Индивидуализм и конформность. Естественный и осознанный коллективизм
Индивидуализм и конформность
Я уже много лет работаю с подростками. Подросток – это природный индивидуалист. Подросток занят определением себя самого, занят отделением от родительской семьи, занят борьбой за СВОЁ место в обществе. Он сосредоточен на себе, так как выстраивает мировоззрение, критически переосмысливает всё, что успел узнать, пытается решить внутренние конфликты, стремится построить отношения с равными – т. е. с другими подростками. Он эгоистичен и эгоцентричен, но он не может быть другим. Подростковый возраст является необходимым этапом становления личности, это мучительный этап, а потому я всегда относился к человеку на этом этапе с сочувствием. Подростку свойственно бунтовать – это один из характерных признаков этого этапа жизни. Подростковый бунт – одно из проявлений индивидуализма, это энергия, которая может быть использована не только во зло, но и во благо. Мне часто по сердцу пыл подростков бороться за правду и за справедливость. Моя задача как психолога не в том, чтобы подавить этот пыл, а в том, чтобы направить его в конструктивное русло, помочь найти цели, предложить разумные методы борьбы за себя и за свои представления о правильном. Я хорошо понимаю, что подростка нельзя удерживать в границах старых рамок, которые были актуальны раньше, когда подросток был ребёнком. Ребёнок – природный коллективист, ориентированный на сотрудничество с родителями. Ну, ещё бы – без родителей ребёнок не мыслит себя и самый ужасный кошмар для ребёнка – остаться без родителей. Для подростка же остаться без родителей – пугающая, сладкая мечта. Папа с мамой уехали, оставили дома на выходные – ура, да здравствует свобода!
Говоря о подростковом индивидуализме, надо иметь в виду, что в силу неразвитости, совершенной незрелости своей личности подросток внутренне очень конформен. Да, он может, удовлетворяя свою потребность в бунте, пойти в молодёжную субкультуру, которая часто бывает во многом антагонистична «официозу», массовой поп-культуре. Но в рамках своей субкультуры подросток демонстрирует крайнюю конформность и может детально следовать ее правилам поведенья и дрескоду. Он может быть поклонником оппозиционного политика, но не способен критически осмысливать тезисы и стратегию своего кумира – он для подростка становится априори правым, а имеющие иную точку зрения априори не правы. Это тоже проявление конформности. Таким образом, индивидуализм не исключает конформность, чаще он с нею симбиотически сосуществует. Таким образом, человек за время становления своей личности проходит стадию естественного коллективизма в детстве, естественного индивидуализма в подростковом возрасте и, по ходу приближения к психологической зрелости, всё больше приходит к осознанному коллективизму. Про осознанный коллективизм (и коллективизм вообще) стоит поговорить отдельно.
Естественный и осознанный коллективизм
На коллективизм в настоящее время совершается множество нападок. Некоторые западные исследователи, такие, как, например, Фридрих фон Хайек, видят в коллективизме корень практически всех зол мира. Этот нобелевский лауреат не видел практически никакой принципиальной разницы между итальянским фашизмом, германским нацизмом и советским социализмом – всё это просто проявления коллективизма на разных стадиях развития. Только конкуренция, только рынок должен править как экономикой, как политикой, так и моралью! Поэтому да здравствует индивидуализм – мы же не хотим тоталитаризма? Этот человек прожил очень долгую жизнь и был удостоен множества наград. Он верил в «естественный порядок» (теория спонтанного порядка), а потому любое планирование считал априори неверным действием, так как оно будет разрушать «естественный порядок». Ничего не планируйте – и всё будет хорошо, даже нет – только тогда всё будет хорошо! Этот принцип был распространён им на только на экономику – ещё на политику (ничего не запрещать), на философию и на психологию. И за это дают нобелевскую премию! О да, я помню про естественный порядок – у де Сада читал. Помню, что самый доходный бизнес – это торговля наркотиками, оружием и людьми. И что в условиях совершенно свободной конкуренции (другими словами, ничем не сдерживаемой экономической войны) побеждает один, который становится монополистом с последующим взвинчиванием цен и падением качества. И что в истории за расширение рынков сбыта были уже десятки войн.
