Из Законодательных актов начала династии Хань
Хронологические рамки правления императоров из династии Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), в том числе, Западная Хань – 206 г. до н.э. – 8 г. н.э. и Восточная Хань: – 220 гг. н.э. Акты публикуются по кн.: Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций. М.: 1994; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под редакцией Н.А.Крашенинниковой. – М.: 2003, с.132–138. После того как Цинь Шихуан объединил страну, поглотив сражающиеся государства, он отменил законы прежних правителей, уничтожил чиновничьи должности, основанные на принципах этикета и справедливости, полагался исключительно на наказания и кары… и ежедневно разбирал судебные дела… И тем не менее повсеместно появлялись безнравственность и порок; осужденные запрудили дороги; тюрьмы были переполнены словно рыночные площади. Когда воцарилась династия Хань и Гао-цзу (имя императора Хань-Лю Бана 202–195 гг. до н. э.) впервые прошел горный проход, лице империи, он сократил законы до трех статей: убивший человека подлежал смертной казни, ранивший или ограбивший человека подвергался наказанию, соответствующему тяжести преступления, – и отменил мелочные и жестокие циньские законы. Весь народ очень обрадовался этому. Однако впоследствии из-за того, что инородческие племена не подчинились власти династии Хань, а сражения внутри страны не прекращались, «Законы из трех статей» оказались недостаточны, чтобы пресечь преступления. Тогда первый советник Сяо Хэ собрал циньские законы, взял из них то, что соответствовало времени, и составил «Свод законов из девяти разделов». Когда император Вэнь-ди – сын Лю Бана (правил в 179–157 гг. до н. э. находился на престоле тринадцатый год, заведующий государственными амбарами в Ци Чуньюй И совершил преступление и должен был подвергнуться наказанию. Император повелел судебным чиновникам схватить его и под стражей доставить в Чаньань. Чуньюй И не имел сыновей, а только пять дочерей. Когда его отправляли под конвоем в путь, Чуньюй И, ругая своих дочерей, сказал: «Родилось столько детей. Но не родился сын! А от вас нет никакой пользы в затруднительном положении!» Его младшая дочь Ти-ин очень скорбела и рыдала от горя. Она последовала за своим отцом в Чанъань и там подала императору прошение, в котором говорилось: «Когда отец Вашей рабы был чиновником, все жители Ци превозносили его бескорыстие и беспристрастность. В настоящее время он обвиняется в совершении преступления и должен быть наказан. Ваша раба скорбит о том, что умершие не могут присоединить к своему телу отрезанную часть. И хотя бы даже они впоследствии захотели исправить свои ошибки и начать новую жизнь, они не смогут следовать по этому пути. Ваша раба желала бы быть превращенной в государственную рабыню, чтобы искупить вину отца и дать ему возможность начать новую жизнь».
Прошение было передано Сыну Неба. Выраженные в нём мысли тронули и опечалили Сына Неба, и он издал указ, гласивший: «Императорский рескрипт цензору. Мы слышали, что во время Юй-ши (другое наименование мифического правителя Шуня) лишь раскрашивали одежду и головной убор преступника или иным образом меняли его одежду, чтобы этим его опозорить, и народ не совершал преступлений. Какое совершенство в управлении страной! Ныне же в законах имеется три вида телесных наказаний (клеймение, отрезание носа и ампутация ступней), а злодеяния не прекращаются. В чем же причина этих поступков? Не в том ли, что моя добродетель слаба, а наставления неясны? Мне очень совестно из-за этого! Ведь наказания доходят до того, что отрубают конечности и прокалывают кожу, а ведь они и до конца жизни не отрастут! Какую боль причиняют эти наказания, сколь безнравственны они! Разве такие наказания соответствуют мысли о том, что император является «отцом и матерью народа»? Пусть будут отменены и чем-нибудь заменены телесные наказания! Приказываю также, чтоб всех преступников, в зависимости от тяжести их вины, если они не пытались убежать или скрыться, прощали сразу по отбытии срока наказания. Составьте проект соответствующего закона».
