ЛИТЕРАТУРА. Базовая. 1. когнитивные характеристики. 1.1. Представления об интеллекте, используемые в психогенетике
ЛИТЕРАТУРА
Базовая
*2. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М., 1998.
*4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР* 1. когнитивные характеристики 1. 1. Представления об интеллекте, используемые в психогенетике
Психологические исследования интеллектуальной сферы человека имеют более чем вековую историю. Начиная с работ Ф. Гальтона, проведенных во второй половине XIX в., и по сей день в психологии неизменно сохраняется интерес к индивидуальным различиям, отчетливо проявляющимся в познавательной сфере, в способностях, в творческих потенциалах. Различия между людьми в памяти и внимании, в легкости овладения знаниями и в эффективности их использования, в глубине анализа и широте общения привлекают внимание психологов, занимающихся самыми разными проблемами – развитием, обучением, успешностью профессиональной деятельности. Устойчивый интерес к интеллектуальной сфере человека у психологов, различающихся по своим теоретическим направлениям и решающих самые разные теоретические и практические задачи, закономерно привел к возникновению множества подходов к изучению интеллекта и более частных особенностей познавательной деятельности, которые принято называть когнитивными способностями. В современной психологии насчитываются десятки направлений, существенно различающихся и по взглядам на структуру интеллектуальных характеристик, и по методам их диагностики, однако наибольшее признание и распространение имеют те направления, которые разработаны в русле психометрической традиции исследования интеллекта.
Одним из наиболее общих определений интеллекта является общая способность к познанию и решению проблем. Все психометрические теории интеллекта исходят из того предположения, что успешность выполнения какой-либо интеллектуальной деятельности обусловлена способностями, лежащими в ее основе. Эти способности являются латентными переменными, которые невозможно определить непосредственно, но которые проявляются при выполнении разных интеллектуальных тестов. Если баллы, получаемые испытуемыми по разным тестам, коррелируют друг с другом (то есть, если испытуемые, более успешные в одном виде деятельности, оказываются более успешными и в другом), то предполагается, что успешность выполнения этих тестов определяется одной и той же способностью. Основным методом определения этих латентных переменных (способностей, определяющих успешность выполнения разных заданий) является факторный анализ. Начало психометрическому подходу, использующему факторный анализ для исследования структуры свойств интеллекта, было положено учеником Ф. Гальтона, английским психологом и статистиком Чарльзом Спирменом. Ч. Спирмен обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты, оказывается, в среднем, довольно успешным и в других. Для того чтобы понять причину этих корреляций, Ч. Спирмен разработал в 1904 г. специальную статистическую процедуру (факторный анализ), позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для объяснения связей между разными тестами. Проведя факторизацию разных тестов интеллекта, Ч. Спирмен пришел к выводу, что корреляции между тестами являются следствием общего фактора, лежащего в их основе. Этот фактор он назвал “фактор g” (от слова general - общий). Общий фактор имеет решающее значение для уровня интеллекта: согласно представлениям Ч. Спирмена, люди различаются по своим способностям главным образом потому, что они в разной степени обладают фактором g.
Кроме общего фактора, есть еще и специфические, определяющие успешность выполнения разных конкретных тестов. Так, выполнение пространственных тестов зависит от фактора g и пространственных способностей, математических тестов – от фактора g и математических способностей. Чем больше влияние фактора g, тем выше корреляции между тестами; чем больше влияние специфических факторов, тем меньше оказывается связь между тестами. Влияние специфических факторов на индивидуальные различия между людьми, как считал Ч. Спирмен, имеет ограниченное значение, поскольку они проявляются далеко не во всех ситуациях, и поэтому на них не стоит ориентироваться при создании тестов интеллекта. Таким образом, структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирменом, оказывается чрезвычайно простой и описывается двумя видами факторов – общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмена – двухфакторная теория интеллекта. Наиболее адекватными для диагностики таких общих психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Примером методики, в основе которой лежит поиск аналогий, является тест Равена (или Прогрессивные матрицы Равена), который был создан специально для диагностики фактора g. Идеология двухфакторной теории интеллекта Ч. Спирмена использовалась при создании ряда интеллектуальных тестов, некоторые их которых применяются в психологии по сей день. Наиболее известную в современной психологии иерархическую структуру интеллекта предложил американскитй исследователь Раймонд Кэттел. Р. Кэттел и его коллеги предположили, что отдельные интеллектуальные характеристики, выделенные на основе факторного анализа (такие, как первичные умственные способности Л. Терстона или независимые факторы Дж. Гилфорда), при вторичной факторизации объединятся в две группы или, в терминологии авторов, в два широких фактора. Один из них, названный “кристаллизованным интеллектом”, связан с теми знаниями и навыками, которые приобретены человеком – “кристаллизованы” в процессе обучения. Второй широкий фактор – флюидный интеллект – меньше связан с обучением и больше со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям. Чем выше флюидный интеллект, тем легче человек справляется с новыми, непривычными для него проблемными ситуациями.
Структура, предложенная Р. Кэттелом, представляет собой трехуровневую иерархию. Первый уровень – первичные умственные способности, второй уровень – широкие факторы (в частности, флюидный и кристаллизованный интеллект) и третий уровень – общий интеллект. В исследованиях, проводящихся в психогенетике и ориентирующихся на психометрический подход, общепринятым было и продолжает оставаться представление о существовании общего фактора интеллекта. Однако если в ранних работах интерес исследователей ограничивался выяснением генотип-средовых детерминант общего интеллекта, то позднее, с 60-х гг., начинают появляться работы, посвященные роли генотипа и среды в изменчивости отдельных когнитивных способностей, а в последнее десятилетие формируется качественно новый подход к их исследованию. Теперь при изучении генотип-средовых детерминант когнитивных способностей делаются попытки оценить вклад общего интеллекта в ту или иную когнитивную характеристику. Иначе говоря, в современных работах выясняется, чем обусловлена связь когнитивных способностей с генотипом – их связью с общим интеллектом или их собственной спецификой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|