Об отношении между материальной и формальной сторонами педагогического процесса.
...Формальное развитие преследует те же цели, что и материальное, но к достижению их идут другими путями. Всего не узнаешь, всех искусств не переучишь - вселенная и жизнь слишком богаты и разнообразны. Потребности знания и действования нужно удовлетворять не простым обучением многому, а поставлением воспитываемых в такое положение, в котором они сами могли бы приобрести каждое нужное знание и искусство. Само развитие человека должно идти таким путем, чтобы у него по окончании периода были силы и искусство самому самостоятельно приобретать знания и приспособляться ко всякому жизненному положению. Это возможно лишь при формальном развитии, дающем уму и частные навыки, и общие приемы, и сноровку при всевозможной умственной работе. Очевидно, материальная и формальная стороны развития человека неразрывно связаны между собой: формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств и ремесел; материальное развитие непременно сопровождается некоторой долей формального; так как каждая наука, каждый язык, искусство и ремесло есть знание, организованное, систематическое, а не хаотическое. Своей методологией, своими особенными приемами и особенными свойствами своего материала каждое знание неизбежно воздействует на развитие ума в формальном отношении. Основы и цели обоих направлений саморазвития одни и те же. Но формальное развитие шире и разностороннее материального: материальное есть знание отдельных наук, языков, искусств и ремесел, а формальное - извлечение из знаний отдельных предметов таких начал иэлементов, которые имеют приложение или при целых группах наук, языков и искусств (частное формальное развитие), или же прямо при всех (общее
формальное развитие). Знание, оставаясь лишь знанием той или другой науки, языка, искусства, ремесла, проявляет себя только одной стороной своего существа; оно усвояется сполна и обнаруживает всю свою силу лишь в том случае, когда превращается в формальное развитие человека, т.е. дает ему не частный результат, а общее руководящее, начало, когда оно становится возвышенной и увеличенной способностью человека к работе. Поэтому формальное саморазвитие организма ценнее и важнее материального; преимущество нужно всегда отдавать первому а не второму. Можно утверждать, что формальное развитие есть высшая ступень материального, его одухотворение и оплодотворение, поднятие на наиболее высокую ступень работоспособности человека. В материальном развитии никогда не могут совсем отсутствовать элементы формального развития; но для полного расцвета последнего необходимы специальные заботы, обращение внимания на эту именно сторону саморазвития организма... Ю.К. Бабанский. Педагогический процесс (отрывки). Структура педагогического процесса и его закономерности. Понятие о целостном Педагогическим процессом называют педагогическом целостный процесс осуществления процессе воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно - воспитательный процесс». Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано в работах П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевича. Но в последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей. Понятие о В качестве системы, в которой
Педагогической системе протекает педагогический процесс, выступаетсистема народного образования, школа, класс, и др., где осуществляется целенаправленное воспитание в его широком смысле. В настоящем пособии основное внимание уделено деятельности общеобразовательной школы, системе «школа». Средняя образовательная школа является системой, реализующей в определенной мере потребность общества во всесторонне и гармонически развитой личности на этапе ее жизни от семи до семнадцати лет. Система «школа» функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных среды микрорайона школы. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия. В системе «школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность. В роли объектов воспитания выступают ученический, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники. Педагогическое Взаимная активность педагога и воспитуемого в взаимодействие педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие усвоение объекта, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или посредственных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как Оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно - деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками.
Наконец, весьма важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего процесса. В свою очередь связи управления опираются на информационные, организационно деятельностные и другие виды ранее названных связей. Для разработки стратегических линий управления Педагогическим процессом многое дает анализ генетических связей, т.е. выявление исторических тенденций в совершенствовании обучения и воспитания, Которые позволяют, с одной стороны, предупредить повторение ошибок и недостатков, а с другой -использовать ценные традиции и удачные способы решения определенных учебно-воспитательных задач в новых условиях. Там, где это рационально, полезно выявить и функциональные связи между педагогическими явлениями, описывая их в математически корректной форме. Но при этом важно соблюдать Требование о ведущей роли качественного анализа педагогических явлений, так как чрезвычайная сложность, | многофакторность и диалектичность этих процессов часто не поддаются корректному математическому описанию. Итак, в состав системы, в которой протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразнее: связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протешет процесс их взаимодействия.
Основные компоненты Состав процесса не идентичен составу системы, педагогического в которой он протекает. процесса Он имеет уже специфические профессиональные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания - из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникшего при этом процесса
самовоспитания. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т.д. Педагогический процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства, и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Движущие силы Внутренней движущей силой педагогического педагогического процесса является противоречие между процесса выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового практического, общественно- полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т.е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле. Таким образом, на любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями но их реализации, а противоречие определенного характера соответствующей степени проявления становится источником развития процесса. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс - это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности. Закономерности Ведущим методологическим основанием для педагогического описания закономерностей в педагогике
процесса является диалектический системно- структурный подход, позволяющий последовательно выявить существенные, необходимые, устойчивые,повторяющиеся, т.е. закономерные связи педагогический системы. Для выявления закономерностей целостного педагогического процессанеобходимо проанализировать следующие связи: а) связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями. б) связи внутри педагогического процесса; связи между процессами обучения, образования, воспитании развития; между процессами воспитания и самовоспитания; процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых; между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др. с) связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организаций педагогического процесса. Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса: 1. Педагогический процесс в целом закономерно обусловлен потребностями и все возрастающими возможностями общества развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистических коллективов. 2. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально психологических и эстетических). 3. В педагогическом процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых. 4. Эффективное функционирование педагогического процесса закономерно зависит от единства действий всех субъектов воспитания. 5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно зависят также от возрастных и других особенностей воспитуемых, уровня развития коллектива. 6. Содержание конкретного воспитательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. 7. Содержание обучения закономерно зависит от задач. 8. Методы и средства обучения закономерно зависят от его содержания и задач. 9. Формы организации обучения закономерно зависят от его задач, содержания и методов. 10. Только взаимосвязь всех компонентов обучения обеспечивает достижение результатов, соответствующих поставленным целям. В последующей закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации и контроля учебно-познавательной деятельности, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты. Характеристика основных Учебно-воспитательный компонентов процесс имеет определенную педагогического направленность; вытекающую из процесса потребностей развития нашего общества, и генеральную цель - всестороннее развитие личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет болеет частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса. В учебно-воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния, объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов характеризуют: «операционно - деятельностный (организационно-управленческий)» компонент учебно-воспитательного процесса. Однако такая характеристика процесса отражает лишь одну, хотя и существенную, его сторону, которую можно условно считать «внешней». Исследователи педагогического процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние образовательные, воспитательные и развивающие взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость. Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса. Итак, педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшим усвоении его подрастающим поколениям посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив. Здесь также проявляются характерные черты педагогического процесса, обращенного уже к воспитанию педагогов и педагогического коллектива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|