Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неспособность к обучению. Дислексия. 1.5. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных способностей. 1.6. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных стилей




Неспособность к обучению

 

Неспособность к обучению обозначает класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (чтение, правописание, математика, общение). Понятием “неспособность к обучению” характеризуют детей, которые обнаруживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря на сохранный интеллект. Считается, что этот синдром встречается среди детей от 20 – 30%. Генетические исследования в большей степени посвящены неспособности к чтению – дислексии.

 

Дислексия

 

Дислексия – специфическая неспособность к чтению: трудности декодирования написанных слов, неспособность расчленить слово на фонемы, связать написанное слово с речью. Наличие дислексии становится очевидным в младшем дошкольном возрасте, когда детей обучают письму и чтению. Обычно при дислексии наблюдается неспособность расчленять слово на фонемы и быстро перерабатывать зрительную информацию, например быстро нарисовать на бумаге предметы. Генетический анализ этого синдрома позволил получить предварительные результаты, что гены, вовлеченные в предрасположение к этому синдрому, находятся в 6 и 15 хромосомах.

^

1. 5. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных способностей

 

Когнитивные характеристики, имеющие менее общий характер, чем показатели интеллекта, проанализированы в генетических работах не столь подробно, как интеллект, и результаты этих исследований не позволяют однозначно оценить роль генотипа и среды в изменчивости отдельных когнитивных способностей (таких, как математические способности, пространственные представления, память, логическое рассуждение, беглость речи, скорость восприятия), хотя генотип в той или иной мере вносит свой вклад в формирование их индивидуальных различий.

В результе исследований было показано, что не только разные способности, но и разные проявления одной и той же способности могут быть не одинаково связаны с генотипом. Показатели наследуемости когнитивных способностей имеют тенденцию сильно меняться с возрастом, это связано с перестройкой когнитивной сферы, происходящей в процессе развития. Величина показателей наследуемости, получаемая для разных когнитивных способностей, может быть результатом особенностей построения эксперимента. Специфика когнитивных способностей (то есть их обусловленность разными генотипическими влияниями) проявляется в величине коэффициентов генетических корреляций. В среднем коэффициент наследуемости равен 41%.

Для того чтобы оценить роль генотипа в изменчивости когнитивных способностей, были построены биометрические модели, позволяющие разделить общие (связанные с интеллектом) и специальные (присущие только конкретным когнитивным способностям) генетические влияния.

В исследовании, проведенном на детях – на близнецах, родных сибсах и приемных сибсах, - было показано, что отдельные когнитивные способности испытывают влияние разных генетических факторов – и тех, которые являются общими для них и интеллекта, и тех, которые являются уникальными, свойственными только конкретным когнитивным особенностям. Такие же результаты были получены и при исследовании разлученных и неразлученных близнецов, чей средний возраст равнялся 65 годам.


Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, изменчивость когнитивных способностей обусловлена не только средовыми, но и генотипическими влияниями. Во-вторых, вклад генотипа в изменчивость когнитивных способностей различается для разных способностей и зависит от возраста. Диапазон показателей наследуемости, полученных для разных когнитивных способностей, определенных в разных возрастах, находится в пределах от 0 до 90%. В-третьих, разные когнитивные способности испытывают влияние как одинаковых, так и различных генотипических факторов. В-четвертых, связь когнитивных способностей с генотипом обусловлена и их связью с общим интеллектом, и их собственной спецификой.

^

1. 6. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных стилей

 

Развитие представлений о способностях, о механизмах их становления и степени генетической изменчивости привело к выделению новой области психологических исследований: появились целые направления, изучающие не результативную сторону деятельности (как это происходит при диагностике интеллекта), а особенности ее процесса, ее динамику. Одним из понятий, появившихся в психологии благодаря этому ракурсу рассмотрения проблемы способностей, является когнитивныйстиль или стиль познавательной деятельности.

В самом общем виде когнитивный стиль можно определить как способы переработки информации — ее получения, хранения и использования. Предполагается, что эти способы являются относительно независимыми от содержания информации, различаются у разных людей и устойчивы у каждого конкретного человека.

