В гл. 325 рассказывается о попытке португальцев проникнуть в Китай – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 9 –94.
П о р т у г а л ь ц ы (Фулаиьцзи) Были португальцы, которые с этого времени (начало 15 в.) начали позволять своим солдатам и офицерам действовать нехорошим путем и грабить. Издавна гуандунские чиновники и гражданские и военные получали ежемесячные оклады в зависимости от количества варварских товаров, которые доставлялись для продажи. Среди доставлявших товары немногие соглашались снова позволить португальцам торговать. Цзишичжун Ван Сичжэнь очень настаивал на том, чтобы запретить всякие сношения с теми варварами, которые не вовремя представляют ди и у которых не сходится печать на обрезе бумаги. Поэтому варварские корабли почти перестали приходить. Сюньфу Ли Фу докладывал: «Государственные чиновники попали в частные лица в Гуандуне, вложили большие капиталы в торговлю, и поскольку с варварских кораблей перестали поступать налоги, все частные лица и чиновники попали в бедственное положение. Если разрешить теперь торговать с Португалией, то будет четверная выгода. При прежних императорах с товаров, доставляемых варварами, помимо дани, брали в казну некоторую их часть. Продавая эти (отобранные) товары законным путем, полностью обеспечить императорскую казну – это первая выгода. Гуандун и Гуанси несколько лет подряд ведут, и их казна и амбары полностью истощились и тем, о чем говорилось, можно покрыть расходы на снабжение армии (запасы) на всякий случай – это вторая выгода. Гуанси всегда зависела от снабжения из Гуандуна, и малейший перебой сразу вызывал такие затруднения, с которыми трудно было справиться, а если варварские корабли будут, то связи Гуандуна и Гуанси восстановятся – это выгода. Простой народ живет торговлей. Имея товаров цянь, он может перепродавать их снова и снова, и добыть себе одежду и пищу – это четвертая выгода. Благосостояние и государства и народа одинаково зависят от этого. Таким образом, это выгодно народу и не служит средством наживы, что было бы бедствием для народа».
Вслед за этим было разрешено португальцам торговать в гавани Сяошань, но они перешли через торговые границы и стали непрерывно приходить в Фуцзянь. В двадцать шестом году Чжу Ван стал сюньфу и строго запретил иметь сношения с варварами. Они нигде не смогли ничего получить и тогда силами напали на чжаньчжуские Юэган и Юйсюй (В провинции Фуцзянь).ФушиКэ Цяо и другие оборонялись и отразили нападение. В восьмом году (1543) они снова напали на Чжаоань.. Правительственные войска встретили и атаковали их у и взяли в плен предводителя этих разбойников Ли и других – всего 96 человек. Остальные бежали. Чжу Ван, пользуясь удобным случаем, приказал их казнить. Тогда его завистник юйши Чэн Цзюдэ донес на него, обвиняя в самоуправстве. Император послал для расследования по этому делу цзишичжуна Ду Жучжэня. Тот доложил: «Эти купцы из Маньлацзя всегда вербовали бродяг и торговали вдоль морского побережья. Они не присваивали себе титулы (торговых) обществ и не грабили; Чжу Ван казнил их самовольно. А донесения юйши были правдивы». Тогда Ван был арестован и покончил жизнь самоубийством. Он, вероятно, не знал разницы между Маньлацзя и Португалией. После смерти Чжу Вана запрет на морские (сношения] был опять ослаблен. Португальцы сновали по морю и ничего не признавали, а те из них, которые торговали в гавани Сяошань, даже построили здания и обнесли их стенами, гордо возвышавшимися на морском берегу, как отдельное государство. Некоторые чиновники, напротив, рассматривали иностранное поселение, как должное. В годы правления Чжзндэ (1506–1521) торговля была перенесена в Гаочжоу в уезд Дяньбай.
