировать и использовать в жизни - составляет существенную основу структуры личности... Таким образом, принципы учебно-воспитательного процесса являются его закономерностями, отражающими реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями. Педагогические принципы не являются раз навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижение науки и педагогической практики влечет за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|