И.П. Подласый. Этапы педагогического процесса.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный. На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в; заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе. Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч: «диа» - прозрачный и «гнозис»-знание) - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями. За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса.
Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам: но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже. Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Но его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль Из стимула может превратиться в тормоз. Важную роль на этапе, осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношения педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитываемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса - в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость. Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникали ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса такой процесс ученикам ничего дать не может. Понятия и термины Воспитательный процесс - широкое, многостороннее взаимодействие детей как, активных субъектов деятельности, с окружающей средой, взрослыми людьми. Воспитательная ситуация - комплекс условий, помогающих достигнуть оптимального результата в формировании и развитии личности и индивидуальности ребенка. Компоненты - выделенные по принятому критерию элементы системы. Педагогическая диагностика - последовательная процедура (от греч. - «диа» - " прозрачный; «гнозис» - знание.), направленная на прояснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Педагогический опыт - творческое, активное освоение и «реализация учителем и практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Педагогический принцип - теоретическое обобщение, отражающее и заключающее в себе устоявшиеся и проверенные практикой ориентиры. Н Общественных отношений, закономерные связи, зависимости организации учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс - целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие в педагогической деятельности взрослых и саморазвивающегося ребенка при ведущей и направляющей роли Воспитателя. Педагогическое противоречие - возникающее в процессе педагогической Практики несоответствие между устоявшимися педагогическими взглядами и системами формирования личности, снижающими воспитательную эффективность педагогического процесса и новыми развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности, которые Могут быть удовлетворенны лишь новым содержанием, формами, методами Воспитания.
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния на формирование личности. Педагогическая среда - система отношений к миру и межличностных отношений Созданная специально, сообразно с педагогическими целями. Структура - расположение элементов в системе.
Содержание Введение...........................................................................................................1 Семинарско - практическое занятие по теме: "Педагогический процесс: системный подход".............................................2 Методические указания по подготовке..........................................................2 Контрольные вопросы...................................................................................3 Контрольный тест.............................................................................................4 Темы докладов, рефератов, сообщений, эссе.................................................4 Рекомендуемая литература.............................................................................4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|