В четырнадцатый год Цзяцзин (1534) (чжихуэй) Хуан получил взятку и выпросил у высшего начальства позволения на ежегодный привоз в Хаоцзин товаров на 20 тыс. Португальцы тогда пробрались (в Хаоцзин) и построили множество высоких зданий с острыми крышами. Фуцзяньские и гуандунские купцы жадно устремились туда, и со временем их собралось там огромное множество. Иноземцы в испуге попрятались, и монополия (торговли) попала в руки (купцов)…
Вопросы для изучения документа №17 1) С какой целью прибывали в Китай португадльцы? 2) Каково было отношение китайских чиновников к развитию торговли с португальцами? 3) Что сообщает хроника о португальцах? Гу цзинь тушу цзичэн, Китайская энциклопедия. Составителем её считается Цзян Тинси. Энциклопедия начата по указу императора Канси и окончена в 1726 г. при императоре Юнчжэне. Содержит географические, астрономические, исторические сведения, литературные произведения, расположенные в хронологическом порядке. В XV-XVIIвв. в Китае, особенно в юго-восточных районах, большого развития достигли ремесленное и мануфактурное производтво, добывающие и обрабатывающие промыслы. Наряду с издавна известными в Китае горнодобываюшим делом и обработкой металлов, производством шелковых тканей, лаковых изделий, книгопечатанием и пр. развивалась хлопкоткачество, Особенного расцвета достигло изготовление фарфора в Цзиндэчжене и других местах. В технике ремесленного производства появились значительные изменения, стали широко применяться водяное колесо, мельница для обработки чайного листа, усовершенствованные ткацкие и прядильные станки, бамбуковые трубки для отвода рудничного газа из шахт. Изменилась и организация городского ремесленного производства. Наряду с домашними промыслами и казенными мануфактурами появились крупные частные мастерские и мануфактуры, которые использовали труд наемных работников. Из среды горожан выделялись и складывались прослойки городских богачей – шихао. Городское трудовое население подвергалось жестокой эксплуатации. В городах часто вспыхивали волнения. В отрывке из Китайской энциклопедии рассказывается о развитии прядения и ткачества. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 43–44.
Обычным занятием в области Сунцзян (Цзянсу) является ткачество, а других занятий немного, однако ткани циньсянлин, саньсобу, (названия сортов тканей) газ, ковры цзяньжунтан считаются лучшими во всей Поднебесной. В описаниях говорилось, что мастера (гун) и ремесленники (чжи) не уступают мастерам из Сучжоу (Сучжоу – в пров. Цзянсу) и Ханчжоу (Ханчжоу – пров. Чжэцзян). В общем, все производимое сунцзянскими жителями соответствует практическим потребностям; например, в набивной шелк и ткань одета вся Поднебесная, даже Сучжоу и Ханчжоу не могут такого достичь... Прядением и ткачествам занимаются не только в деревне, но и в городе. Старые женщины из деревни рано утрам, приносят узел пряжи на базар (щи), меняют (и) ее на хлопок и возвращаются. Назавтра, взяв с собой узел пряжи, опять уходят, и так беспрерывно. Обычно ткачи за день вырабатывают кусок (пи) ткани, некоторые не спят даже ночью (л. 49б). В западном предместье (в западном предместье города Чэнчжэна обл. Сунцзянфу, пров. Цзянсу). Ткань юдунь чистая и белая, в торговых рядах (шисы) из нее шьют чулки, и все купцы наперебой покупают их. Эти чулки, известные повсюду, называются летними чулками из юдунь и развозятся во все стороны. Те женшины, которые не могут ткать сами, получают ткань и за плату шьют чулки (л. 24 6).
