Ключ к симптоматическому опроснику Александровича (138 пунктов)
I. Страх, фобии — 1, 4, 21, 24, 41, 44, 61, 71, 81, 84, 101, 104, 121, 124. II. Депрессивные расстройства — 2, 22, 42, 62, 75, 82, 122. III. Беспокойство, напряжение — 16, 36, 56, 64, 76, 96, 112, 116, 118, 126. IV. Нарушение сна — 19, 39, 79, 99, 119. V. Истерические расстройства — 5, 25, 45, 65, 85, 105, 125. VI. Неврастенические расстройства — 6, 26, 46, 66, 72, 86, 102, 106. VII. Сексуальные расстройства — 7, 27, 47, 67, 87, 107, 137. VIII. Дереализация — 8, 28, 48, 68, 88, 108, 128, 138. IX. Навязчивости — 12, 18, 32, 38, 52, 58, 78, 92. X. Трудности в социальных контактах — 10, 30, 50, 70, 130. XI. Ипохондрические расстройства — 17, 37, 57, 77, 97, 117. XII. Психастенические нарушения — 15, 35, 55, 90, 95, 110, 115. XIII. Соматические нарушения — 3, 9, И, 13, 14, 20, 23, 29, 31, 33, 34, 40, 43, 49, 51, 53, 54, 59, 60, 63, 69, 73, 74, 80, 83, 89, 91, 93, 94, 98, 100, 103, 109, 111, 113, 114, 120, 123, 127, 129, 131, 132, 133, 134, 135, 136. Если, отвечая на вопрос, пациент отмечает 0, то за такой ответ начисляется 0 баллов; 1 — 4 балла; 2 — 5 баллов; 3 — 7 баллов. Подсчитывается сумма баллов по отдельным субшкалам (I—XIII) и общая сумма баллов (суммирование показателей всех субшкал I—XIII). 2. Критерий степени осознания психологических механизмов болезни. Для изучения степени осознания психологических механизмов болезни предлагаются специально разработанные методики: — опросник для изучения отношения к болезни и лечению; — опросник для изучения степени осознания пациентами психологических механизмов своего заболевания; — методика для изучения типов отношения к болезни. Могут использоваться методики, направленные на изучение невротического конфликта: — методика незаконченных предложений; — методика ТАТ; — тест конфликтов Лаутербаха и ряд других. Опросник для изучения отношения к болезни и лечению Ниже приводятся 22 утверждения о причинах, побудивших Вас начать лечение, а также о возможных ожиданиях, связанных с лечением. Оцените, пожалуйста, по 6-балльной шкале, насколько каждое из утверждений совпадает с Вашими представлениями, насколько оно справедливо для Вас:
1 — совершенно не подходит; 2 — не подходит; 3 — скорее не подходит; 4 — скорее подходит; 5 — подходит; 6 — совершенно подходит.
На основании данного опросника можно выделить характерные для пациента виды установок к лечению или мотивацию к лечению.
Мотивация к лечению (виды установок) 1. Установка на достижение инсайта: 1, 13, 15. 2. Установка на изменение поведения: 5, 10, 20. 3. Установка на достижение симптоматического улучшения: 12, 16, 22. 4. Установка на получение «вторичного выигрыша» от болезни (включая пребывание в больнице): 2, 4, 14, 17, 18, 19. 5. Иная мотивация (включая пассивную позицию): 3, 6, 7, 8, 9, 11, 21. Оценка каждого высказывания может быть выражена в баллах от 1 до 6. Оценка степени выраженности каждого из пяти видов мотивации складывается из суммы баллов входящих в ее состав утверждений. Сопоставление полученных данных дает возможность определить доминирующий вид мотивации (установки) к лечению. Опросник для изучения степени осознания пациентами психологических механизмов своего заболевания Список проблем Ниже Вы найдете утверждения, касающиеся различных проблем и трудностей, с которыми могут сталкиваться люди. Прочтите их внимательно и подчеркните те из них, которые относятся к Вам. Если какие-либо из утверждений очень точно отражают Ваши проблемы, зачеркните цифру, соответствующую ответу «совершенно верно». Если какое-либо утверждение достаточно точно описывает Вас, но не абсолютно, — зачеркните цифру, соответствующую ответу «скорее верно». Вы, вероятно, встретите такие утверждения, которые будут лишь частично касаться Вас. Тогда зачеркните цифру, соответствующую ответу «частично неверно». При утверждениях, которые скорее всего нельзя отнести к Вам, зачеркните цифру при ответе «скорее неверно». Если какое-то утверждение нельзя отнести к Вам, и проблема, которой оно касается, Вам абсолютно чужда, обведите кружком цифру ответа «совершенно неверно». Старайтесь не пропускать ни одно из утверждений и после прочтения каждого выберите один из пяти возможных ответов. Если список не содержит каких-либо важных Ваших проблем, допишите их сами в конце списка.