Естественный порядок действительно бывает – в дикой природе. Любая экологическая ниша даёт нам пример естественно возникшего равновесия с вечной БОРЬБОЙ за существование. Да, закон джунглей очень индивидуалистичный – мы же помним, что индивидуализм есть ни что иное, как установка на борьбу. Закон джунглей эгоистичен, жесток, естественен. Он не имеет цели и смысла, так как неразумен, не разумнее закона всемирного тяготения. Разумностью и осмысленностью могут обладать только социальные (а не биологические или физические! ) законы, только они могут иметь конкретную цель и смысл. С точки зрения нобелевского лауреата, идеальный социальный закон не должен ничем отличаться от биологического, он должен быть столь же естественен, неразумен и спонтанен… Я даже не знаю – понимал ли этот лощёный джентльмен, профессор десятка университетов с громкими именами, о чём проповедует? О каком чудовищном социал-дарвинизме толкует? Маркиз де Сад и тот симпатичнее – он был хотя бы абсолютно честен! Он прямо и открыто заявил о т ом, что естественный порядок бывает только один – это ничем не сдерживаемая власть сильного на д слабым. Всё. В чём отличие между естественным и осознанным коллективизмом? Естественный коллективизм свойственен человеку изначально – срабатывают зеркальные нейроны, происходит эмоциональное заражение, автоматическое деление на «своих» и «чужих»… Человек существо социальное, стайное, если хотите. Нам хорошо среди своих людей, своих соплеменников, своих однопартийцев. Мы в своём большинстве склонны подчиняться группе и авторитету, признаваемому в группе, мы предпочитаем соглашаться с большинством как внешне, так и в душе своей – на эту тему было проведено множество экспериментов (эксперименты С. Аша в 1951 г., Шерифа в 1935 г., Милгрема в 1963 г. и др. ). Противники коллективизма как явления видят в нём угрозу для формирования личности, это для них пример того, как общество подавляет личность. Их не смущает, что они совершают нападки на, я бы сказал, естественно присущие человеку качества, которые не могут не проявляться у людей на первых этапах развития личности – с тем же успехом можно клеймить позором молочные зубы. На деле тут подмена понятий. Дело не в коллективизме, дело в конформности. Естественный коллективизм подразумевает конформность, но осознанный коллективизм психологически зрелого человека исключает его. Собственно, в этом вся разница. Проиллюстрирую примером. Естественный коллективизм хорошо наблюдается в толпе. Именно в толпе происходит упомянутое выше эмоциональное заражение, падение личной ответственности и, наконец, растворение личности человека, растворение его Я., Поэтому бесчинствующая толпа, к примеру, футбольных фанатов гораздо опаснее, чем все эти фанаты по-отдельности. Человек, растворённый в толпе, освобождается от всех сдерживающих механизмов – он освобождается от личной ответственности и потому способен на поступки, которые никогда бы не совершил самостоятельно, по предварительному плану. С древности эти особенности толпы использовались в разных целях… Я вспоминаю древнюю казнь – побивание камнями. В роли палача выступает толпа, поэтому грех убийства не ложится на отдельного человека. Никто не знает, чей брошенный камень наносит жертве смертельную травму, потому что камни бросают все. А потому никто не виноват, никто не ответственен – вся ответственность ложится на в данном случае абстрактное понятие «народ». Суды Линча используют тот же принцип – приговор выносит «народ». И никто не виноват. Толпа живёт эмоциями, толпа является катализатором эмоций, потому многие увеселительные, спортивные, религиозные и иные мероприятия, где в первую очередь идёт воздействие на эмоции, рассчитаны именно на толпу – для этого нужны площади, стадионы и иные площадки для столпотворения. И эффект толпы используют все – как коллективистские, так и индивидуалистические общества. Забавно бывает видеть, как те же американцы последовательно критикуют коллективизм и гордо называют себя индивидуалистами, а сами обожают массовые, бьющие по эмоциям, рассчитанные на толпу шоу, в постановке которых им нет равных. Впрочем, пример подростков, у которых индивидуализм замечательно уживается с полнейшим конформизмом, показателен: одно другому не мешает. Так же это немало говорит и об американской культуре вообще.