Первый советник Чжан Цан и главный цензор Фэн Цзин подали доклад, гласивший: «…мы, Ваши покорные слуги, почтительно обсудили Ваш приказ и просим установить законы, в которых говорилось бы: «Всех тех, у кого в качестве наказания должна быть обрита голова, не уродовать и направить: мужчин строить городские стены и нести патрульную службу, женщин толочь рис для государственных нужд. Тех, кто подлежить наказанию татуированием, брить голову, одевать железный ошейник на шею и отправлять: мужчин строить городские стены и нести патрульную службу, женщин толочь рис дл государственных нужд. Тех, кто подлежит наказанию отрезания носа, карать тремястами ударами бамбуковых палок. Тех, кто подлежит наказанию отрезания левой ноги, карают пятьюстами ударами бамбуковых палок. Тех, кто подлежит наказанию отрезания правой ноги, а также убийц, пришедших с повинной до того, как их вина была установлена; а также чиновников, осужденных за взяточничество и извращение закона в личных интересах; а также ответственных за императорское имущество, но воровавших его, если они были уже приговорены к наказани, но убежали и вновь совершили преступление, караемое битьем палками, то всех их следует подвергать публичной казни. Мы, Ваши невежественные и заслуживающие смерти рабы, испрашиваем Вашего решения». Повеление гласило: «Быть по сему». После этого внешне существовала видимость легких наказаний, но на самом деле людей часто подвергали смертной казни. Тех, кто совершил преступление, караемое отрубанием правой ноги, наказывали смертью; тех, кто совершил преступление, караемое отрубанием левой ноги, –пятьюстами ударами бамбуковых палок, а тех, кто должен быть наказан отрезанием носа, – тремястами ударами, в результате большинство умирали.
В первом году правления 156–141 гг. до н. э. Цзин-ди (сын Вэнь-ди) был издан рескрипт, гласивший: «Нанесение большого количества ударов бамбуковыми палками не отличается от смертной казни, если наказанному посчастливится, и он не умрет, то все равно он перестает быть нормальным человеком. Поэтому мы устанавливаем закон, согласно которому наказание пятьюстами ударами бамбуковых палок уменьшается до трёхсот, а наказание тремистами – до двухсот». И все же народ по-прежнему не был избавлен от тяжелых наказаний. Поэтому в шестом году эры правления Чжун-юань (при императоре Вэнь-ди впервые был введен обычай, согласно которому период правления императора делился на несколько эр, каждая из которых имела собственное наименование. Эра правления Чжун-юань длилась с 149 по 144 гг. до н.э.) был вновь издан рескрипт, гласивший: «Исполнение приговора о битье бамбуковыми палками иногда ведет к смерти еще до нанесения предписанного числа ударов. Мы очень скорбим об этом. Пусть количество ударов будет уменьшено: для приговоренных к трехстам – до двухсот, а для приговоренных к двумстам – до ста.» Также говорилось: «Битьё палками должно служить воспитанию преступников. Пусть будет издан указ, определяющий размеры палок» … Когда император У-ди (сын Цзин-ди 140–87 гг. до н. э.) вступил на престол, он призвал ко двору таких, как Чжан Тан (Чжан Тан в 126 г. до н.э. стал главой судебного ведомства, а в 120 г. – главным цензором, а еще через шесть лет был обвинен в преступных действиях и покончил жизнь самоубийством) и Чжао Юй (Чжао Юй в 129–127 гг. до н.э. занимал должность чиновника, ответственного за поддержание общественного порядка в столице империи), чтобы они установили законы, стаьтья за статьёй. Эти законы состояли из 359 разделов. Среди них имелось 409 статей о смертной казни, которые должны были применяться к 1882 делам. Для сравнения были также приведены 13472 уже решенных дела о преступлениях, караемых смертью. Юридические документы заполнили столы и полки судебных присутствий, а ведающие этими делами чиновники не могли их все прочесть. Поэтому по всей стране те, кто их получал и применял, расходились во мнениях и случалось так, что по одинаковым преступлениям выносились разные решения. Нечестные чиновники, пользуясь этим положением, превратили свои посты в прибыльное дело. К делам тех, кому они хотели даровать жизнь, прилагали решение оставить их в живых, в делах тех, кого хотели погубить, они приводили прецендентные случаи смертных приговоров. Те, кто должен был вынести решение по таким делам, чувствовали из-за этого досаду и скорбь.