1. Не люблю просить у кого-либо совета и хотел бы сам со всем справляться, но одновременно чувствую себя действительно хорошо только тогда, когда знаю, что могу рассчитывать на чью-то помощь и опеку: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 2. Часто я противопоставляю себя кому-нибудь, руковожу другими людьми, когда они в этом нуждаются, но часто также отступаю, подчиняюсь: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 3. Я ненастойчив и несистематичен; хотел бы многого достичь, но постепенное достижение чего-либо, чего я очень хочу, представляет для меня огромную трудность: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 4. Я хотел бы многого достичь, быть «на уровне» в некоторых областях, но часто отступаю или не берусь за то, что может мне не удаться: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно;
3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 5. Я честолюбив и не умею удовлетворяться тем, чего добивался до сих пор. Мне всегда кажется, что я должен достигнуть большего: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 6. Я хотел бы всегда делать то, что мне нравится, быть в согласии со своими стремлениями, но часто мне это затрудняют разные правила и нормы, которыми руководствуются люди вокруг меня: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 7. Что касается моей половой жизни, то мое половое влечение приводит к тому, что я часто нарушаю (или имею желание нарушить) правила и нормы, которые сам признаю: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно 8. Я очень бы хотел быть «хорошим» во всем, что я делаю, но разные ситуации и разные люди предъявляют ко мне столько разных требований, что мне это не удается: 0 — совершенно верно 1 — скорее верно 2 — частично верно, частично неверно 3 — скорее неверно 4 — совершенно неверно 9. Часто кто-либо раздражает меня или злит, хочется обругать или раскритиковать кого-либо, но я воздерживаюсь, так как знаю, что этого делать не следует: 0 — совершенно верно 1 — скорее верно 2 — частично верно, частично неверно 3 — скорее неверно 4 — совершенно неверно 10. Часто у меня такое впечатление, будто все, что я делаю, например, как работник, подчиненный, мужчина (женщина), сын (дочь) и т. д. — не соответствует общепринятым правилам и требованиям: 0 — совершенно верно 1 — скорее верно 2 — частично верно, частично неверно 3 — скорее неверно 4 — совершенно неверно 11. Я не сумел, в общем, избежать избытка обязанностей, которые на меня возлагали, а справиться со всем этим я был не в состоянии: 0 — совершенно верно 1 — скорее верно 2 — частично верно, частично неверно 3 — скорее неверно 4 — совершенно неверно 12. Я хотел бы слишком многого добиться, имел замысли, которые не могли осуществиться при моих возможностях и условиях, в которых я живу: 0 — совершенно верно 1 — скорее верно 2 — частично верно, частично неверно 3 — скорее неверно 4 — совершенно неверно 13. Часто у меня такое впечатление, что люди недооценивают меня, не видят того, насколько я стараюсь сделать как можно лучше все, что от меня требуется: 0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно. 14. Мои эмоциональные и сексуальные отношения с женщинами (мужчинами) не складываются так, чтобы я мог (могла) назвать себя «настоящим мужчиной» («настоящей женщиной»), хотя для меня это очень важно:
0 — совершенно верно; 1 — скорее верно; 2 — частично верно, частично неверно; 3 — скорее неверно; 4 — совершенно неверно; 15. Прочие мои проблемы ______________________________________________. ---- Перечень конфликтов, которым пользуется экспериментатор при оценке и анализе результатов заполнения больными опросника на исследование интрапсихических конфликтов. 1. — Конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки. 2. — Конфликт между потребностями к доминированию и подчинению. 3. — Конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости. 4. — Конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи. 5. — Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений. 6. — Конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды. 7. — Конфликт между нормами и сексуальными потребностями. 8. — Конфликт между собственными поступками и нормами. 9. — Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями. 10. — Конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями. 11. — Конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей. 12. — Конфликт между уровнем притязания и возможностями. 13. — Конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий. 14. — Конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-сексуальных неудач. 