Когнитивный стиль представляет собой характеристику, имеющую два полюса. Между крайними значениями полюсов располагаются в виде континуума значения, которые получают при выполнении теста испытуемые. Постулируется, что противоположные полюса каждого когнитивного стиля имеют равную социальную значимость: отражая различия в способах деятельности, они не связаны с ее успешностью. Изучение когнитивных стилей помогает понять, какими способами разные люди достигают одинакового результата, а не каков результат, при достижении которого были использованы разные способы,

К середине 70-х гг. в психологии индивидуальных различий было описано около двух десятков различных когнитивных стилей, однако в генетические работы когнитивные стили включались крайне редко. Исключение представляют два когнитивных стиля. Один из них — когнитивный стиль зависимость — независимость от поля” - диагностируется по легкости выделения части структурированного поля. Он характеризуется легкостью (независимость от поля) или трудностью (зависимостью от поля) преодоления помех, которые находятся в зрительном поле. При определении зависимости — независимости от поля испытуемому предлагают, например, найти простую геометрическую фигуру в более сложной или определить, что нарисовано на картинке, которая предъявляется с помехами. Те, кто легко справляются с такими заданиями, являются независимыми от зрительного поля (они могут отстроиться от контекста, в котором предъявляется задание). Те, кто не справляется с заданием, являются зависимыми от поля (они не могут преодолеть тех помех, которые находятся в зрительном поле). Наследуемость этого стиля 50%.

Второй когнитивный стиль, исследовавшийся в психогенетике, — это когнитивный стиль “импульсивность — рефлексивность” - быстрое, недостаточно обдуманное реагирование на проблемную ситуацию (импульсивность), подробный анализ перед действием (рефлексивность). Коэффициент наследуемости около 0%, соответственно, влияние среды около 100%.

При исследовании импульсивного — рефлексивного когнитивного стиля, как правило, не находят существенного вклада генотипа в его изменчивость. Иначе обстоит дело с зависимостью — независимостью от поля: влияние генотипа на индивидуальные различия, наблюдаемые по этому когнитивному стилю, обнаруживается и при сравнении МЗ и ДЗ близнецов, и в работах, выполненных на приемных детях и их родителях, и в семейных исследованиях.

При совместном анализе данных, полученных в 12 исследованиях, включавших различные пары родственников, было показано, что генотип определяет половину изменчивости показателей зависимости — независимости от поля. При этом в показателях наследуемости примерно в равном соотношении представлены аддитивные и неаддитивные составляющие генетической дисперсии (28% и 22% соответственно).

Значительная часть оставшейся половины дисперсии зависимости независимости от поля определяется различающейся средой, роль которой не совпадает у разных пар родственников. Например, у сибсов различающиеся средовые влияния определяют 43% изменчивости, а у близнецов – 34%. Последняя компонента дисперсии — общая среда — оказывает наименьшее влияние на формирование индивидуальных различий в показателях когнитивного стиля.

При исследовании зависимости — независимости от поля, как и при исследовании отдельных когнитивных способностей, возникает вопрос о соотношении когнитивного стиля с интеллектом. В психологических работах по мере исследования когнитивных стилей постоянно обнаруживались факты, свидетельствующие о связи зависимости — независимости от поля суспешностью выполнения интеллектуальных тестов.

В Московском близнецовом лонгитюдном исследовании были сопоставлены показатели интеллекта и зависимости — независимости от поля у детей 6, 7 и 10 лет. Генетические корреляции, подсчитанные между этими показателями, увеличивались с возрастом, но не превысили величины 0, 59. Этот результат свидетельствует о том, что по мере развития зависимость независимость от поля сближается с интеллектом по механизмам, лежащим в основе ее регуляции, но, тем не менее, сохраняет определенную специфику.

В целом, немногочисленные исследования зависимости независимости от поля, проведенные в психогенетике, указывают на то, что межиндивидуальные различия этой особенности когнитивной сферы испытывают влияние генотипа (как аддитивное, так и неаддитивное), которое определяет половину ее дисперсии. Из средовых влияний основную роль играет различающаяся среда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...