19. Юнчжэн Чжэцзян тунчжи «Описание провинции Чжэцзян, составленное при императоре Юнчжэне». Ксилограф начала 18 в. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.44. Купцы скупают хлопок в других областях и продают в нашей местности (ров. Чжэцзян.). Простой народ (сяоминь) рано утром несет на рынок (ши) изготовленную ткань или пряжу, меняет (и) на хлопок и возвращается, чтобы снова прясть и ткать, а назавтра рано утром снова приносит продукцию для обмена.. Прядением и ткачествам занимаются обычно все дворы. Эти занятия распространены не только в деревне, но и в городе. 20. Мин шилу «Династийная история Мин», подготавливалась в период правления династии Мин (1368–1644), окончательно оформлена и издана в 1739 г. Позднее издание объясняется тем, что маньчжурские завоеватели долго не соглашались с публикованием правдивой исторической хроники, подвергали её своему редактированию, немало трудов по минской истории было сожжено, цинские императоры казнили немало авторов. Несмотря на это, в последней редакции минской династийной истории сохранилось немало сведений по истории Мин. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.44–45
Каждый год на одежду императора требуется 4 тысячи кусков (ткани). С двадцать восьмого (1600) года девятого месяца начали вносить императору ткани и вносили их до двадцать девятогогода четвертого месяца – всего преподнесли императору 3200 кусков. В этом месяцебыл издан указ ткать на станках паньсо (небольшой ткацкий станок с квадратной рамой, распространенный на юге Китая в XVI–XVII вв.)и получены от императора два образца желто-красной тисненой (аньхуа) ткани. Каждый кусок должен быть ллиной 5 чжанов 8 чи, каждый станок может ежедневно давать 1 цунь 6 фыней; два станка за полгода ткут один кусок. С переходом на паньсо за один только день на каждом станке ткут тисненых тканей и других материалов 1 цунь 2 фыня, на 2 станках вместе за 8 с лишним месяцев изготовляют только 1 кусок ткани жун. ...в У (в провинции Цзянсу; приводится доклад иаместиика пров. Цзяннани Цао Шипииа). Область и город Сунжоу делились на 3 части. Самая населенная и экономически развитая из них – район У [сянь]. Население большое, но только у немногих есть постоянные занятия. Семьи, имеющие челноки, ткут у себя дома. Несколько хозяев станков вложили средства, несколько рабочих (гун) приложили рабочие руки, и они живут, опираясь друг на друга. Это странный народ, который не имеет постоянного источника существования, утром не знает, что будет делать вечером; если получает работу, то живет, если теряет – то умирает... Красильные мастерские (жанфан) прекратили работу, и тысячи красильщиков разбежались; закрылись ткацкие мастерские (цзифан), и несколько тысяч ткачей разбежались. Все это простой народ (минь), который кормится своим трудом.
21. Нунчжэн цюаньшу «Сельскохозяйственная энциклопедия», составленная Сюй Гуанци. В Энциклопедии содержится описание земледельческих культур, сельскохозяйственных орудий, системы орошения. Сюй Гуанци – уроженец Шанхая, видный государственный деятель и писатель середины 17 в. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.45–46
В Сунцзян фучжи говорится, что в ткани лин и бу (Лии и бу – название сортов хлопчатобумажных тканей, широко распространенных в XVI–XVIIвв. в Китае.) одевалась вся Поднебесная, по красоте и плотности они превосходили ткани западных стран (сиян); если смотреть на сорт тонкой ткани, известной в Чжзцзяне, то нигде больше нельзя такую встретить. В результате того, что в каждой семье прядут и ткут, это занятие широко распространилось в отдаленных и близких местах и является источником выгоды. Однако неттакой вещи и положения, которое не изменилось бы в течение более чем нескольких сот лет. Юаньские люди говорили, что, кроме Шаньси, все другие области не могли сажать хлопка цзибэй. Знатоки отрицают это, так как люди разведением хлопка цзибэй в настоящее время занимаются везде. Почему же такое положение существует в сельском хозяйстве (шуи) и не существует в ткачестве?
Вопросы для изучения документов №18, 19, 20, 21 1) О каких промыслах рассказывают документы? 2) Как было организовано прядение и ткачество? 3) Приобретало ли это производство товарный характер?
22. Гу цзинь тушу цзичэн Китайская энциклопедия. Составителем её считается Цзян Тинси. Энциклопедия начата по распоряжению императора Канси и окончена в 1726 г. при императоре Юнчжэне. В Энциклопедии 32 раздела, 808 бэней. В Эциклопедии дана характеристика горнодобывающего и железоплавильного производства – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 50. В Цзуньхуа (ныне в провинции Хэбей, к северо-востоку от Пекина. Приводиься описание печи конца 16 – начала 17 вв.) была железо-плавильная печь... внутри все выложено камнем, отверстие для выпуска железа закрывалось простым каменным щитом... Руда помещалась внутрь... В качестве топлива применялся каменный уголь, для поддувания было установлено два кузнечных меха. Железо получали четыре раза в день. Камни к (шицзы) добывались в Шуймэнькоу, имели красно-белый цвет, были немного похожи на цветы персика, большие, как мера Зерна, маленькие, как кулачки. Их разбивали и размельчали, а когда бросали в огонь, то они расплавлялись. Добавляя эти камни, из руды получали чугун. Для получения чугуна требовалось 6 часов; если его переплавляли 5 раз, то получалось железо, если железо переплавляли 9 раз, то получали сталь. Эти печи были непрочны в работе и быстро разрушались. Выдерживали самое большее 90 дней работы (л. 386).