3. Критерий степени изменения нарушенных отношений личности Для изучения степени изменения нарушенных отношений личности могут быть использованы хорошо известные психологические методики: — методика незаконченных предложений; — методика ТАТ; — семантический дифференциал; — методика Q-сортировки; — методика Лири и ряд других. Методика Q-сортировки Методика Q-сортировки широко известна практическим психологам, имеет несколько модификаций. Здесь представлен краткий вариант методики, разработанный в Университете им. Гумбольдта (Берлин) и адаптированный в Институте им. В. М. Бехтерева. Методика Q-сортировки позволяет измерить самооценку как степень расхождения между реальным и идеальным образами «Я». С точки зрения многих авторов, этот показатель может рассматриваться и как «индекс невротичности». Методика состоит из 28 карточек со следующими утверждениями: 1. Я часто испытываю чувство безнадежности. 2. Я чувствую себя беспомощным. 3. Я негармоничный человек. 4. Я чувствую большой недостаток энергии. 5. Я чувствую себя неловко. 6. Я склонен избегать поставленных задач и предъявляемых ко мне требований. 7. Я пытаюсь не думать о своих трудностях. 8. Я не уважаю себя. 9. Я боюсь обнаружить перед окружающими свои трудности и проявления своей болезни. 10. У меня отсутствует уважение к себе. 11. Я не могу сделать выбор. 12. Я боюсь неудач, когда хочу чего-либо достичь. 13. Внутри я чувствую себя неуверенно. 14. Как личность я привлекателен для другого пола. 15. Я уравновешенный человек. 16. Я сам могу себя хорошо понимать. 17. Я хорошо держусь. 18. Я импульсивный человек. 19. Я уравновешенный человек и ничто не может вывести меня из себя. 20. Если я принимаю решения, то обычно их не изменяю. 21. Большинство людей, которые меня знают, хорошо ко мне относятся. 22. Я оптимист. 23. Самая жестокая борьба для меня — это борьба с самим собой. 24. Я открыто выражаю свои чувства. 25. Я могу хорошо управлять собой. 26. Часто я хочу дать себе пощечину за то, что сделал. 27. Я сам виноват в своих трудностях. 28. Я сам предъявляю к себе высокие требования. Испытуемому даются следующие инструкции (табл. 45). Инструкция 1 (Я-реальное). Перед вами 28 карточек, каждая из которых содержит высказывание, касающееся определенных качеств и характеристик человека. Вам нужно рассортировать их так, чтобы они описывали Вас таким, какой Вы есть и как можно точнее. Рассортируйте, пожалуйста, все карточки на 6 категорий — от самого похожего на Вас до самого не похожего. В каждой категории должно быть определенное количество карточек: 1 категория — 2 карточки 2 категория — 5 карточек 3 категория — 7 карточек 4 категория — 7 карточек 5 категория — 5 карточек 6 категория — 2 карточки Таблица 45. Q-сортировка, регистрационный бланк Инструкция 2 (Я-идеальное). А теперь разложите карточки таким образом, чтобы они описывали Вас таким, каким Вы хотели бы быть. Вторая инструкция дается только после того, как испытуемый выполнил 1-ю сортировку. Обработка результатов. Коэффициент корреляции между реальным и идеальным образами «Я», то есть показатель самооценки высчитывается следующим образом: , где d — разница между номерами категорий, в которые попала n-я карточка в 2 сортировках. Например: 1-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась во 2-й категории, при 2 сортировке (Я-идеальное) — в 5-й. Следовательно, d1= 5 — 2 = 3. 2-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась во 2-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — во 2-й. d2 = 2 — 2 = 0 и т. д. 28-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась в 6-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — в 1-й. ... d28 = 6 — 1 = 5. Знак не учитывается. Далее все значения dn (от d1 до d28) возводятся в квадрат и квадраты суммируются. d1 = 3, d12 = 9 d2 = 0, d22= 0 ... d28 = 5, d282 = 25 Σ d2 = При оценке результатов можно опираться на следующие данные. Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе здоровых — от 0,46 до 0,90 (среднее значение — 0,56). Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе больных неврозами (F40-F48) — от 0,10 до 0,58 (среднее значение — 0,23). Значение коэффициента корреляции выше 0,90 может свидетельствовать о некритичности и характерно для лиц с личностными расстройствами (F60-F69). Значение коэффициента корреляции ниже 0,10 может свидетельствовать о наличии депрессивного радикала (F30-F39). Полученные результаты могут быть подвергнуты и качественному анализу. 4. Критерий степени улучшения социального функционирования. Для изучения степени улучшения социального функционирования может быть использована специальная методика, отражающая степень удовлетворенности пациента своим функционированием в различных сферах, а также структурированное интервью, которое может использоваться и в катамнестическом периоде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|