Шкала социальной поддержки
⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52 Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (M. S. P. S. S.) была разработана Зиметом и после адаптации к использованию на русском языке была апробирована в исследованиях Сироты и Ялтонского. Шкала представляет собой краткое, измеряемое самосообщение, оценивающее субъективное восприятие социальной поддержки в 12-балльном рейтинге. Шкала предназначена для обследования подростков и взрослых. Она оценивает эффективность и адекватность социальной поддержки по трем аспектам — «семья», «друзья» и «значимые другие». Шкала рассматривается Зиметом как психометрический зонд с хорошей надежностью, адекватной факторной и конструктивной валидностью, простой для обследования и экономящий время инструмент. Она включает в себя 12 пунктов утверждений, которые оцениваются в 1 балл каждое, если на них дается утвердительная реакция. Обследуемый должен обвести кружком те пункты, с которыми он не согласен. Затем проводится подсчет общей оценки восприятия социальной поддержки в баллах по каждому из трех аспектов в отдельности. 1. Есть кто-то, кто рядом, когда я в беде. 2. Есть кто-то, с кем я могу разделить свои беды и радости. 3. Моя семья на самом деле хочет мне помочь. 4. Я получаю эмоциональную поддержку, в которой нуждаюсь, от моей семьи. 5. У меня есть кто-то, с кем я чувствую себя хорошо. 6. Мои друзья в действительности пытаются мне помочь. 7. Я могу рассчитывать на моих друзей, когда мне плохо. 8. Я могу говорить о моих проблемах с моей семьей. 9. У меня есть друзья, с которыми я могу разделить свои беды и радости. 10. Есть кто-то особый в моей жизни, кого заботят мои чувства. 11. Моя семья хочет помочь мне в принятии решений. 12. Я могу говорить о моих проблемах с моими друзьями.
Социальная поддержка семьи оценивается по пунктам 3, 4, 8, 11. Социальная поддержка друзей оценивается по пунктам 6, 7, 9, 12. Социальная поддержка от «значимых других» оценивается по ответам на утверждения 1, 2, 5, 10. Оценка наличия и выраженности эмоционально-негативных состояний, формирующих «коммуникативный барьер» во взаимоотношениях врача с больными Оценка уровня депрессии Оценка выраженности уровня депрессии проводится с использованием шкалы депрессии, разработанной и адаптированной в отделении наркологии НИИ им. В. М. Бехтерева Балашовой. Опросник разработан длядифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для экспресс-диагностики при массовых исследованиях, а также в целяхпредварительной, доврачебной диагностики. Исследование с обработкой полученных результатов занимает 20—30 минут. В процессе работы испытуемый отмечает свои ответы на предлагаемом стандартном бланке. Бланк для ответов Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. 1 — никогда или изредка. 2 — иногда. 3 — часто. 4 — почти всегда или постоянно.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = Сумма «прямых» + Сумма «обратных», где Сумма «прямых» — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям: №№ 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15,19; Сумма «обратных» — сумма зачеркнутых цифр к «обратным» высказываниям: №№ 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. В результате получается УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД находится в диапазоне от 50 до 59 баллов, то делается вывод о наличии легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагносцируется при УД более, чем 70 баллов. Оценка уровня тревоги Уровень тревоги оценивается с помощью личностной шкалы проявлений тревоги Тейлор. Утверждения опросника входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы. Опросник адаптирован Немчиным и включает в себя 50 утверждений. В соответствии с инструкцией каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Испытуемый откладывает карточки вправо и влево в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Исследование продолжается в течение 15-30 мин. Текст опросника 1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли. 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я никогда не краснею. 9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. 10. Я краснею не чаще, чем другие. 11. У меня редко бывает сердцебиение. 12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие. 14. Мне не хватает уверенности в себе. 15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 17. Мой желудок сильно беспокоит меня. 18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. 20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. 21. Мне нередко снятся кошмарные сны. 22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. 23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. 24. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает. 26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании. 27. Я работаю с большим напряжением. 28. Я легко прихожу в замешательство. 29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо. 30. Я склонен принимать все слишком всерьез. 31. Я часто плачу. 32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. 33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. 34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. 35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. 36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня. 37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. 38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. 39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня. 40. Даже в холодные дни я легко потею. 41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. 42. Я — человек легко возбудимый. 43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. 44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя. 45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. 47. Я почти все время испытываю чувство голода. 48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяка.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением. 50. Ожидание всегда нервирует меня. Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о наличии тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка: суммарный показатель, равный 40-50 баллам, свидетельствует о наличии очень высокого уровня тревоги; показатель в 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов — признак среднего (с тенденцией к высокому) уровня тревоги; показатель в диапазоне от 0 до 5 баллов характеризует низкий уровень тревоги. Ответы на контрольные вопросы (тестовый контроль). Часть I. Основы общей психологии Глава 1. Введение в психологию 1) 2; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 3; 6) 1; 7) 3; 8) 4; 9) 3; 10) 3; 11) 3. Глава 2. Психические процессы 1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 2; 5) 2; 6) 2; 7) 3; 8) 2; 9) 3; 10) 1; 11) 4; 12) 2; 13) 2; 14) 2; 15) 3; 16) 2; 17) 3; 18) 2. Глава 3. Психические состояния 1) 3; 2) 3; 3) 2; 4) 2. Глава 4. Личность и индивидуальность 1) 3; 2) 3; 3) 4; 4) 2; 5) 3; 6) 4; 7) 3; 8) 2; 9) 3; 10) 2; 11) 2; 12) 2; 13) 1; 14) 4. Часть II. Основы социальной психологии Глава 5. Социальная психология как наука, ее структура и история становления 1) 2; 2) 3; 3) 2. Глава 6. Методы социальной психологии 1) 2; 2) 2; 3) 1; 4) 3. Глава 7. Социальная психология личности 1) 2; 2) 3; 3) 2; 4) 3; 5) 2; 6) 3. Глава 8. Социальная психология групп 1) 3; 2) 3; 3) 3; 4) 2; 5) 3; 6) 2; 7) 1; 8) 4. Глава 9. Социальная психология общения 1) 3; 2) 3; 3) 3; 4) 2. Часть III. Клиническая психология Глава 10. Становление и развитие клинической психологии 1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 1; 5) 3; 6) 4; 7) 3; 8) 2; 9) 3; 10) 3. Глава 11. Теоретико-методологические основы клинической психологии 1) 2; 2) 3; 3) 3; 4) 3; 5) 2; 6) 2; 7) 3. Глава 12. Нейропсихология 1) 2; 2) 3; 3) 3; 4) 2; 5) 4; 6) 2; 7) 2; 8) 4; 9) 4; 10) 1; 11) 3; 12) 1; 13) 1; 14) 4; 15) 3; 16) 4; 17) 2; 18) 2; 19) 4; 20) 4; 21) 4; 22) 3; 23) 2; 24) 4; 25) 1; 26) 1; 27) 1; 28) 2; 29) 2; 30) 3; 31) 1; 32) 1; 33) 2; 34) 1. Глава 13. Патопсихология 1) 2; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 4; 6) 4; 7) 2; 8) 3. Глава 14. Основы психосоматики 1) 4; 2) 4; 3) 3; 4) 3; 5) 3; 6) 3; 7) 4; 8) 3; 9) 3; 10) 4. Глава 15. Психология аномального развития 1) 2; 2) 1; 3) 3; 4) 1; 5) 3; 6) 2; 7) 2; 8) 2; 9) 1; 10) 1; 11) 3; 12) 3. Глава 16. Психология отклоняющегося поведения 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 2; 5) 3; 6) 1; 7) 2. Глава 17. Основы психологического воздействия в клинике 1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 2; 5) 2; 6) 2; 7) 2; 8) 3; 9) 2; 10) 4; 11) 3; 12) 3; 13) 1; 14) 3; 15) 3; 16) 1; 17) 4; 18) 2; 19) 1; 20) 1; 21) 3; 22) 2; 23) 2; 24) 3; 25) 3; 26) 2; 27) 3; 28) 4; 29) 2; 30) 3; 31) 3. Глава 18. Психологическое сопровождение диагностического и терапевтического процесса 1) 3; 2) 2; 3) 1; 4) 2; 5) 4; 6) 2; 7) 1; 8) 4; 9) 3; 10) 1; 11) 1; 12) 4; 13) 2; 14) 4; 15) 3; 16) 4; 17) 3; 18) 2; 19) 3; 20) 1; 21) 2; 22) 1; 23) 1; 24) 1; 25) 3; 26) 4; 27) 2; 28) 4; 29) 3; 30) 1; 31) 2; 32) 2; 33) 1; 34) 1; 35) 2; 36) 3; 37) 1; 38) 4.
Глава 19. Клиническая психология в экспертной практике 1) 4; 2) 2; 3) 1. Глава 20. Организационные аспекты деятельности клинического психолога 1) 4; 2) 1; 3) 4; 4) 4; 5) 3. Список рекомендуемой литературы. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. — СПб, 1998. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999. Альтшуллер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю. — М., 1994. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 1998. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999. Васильева Н. В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб, 1997. Василюк Ф. Е. Психотехника переживания. — М., 1990. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960. Гиндикин В. Я., Семке В. Я. Соматика и психика. — М., 1998. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. В кн.: М. М. Кабанова и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983, с. 231-254. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. Казаковцев Б. А. Организация психиатрической помощи. — М., 1996. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982. Корсакова К. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М., 1988. Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. — М., 1991. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1996. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000. Любан-Плоцца Б., Пёльдингер В., Крёгер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. — СПб, 2000. Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 1997. Марковская И. Ф. Задержки психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 1998. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987. Парыгин Б. Д. Социальная психология. — СПб, 1999. Петровский А. В. История советской психологии. — М., 1967. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. М., 1987. Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс и др. — СПб, 2000. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999. Психосоматическая проблема: психологический аспект / Под ред. Ю. Ф. Полякова, В. В. Николаевой. — М., 1992. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб, 2000. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1986. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПБ, 1998. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. — СПб, 1986. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных нервно-психических и соматических заболеваниях. — М., 1995. Соловьева С. Л. Психологическая коррекция агрессивных тенденций больных гипертонической болезнью. Пособие для врачей. — СПб, 2001. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. В кн.: Основные направления современной психотерапии. — М., 2000, С. 244-265. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — М., 1987. Худик В. А. Детская патопсихология. — Киев, 1997. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2000. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М. — Воронеж, 2000. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб, 1999. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М., 2000. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. — СПб, 1998. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999. Ялом И. Групповая психотерапия. — СПб, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|