Гуандун синьюй «Новые сведения о Гуандуне». Книга написаа Цюй Дайцзюнем, автором многочисленных исторических и литературных трудов и составлена по образцу провинциальных описаний. Она содержит сведения по географии, экономике, налогах. 1700 г. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 51–52. Печь по своей форме напоминает бутыль; внутренность ее вытянута вверх, размером больше чжана. Дно 3 чжана, 5 чи шириной, а высотой вдвое меньше; стенки толщиной в 2 чи с лишним, утрамбовывают их смесью из золы, песка, соли и уксуса, обвязывают стволами лиан, подпирают стволами терновника. Печь прислонена к обрыву, и установлена очень прочно. Сзади есть отверстие, за отверстием – земляная стена, в которой находятся дверцы с двумя створками высотой в 5 – 6 чи, шириной в 4 чи; четыре человека приставлены к дверцам, чтобы закрывать и открывать, когда по ходу работы требуется тяга. Оба эти отверстия выложены камнем шуйши, который, если его не обжигать, держится, не разрушаясь, очень долго. При наполнении печи твердый уголь вперемешку с железной рудой кидают с горы в печь при помощи механического приспособления. Пламя освещает небо, грязный черный дым тянется на десятки ли вокруг и не рассеивается. Руда расплавляется, стекает в квадратный водоем, и получается застывшее железо... бывает всего 12 плавок. В день каждая плавка дает 1 бань железа весом в 10 цзиней. А если за плавку получают 2 баня железа, то называют это шуангоу, печь при этом горит очень сильно и повреждается... ...Есть еще кузнечное производство. Кусок чугуна берут и кладут в печь, нагревают докрасна, а затем кладут на наковальню, один человек держит щипцами, а один (два) или три других – бьют молотом; десяток подростков обдувают их и при этом беспрерывно поют. Затем можно снова нагревать и делать (железные) листы. Всего насчитывается несколько десятков кузниц (тесы), а работают в них несколько тысяч, в. каждой кузнице несколько наковален, у каждой свыше десятка людей... (л. 9). ....Для получения переплавленного железа (стали) берут кусок чугуна и кладут в печь, нагревают докрасна и кладут на наковальню. Один человек держит его щипцами, два других ударяют по нему. Десяток подростков обдувают их со всех сторон и беспрерывно поют. Затем из горячего железа делают котлы... Всего насчитывается несколько десятков мастерских по получению железа (стали) из чугуна, людей несколько тысяч. В одной мастерской 10 наковален, у каждой более десятка человек... (л. 10).
Тянься цзюньго либиншу «Книга о выгодах и убытках, имеющихся в Поднебесной». Экономическое описание провинций Цзяннань, Цзянси, Гу Яньу. 1823 г. Сочинение Гу Янь – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 53 – 54. В Чаокуане (в пров. Хэнань на реке Хуай) (железо плавят в Хуайяне и других местах – всего в пяти уездах, торговым людям разрешено каждый год: добывать [руду] и строить плавильни. С каждого места, где плавят руду, ежегодно платят для военных нужд налогов 23 ляна серебра, количество разработок и плавилен на каждой горе не одинаково, всего вносили серебра 1 тыс. лян. Таких мест частной добычи руд насчитывается шестьдесят. В Гуйане и Хайфыне округа Хуэй, в Шуаншане и Сяншане Гуан (дуна) находятся серебряные рудники... во время правления Чжэндэ богачи из Шуньдэ привлекали на свою сторону влиятельные семейства, собирали вокруг себя беглых преступников и разбойников из Байшуя, подделывали разрешение правительства и стали вести добычу и плавку... ....каждый год добывали серебра до 3 тыс. слишним лян. При Цзяцзине в год цзячжан жила истощилась, и все преступники разбежались (л. 106). Вопросы для изучения документов №№ 22, 23, 24 1) Как было организовано металлургическое производство? 2) Какие металлы выплавляли? 3) Какая технология выплавки металлов использовалась? 4) Какие налоги выплачивали владельцы плавилен? Мин итунчжи «Общее географическое описание Китая в минское время». Ксилограф 17 в. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 54. ...в области Шуньтянь в уезде Ванпин добывают каменный уголь... Дацин и тунчжи... в двух уездах в Ванпине и Фаншане добывают уголь... Мин шилу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|