Сюань-ди (Сюань-ди был внучатым племянником своего предшественника на императорском престоле Чжао-ди (86–74 гг. до н.э.) и поэтому, долгое время, не будучи официально назначенным наследником, «жил в деревне», то есть не при дворе, сам некогда жил в деревне и знал, что это так. Когда он вступил на престол, судебный чиновник Лу Вэнь-шу подал доклад, в котором говорилось: «При династии Цинь имелось десять недостатков. Один из них наличествует и ныне. Это – чиновники судопроизводства». … Император глубоко опечалился и издал рекрипт, гласивший: «В последнее время чиновники идут всё дальше в искусном манипулировании текстами при использовании закона. Это потому, что мы лишены добродетели. Ведь если решения судебных дел неправильны, то это ведет к тому, что совершившие престпления вновь творят зло, а невиновные подвергаются казни, из-за чего отцы и дети скорбят и негодуют. Мы очень сожалеем об этом. Ныне судебные чиновники тинши посылаются, чтобы вместе с наместниками округов разбирать судебные дела, однако их должность не пользуется уважением, а жалованье – мизерное. Поэтому пусть будет введена должность высших судебных чиновников тингашов (полное название «тинвэйпины»), в количестве четырех человек с жалованьем в 600 даней (хотя чиновники получали в ханьское время жалованье деньгами, номинально оно начислялось в количестве даней зерна в год. Жалованье в 600 даней считалось средним по величине). И пусть приложат усилия для справедливого разбора судебных дел, чтобы оно соответствовало Нашим стремлениям» … Хотя в начале династии Хань имелись «Законы из трех статей», а через сеть закона могла проскользнуть «рыба, заглатывающая корабли» (иными словами, закон был очень мягок), все же в законах о смертной казни сохранилось еще постановление о наказании в виде истребления трех поколений рода преступника. В постановлении говорилось: «Тех, кто должен быть наказан истреблением трех поколений, следует всех сначала татуировать, отрезать носы, отрубить левую и правую ноги и забить палками до смерти. Их головы отрубить и повесить на столбах на всеобщее обозрение. Их мясо и кости изрезать на куски на рыночной площади. У тех из них, кто клеветал и злословил, оскорблял и проклинал императора, к тому же еще сначала следует отрезать язык». Вот почему это называлось «полностью осуществить все пять видов наказаний». Такие люди, как Пэн Юэ и Хань Синь (Пэн Юэ – один из военачальников, принимавших участие в свержении династии Цинь; Хань Синь – военачальник и государственный деятель первых лет правления династии Хань. Были казнены по обвинению в государственной измене в 196 г. до н.э.) подверглись этому наказанию. И только в первом году правления Гао-хоу были отменены истребление трех поколений рода преступника в качестве наказания за преступление и постановление о недозволенных речах.
Во втором году правления Вэнь-ди (то есть в 178 г. до н.э.) вновь был издан рескрипт первым советникам (в 189 –179 гг. до н.э. при императоре существовали два советника – правый и левый), их помощнику и цензору. В нём говорилось: «Закон – это основа управления страной, это орудие, при помощи которого запрещается насилие и защищаются хорошие люди. Однако в настоящее время вместе с осужденным нарушителем закона судят и арестовывают, чтобы подвергнуть наказанию также и его не совершивших преступления отца и мать, жену и детей, и братьев. Мы ни в коем случае не желаем применять такие законы. Представьте ваши предложения!» Оба первых советника Чжоу Бо и Чэнь Пин подали доклад, в котором говорилось: «Отдача под суд и арест вместе с преступником также и его отца и матери, жены и детей, и братьев имеет целью запугать его сердце и затруднить нарушение закона. Происхождение такого метода ареста очень древнее. В своих глупых размышлениях рабы считают этот древний обычай самым подходящим для решения судебных дел». Отвечая им, Вэнь-ди сказал: «Мы слышали, если законы справедливы, то народ честный, а если наказания соответствуют преступлениям, то народ послушный. К тому же это чиновники являются теми, кто управляет народом и ведет его при помощи доброты. Если же они не могут вести народ при помощи доброты и еще обвиняют его, пользуясь несправедливыми законами, то такие законы, наоборот, причиняют вред народу и превращаются в нечто жестокое. Мы не видим пользы от этого. Кто же выскажет свои соображения по этому поводу?» В ответ Чэнь Пин и Чжоу Бо сказали: «Ваше величество находит радость в том, что оказывает великую милость Поднебесной, благодаря чему члены семей преступников не подвергаются аресту, а несовершившие преступления не предаются суду вместе с виновными. Это проявление столь высокой добродетели, каковой мы, Ваши рабы, не можем достичь! Ваши рабы почтительно принимают рескрипт». В результате были полностью отменены законы об аресте членов семей преступников и о предании их суду вместе с виновными… Вопросы для изучения документа №13 1) Какие оценки деятельности Цинь Шихуанди приводятся в документе? 2) Какие реформы провел основатель династии Хань – Лю Бан (Гао-цзу)? Чем эти реформы отличались от преобразований Цинь Шихуанди? 3) Какую притчу, легенду передает текст документа, повествующую о поводе, заставившем императора Вэнь ди смягчить суровые законы предыдущей династии? 4) Какие изменения в законодательство были внесены императорами династии Хань Вэнь ди,Цзин ди и У ди? Каковы были результаты этой деятельности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|