Осознанный коллективизм приходит к человеку не сразу. Коллективизм – это ориентация на сотрудничество, на выполнение чего-либо сообща. Естественный коллективизм в силу своей конформности бездумно принимает установки, цели и ценности коллектива, к которому относится человек. Так как он свойственен для незрелых людей, то иначе и быть не может. Коллектив снимает с человека личную ответственность, даёт цели и ориентиры, а потому сам по себе естественный коллективизм не является ни злом, ни благом – всё зависит от ценностей и целей коллектива. Один и тот же юноша гипотетически может стать как уголовником, так и тимуровцем – в зависимости от того, в какую компанию попадёт. При осознанном коллективизме человек в гораздо меньшей степени подвержен влиянию коллектива, так как человек, пусть и ориентированный на сотрудничество, но критически оценивает цели и установки коллектива. Осознанный коллективист не может растворяться в толпе, терять себя в едином порыве, отказываться от личной ответственности. Кто-то назовёт такого человека индивидуалистом – ведь человек не отказывается от своей ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Нет, он коллективист – потому что признаёт общие нужды важнее личных. Он это делает не от того, что он «недостаточно личность», а потому, что не эгоцентрист и способен осознанно прилагать силы ради дела коллектива, ценности которого он разделяет. Осознанный коллективизм является одним из атрибутов личностной зрелости. В ряде статей, где я описываю атрибуты зрелости, я упоминаю преодоление эгоцентризма, а это и есть самая суть осознанного коллективизма – признание себя частью чего-то целого, чего-то большего, чем ты сам . Осознанного же индивидуализма, как я думаю, не бывает и не может быть. Да, я допускаю, что какой-нибудь действительно личностно зрелый человек называет себя индивидуалистом. Думаю, что такое возможно в двух случаях – терминологическая путаница (коллективизмом будет обозначено стремление человека раствориться в толпе, отказавшись от своей индивидуальности, что в действительности может быть характерно как для естественного коллективизма, так и для естественного индивидуализма, о чём я писал выше), или тотальное отсутствие в окружении этого человека близких по духу людей, т. е. такие социальное окружение, ценности которого человек не может принять категорически. Но если бы такой человек нашёл бы своих единомышленников, то он, без всякого сомнения, начал бы с ними сотрудничать, а не конкурировать, т. е. проявил бы коллективистские качества.
Настоящий, честный индивидуалист обязан быть одиночкой. Этот образ «одинокого волка» популярен не в последнюю очередь благодаря пропаганде за прогрессивность индивидуализма. Зрелая личность будет одиноким волком только по необходимости, при первой возможности примкнуть к своей стае сделает это – ведь для зрелого человека на первом месте не имидж, не личные амбиции, не самоутверждение – все эти качества надёжнейшие индикаторы личностной незрелости! – а дело, эффективность и результат. За эффектностью гоняются подростки, серьёзные люди выбирают эффективность, которую сообща достигнуть гораздо легче, чем поодиночке. Большие и сложные проекты неосуществимы для одиночек, они могут быть реализованы только коллективом, только сообща, только сотрудничая. Поэтому осознанный коллективизм. Напоследок важно отметить, что в реальности нет и не может быть «чистокровных» индивидуалистов и коллективистов. Каждый человек в своих действиях часто руководствуется не одним, а множеством мотивов, среди которых можно найти как эгоистические, так и альтруистические, как индивидуалистические, так и коллективистские. Зрелый человек отличается от незрелого не тем, что у него остаётся только один мотив — нет конечно! И зрелый человек переживает борьбу мотивов, но он, в отличие от незрелого, честен с собой, а потому в момент выбора может руководствоваться не только личными (и не всегда осознаваемыми! ) желаниями, но и отдалёнными, перспективными, заранее простроенными планами. Таким образом, только зрелый человек способен делать подлинно разумный выбор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|